Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-162/2023 (2-3990/2022;) ~ М-3088/2022 от 05.08.2022

Изготовлено 21.04.2023 года

Дело № 2-162/2023 (76RS0014-01-2022-003059-16)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 19 апреля 2023 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Кадыковой О.В.,

при секретаре Жибаревой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Снежкова Антона Андреевича к Правительству Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области, Министерству культуры РФ о взыскании убытков,

установил:

    Снежков А.А. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением. Просит взыскать с надлежащего ответчика убытки в сумме 440 000 руб., взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 7600 руб., взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 40000 руб., взыскать расходы по оценке земельного участка в сумме 7000 руб. и 10000 руб.

В обоснование заявленных требований указывает на следующие обстоятельства. Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, решения о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства ЯО от 03.09.2020 года № 711-п права истца в отношении земельного участка ограничены следующими запретами: запрещается строительство объектов капитального строительства, ограничивается хозяйственная деятельность, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, разрешается сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта, разрешается сохранение сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении, соблюдение иных требований, необходимых для сохранения и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта; запрещается проведение работ, приводящих к изменению ландшафта, размещение крупноформатных рекламных конструкций, прокладка инженерных коммуникаций надземным и наземным способом, закрытие коридоров и бассейнов видимости с точек наилучшего восприятия объекта культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектов. Совокупность ограничений, содержащихся в постановлении Правительства ЯО от 03.09.2020 года № 711-п, делают земельный участок абсолютно неликвидным. В результате истцу причинены убытки в сумме 440 000 руб.

В судебном заседании истец Снежков А.А. и его представитель ФИО1 заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям. Истец пояснял, что в 2012 года приобрел земельный участок площадью 4 га. Он поделил этот участок на участки меньшей площади и планировал построить на земельных участках несколько домов. Однако в настоящее время строительство домов на данных земельных участках запрещено. Принадлежащие истцу земельные участки в настоящее время являются неликвидными.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства ЯО по доверенности ФИО2 заявленные требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Полагала, что убытки у истца не возникли. Принадлежащий истцу земельный участок в соответствии с постановлением Правительства ЯО № 711-п от 03.09.2020 года расположен в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта. Пунктом 4 постановления Правительства ЯО № 711-п признано недействующим решение исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 года № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха». В соответствии с зонами охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» земельный участок с кадастровым номером также располагался в границах зоны охраняемого ландшафта, на территории которой по условиям режима запрещалось строительство жилых объектов.

В судебном заседании представитель Министерства культуры по доверенности ФИО4 заявленные требования не признала. Поддержала письменные возражения на исковое заявление. Указывала на то, что объект культурного значения федерального значения «Усадьба-музей Некрасова Николая Алексеевича» принят на государственную охрану в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», согласно которому Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Мосгорисполком и Ленгорисполком при реконструкции городов обязаны были сохранять места сосредоточения памятников культуры как заповедные районы, установить вокруг памятников охранные зоны, в пределах которых не могут допускаться работы, причиняющие ущерб памятникам. Решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 утверждены зоны охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», в соответствии с которыми земельный участок располагался в границах зоны охраняемого ландшафта, на территории которого по условиям режима запрещалось строительство, в том числе жилых объектов. Таким образом, на дату приобретения истцом спорного земельного участка на него распространялись ограничения, установленные в 1960 году. С принятием постановления Правительства ЯО № 711-п какие-либо новые ограничения в отношении спорного земельного участка не возникли.

В судебном заседании представитель Департамента охраны объектов культурного наследия ЯО по доверенности ФИО3 поддержала позицию ответчиков.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, решения о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, собственнику земельного участка подлежат возмещению в полном объеме убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением его прав.

Согласно пункту 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, в соответствии с постановлением Правительства ЯО от 03.09.2020 года № 711-п «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» расположен в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта – участок ЗОПЛ (7).

Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта установлены пунктами 15-17 раздела 3 Проекта объединенных зон охраны, согласно которым в границах территории единой зоны охраняемого природного ландшафта запрещается строительство объектов капитального строительства, проведение работ, приводящих к изменению ландшафта, разрешается проведение работ по регенерации ландшафта, благоустройству и озеленению.

Пунктом 4 постановления Правительства ЯО № 711-п признано недействующим решение исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 года № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха». В соответствии с зонами охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» земельный участок с кадастровым номером также располагался в границах зоны охраняемого ландшафта, на территории которой по условиям режима запрещалось строительство жилых объектов.

Согласно историко-архитектурному опорному плану, выполненному ООО «Проектно-строительное бюро «Архитектура ветра», спорный участок расположен в границах зоны охраняемого ландшафта. Таким образом, с принятием постановления Правительства ЯО № 711-п от 03.09.2020 года какие-либо новые ограничения, которые не были предусмотрены решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 года № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха», для собственника не возникло. В связи с этим оснований для взыскания убытков с ответчиков в пользу истца не имеется.

С момента приобретения в 2012 году и по момент утверждения постановления Правительства ЯО № 711-п земельный участок истцом не был освоен, строительство не велось. В связи с изложенным включением принадлежащего истцу земельного участка в объединенную зону охраны объектов культурного наследия реального ущерба истцу не причинено, соответственно, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» установлено, что при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений.

Суд не соглашается с доводами истца о том, что стоимость земельного участка с учетом принятия постановления Правительства составляет 0 рублей. Согласно выписке из Единого государственного реестра от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. Кадастровая стоимость земельного участка истцом в установленном порядке не оспаривалась, это предполагает, что кадастровая стоимость земельного участка равна рыночной стоимости. Соответственно материалы дела не позволяют сделать вывод об уменьшении стоимости земельного участка по состоянию на 2020 год и о стоимости земельного участка в размере 0 рублей.

Поскольку в удовлетворении основной части требований отказано, оснований для взыскания судебных расходов также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Снежкова Антона Андреевича, паспорт <данные изъяты>, к Правительству Ярославской области, ИНН <данные изъяты>, Департаменту финансов Ярославской области, ИНН <данные изъяты>, Министерству культуры РФ, ОГРН <данные изъяты>, о взыскании убытков отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья О.В. Кадыкова

2-162/2023 (2-3990/2022;) ~ М-3088/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Снежков Антон Андреевич
Ответчики
Министерство культуры РФ
Правительство ЯО
Департамент финансов ЯО
Другие
Управление Росреестра по ЯО
Департамент охраны объектов культурного наследия ЯО
ФГБУ «Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»
ООО ПСБ "Архитектура ветра"
Махалкин Руслан Александрович
Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО
Департамент лесного хозяйства ЯО
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Кадыкова Ольга Вячеславовна
Дело на сайте суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
05.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2022Передача материалов судье
12.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
03.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
19.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее