Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2500/2022 от 18.07.2022

Копия

Дело № 2-2500/2022

УИД 24RS0046-01-2021-008139-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск                                     25 августа 2022 года

Кировский районный суд города Красноярска в составе:

председательствующего судьи Кийкова С.Г.,

при секретаре Рудских Ю.Е.,

с участием истца: Лазарева А.С.,

представителя ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю по доверенности Королевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазарева Александра Семеновича к Отделению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Лазарев А.С. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю, просил возложить обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента 1,3 к заработной плате со дня назначения пенсии с 27 октября 2018 г., требования мотивируя тем, что при назначении ему страховой пенсии по старости пенсионным органом должен был быть применен районный коэффициент 1,3 к заработной плате, поскольку организации, в которых он осуществлял трудовую деятельность, находились в г. Красноярске, который, по мнению истца, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Истец Лазарев А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что районный коэффициент 1,3 должен быть применен при расчете фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю по доверенности Королева А.С. исковые требования не признала, в обоснование указывая на то, что г. Красноярск не относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит необходимым отказать в удовлетворении требований Лазарева А.С. по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действовавшего в период обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды трудовой деятельности, имеющие место до 01 января 2015г. исчисляются в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из содержания статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.

Согласно части 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Из нормативных положений статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ следует, что право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, то есть на основании части 9 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ, обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Возможность изменения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии законодателем связывается с изменением районного коэффициента в новом месте жительства пенсионера на Крайнем Севере, или с выездом пенсионера на место жительства за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В отличие от повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, которое, в силу части 12 данной статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 9 и 10 названной статьи, то есть с применением соответствующего районного коэффициента, поставлено федеральным законодателем в зависимость от факта проживания застрахованного лица на Крайнем Севере.

В связи с этим факт проживания застрахованного лица на Крайнем Севере или в соответствующих местностях является необходимым условием для назначения ему территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частям 9 и 10 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пенсий, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006г. № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1.5 до 1.8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Постановлением Совмина РСФСР от 20 марта 1991г. № 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09 июня 2003г. № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19 мая 2003г. № 670-9, Пенсионного Фонда Российской Федерации от 09 июня 2003г. № 25-23/5995.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964г. № 380/П-18 утвержден районный коэффициент к заработной плате работников в размере 1,3 в следующих районах и городах Красноярского края - сельские районы: Богучанский, Енисейский, Кежемский; Мотыгинский промышленный район; южные части Эвенкийского национального округа и Туруханского сельского района (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан); г. Енисейск с территорией, находящейся в административном подчинении Енисейского горсовета.

В соответствии с Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09 июня 2003г. № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19 мая 2003 г. № 670-9, Пенсионного Фонда РФ от 09 июня 2003 г. № 25-23/5995 районный коэффициент 1,30 установлен для лиц, работающих в Красноярском крае (Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями (часть 2 статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992г. № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01 сентября 1992г. районный коэффициент к заработной плате для всех работающих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории городов и районов Красноярского края установлен в размере 1,3.

Вместе с тем, коэффициент, установленный Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992г. № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», не подлежит применению при учете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП), поскольку в соответствии с абзацем 15 статьи 30 Федерального от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006г. № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» в повышенном размере при расчете пенсии применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти, к которым не относится администрация Красноярского края.

В соответствии с абзацем 16 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

К указанным в абзаце 1 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003г. № 22 было утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснение № 3 от 22 апреля 2003г. о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей.

В соответствии с пунктом 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 г. повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.

Аналогичные разъяснения изложены в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

В частности, при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021г. № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» город Красноярск не отнесен к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Решением УПФР в Ленинском районе г. Красноярска Лазареву А.С. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ с 27 октября 2018г. (л.д.22, 105). Данным решением истцу установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (л.д. 105).

По данным выплатного дела пенсионера Лазарева А.С. сведения, подтверждающие факт работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях в периоды с 01 сентября 1975г. по 31 декабря 2001г., отсутствуют. Истцом в судебном заседании доказательств, опровергающих данный довод, не представлено.

Определение размера пенсии по состоянию на 31 декабря 2014г. за периоды работы до 01 января 2002 г. осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Страховой стаж истца составил 36 лет 9 месяцев 23 дня, общий трудовой стаж на 01 января 2002г. составил 23 года 3 месяца 16 дней, общий трудовой стаж до 1991 г. – 12 лет 4 месяца 8 дней, что следует из подробного расчета пенсионного органа. С 01 января 2020 г. размер страховой пенсии истца составил 15 008 руб. 76 коп. Наиболее выгодный вариант расчет размера страховой пенсии по старости применен по п.3 ст.30 Закона 173-ФЗ.

Исходя из взаимосвязанного толкования положений пенсионного и иного законодательства и доказательств, исследованных в судебном заседании, следует считать установленным, что районный коэффициент в размере 1,3, установленный Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992г. № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», не является единым районным коэффициентом, который устанавливается в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о котором указано в статье 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Принимая во внимание, что у истца отсутствует стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 календарных лет либо факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 01 января 2002 г., суд считает необходимым отказать истцу Лазареву А.С. в перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента 1,3.

Таким образом, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку размер отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ограничен для истца показателем 1,2.

Одновременно с этим, довод Лазарева А.С. о праве на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент признан необоснованным, поскольку истцом не подтвержден факт проживания застрахованного лица на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лазареву Александру Семеновичу к Отделению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 30 дней с момента составления мотивированного текста судебного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Красноярска.

Судья                                                                                 Кийков С.Г.

2-2500/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лазарев Александр Семенович
Ответчики
ГУ УПФ РФ по Красноярскому краю
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Кийков С.Г.
Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
18.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2022Подготовка дела (собеседование)
09.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2022Дело оформлено
14.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее