дело №2-1274/13-2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года Промышленный районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Шуровой И.Н.
при секретаре Тереховой Х.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Елены Владимировны к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным решения об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, гражданам подвергшимся воздействию радиации, об обязании назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск,
Установил:
Васильева Е.В. обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным решения об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, гражданам подвергшимся воздействию радиации, об обязании назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск, мотивируя свои требования тем, что 18.04.2019г. она обратилась в ОБУ МФЦ г.Курска за назначением оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска за 2019г. в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». 22.04.2019г. Комитет социальной защиты населения г.Курска отказал ей в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации на основании отсутствия права на дополнительный оплачиваемый отпуск. Данное решение считает не соответствующим закону, поскольку решением Промышленного районного суда города Курска от 04.04.2018г. за ней признано право на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №1244-1. Решением Промышленного районного суда города Курска от 23.01.2019г. удовлетворено её исковое заявление к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным отказа в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска за 2018г., и возложена обязанность на Комитет социальной защиты населения г.Курска назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2018 год за счет средств, выделяемых на эти средства. В связи с чем, считает, что решение Комитета социальной защиты населения г.Курска об отказе ей в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска за 2019 год создает препятствия к осуществлению ее права на получение мер социальной поддержки граждан. Просит суд признать решение об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации от 22.04.2019г. №13, принятое Комитетом социальной защиты населения г.Курска, незаконным; обязать Комитет социальной защиты населения г.Курска назначить и начислить ей денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск за 2019 год за счет средств, выделяемых на эти средства; взыскать с ответчика в её пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Истец Васильева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении и выше основаниям, просила иск удовлетворить, признать незаконным решение Комитета социальной защиты населения г.Курска №13 от 22.04.2019г. об отказе в назначении оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации; обязать Комитет социальной защиты населения г.Курска назначить и начислить ей денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск за 14 календарных дней с 25.03.2019г. по 07.04.2019г. за счет средств, выделяемых на эти цели; взыскать с ответчика в её пользу судебные расходы по оплате госпошлины при подаче иска, в сумме 300 рублей.
Представитель ответчика: Комитета социальной защиты населения г.Курска в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается карточкой почтового уведомления, имеющейся в материалах дела, уважительных причин неявки не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно заявленного спора: Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается карточкой почтового уведомления, имеющейся в материалах дела, уважительных причин неявки не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика Комитета социальной защиты населения г.Курска и третьего лица Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, в силу ст.167 ГПК РФ.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, суд приходит к выводу, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.
В соответствии с п. "ж" ч.1 ст. 72, ч.ч.2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно ч.1 ст. 10 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мзв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
В суде установлено, что Васильева Елена Владимировна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала в <адрес> которая отнесена Правительством РФ к зоне, пострадавшей от аварии на ЧАЭС с правом на отселение.
В настоящее время Васильева Е.В. проживает по адресу: <адрес>
28.02.2017г. Васильевой Е.В. Комитетом социального обеспечения Курской области выдано удостоверение серии АЮ № как выехавшей добровольно из зоны отселения, (проживающему (вшему), работающему (вшему) в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение, зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, эвакуированному из зоны отчуждения, переселенному из зоны отселения, выехавшему добровольно из зоны отселения и из зоны проживания с правом на отселение) с указанием периода проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. (л.д.6).
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за Васильевой Е.В. признано право на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №1244-1.
Данное решение суда было обжаловано в апелляционном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 17.07.2018г. указанное решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в части признания за Васильевой Е.В. права на использование и оплату дополнительного оплачиваемого отпуска оставлено без изменения.
Решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу 17.07.2018г.
Вступившим в законную силу решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено исковое заявление Васильевой Е.В. к Комитету социальной защиты населения г.Курска об обязании назначить и начислить денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск, признании незаконным отказ в назначении оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска, постановлено: «Иск Васильевой Елены Владимировны к Комитету социальной защиты населения г. Курска - удовлетворить. Обязать Комитет социальной защиты населения г. Курска назначить и начислить Васильевой Елене Владимировне денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 06.11.2018 года по 19.11.2018 года за счёт средств, выделяемых на эти цели, признав незаконным отказ в назначении оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска Васильевой Елене Владимировне.»
Решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. обжаловано не было, вступило в законную силу 01.03.2019г.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из пояснений истца и подтверждено материалами дела, Васильевой Е.В., работающей <данные изъяты> работодателем был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск за 2019 год продолжительностью 14 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме <данные изъяты> за оплатой которого Васильева Е.В. обратилась в Комитет социальной защиты населения г.Курска.
Решением Комитета социальной защиты населения г.Курска №13 от 22.04.2019г. Васильевой Е.В было отказано в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска на основании отсутствия права на дополнительный оплачиваемый отпуск, поскольку законом не предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, выехавшим добровольно из зоны отселения.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: копией удостоверения Васильевой Е.В. (л.д. 6), копией уведомления № от 22.04.2019г. (л.д.7), копией решения № от 22.04.2019г. (л.д. 8), копией решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10), копией апелляционного определения Курского областного суда от 17.07.2018г. (л.д. 11-13), копией решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16), копией трудовой книжки Васильевой Е.В. (л.д. 24-27), копией справки о предоставлении дополнительного отпуска (л.д. 28).
Согласно ст.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", данный закон направлен на защиту прав и интересов указанным в нем лиц, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В статье 7 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 24.11.1995г. №179-ФЗ) указано, что действие закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и последующее отселение граждан, на которых, начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр) и на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. В этой же статье определены зоны радиоактивного загрязнения: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом и предусмотрено, что границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов, и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Статья 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №1244-1 определяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в числе прочих, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6 ст. 13).
Положениями статей 14 - 23 указанного Закона установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категорий граждан, указанных в статье 13 Закона.
Для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (указанных в п. 6 ст. 13) такие меры установлены в статье 17 Закона.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №1244-1, гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 указанного Закона, гражданам гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007г. №136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой» утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В пункте 1 Правил указано, что данные Правила, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяют порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 14 названного выше Закона.
В соответствии с п.2 Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015г. №1074 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которому <адрес> отнесен к зоне проживания с правом на отселение.
Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд РФ, признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда. Особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции РФ права каждого на возмещение ущерба. При этом, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда - льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда - такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 01.12.1997г. №18-П, от 19.06.2002г. №11-П и др.).
Кроме того, для некоторых категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации и других работах на ЧАЭС; эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации), само по себе исключение тех или иных населенных пунктов из числа территорий, подвергшихся радиационному воздействию, или изменение их статуса не могут служить основанием для отмены возмещения гражданам вреда в объеме, ранее признанном государством. Такой вывод обусловлен тем, что категориям граждан, перечисленным в п. п. 1 - 6 и 11 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возмещение вреда производится вне зависимости от того, проживают ли они в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в других местностях (регионах) страны (Определение Конституционного Суда РФ от 03.12.1998г. №184-О).
Анализируя исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд, руководствуясь ст. ст. 10, 11, 13, 14, 17, 22 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из того, что истец обладает правом на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Закона, считает, что у Комитета социальной защиты населения г.Курска отсутствовали правовые основания для отказа Васильевой Е.В. в предоставлении мер социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, признав такой отказ незаконным.
В соответствии с пп. 13.1 п.1 ст.2 Закона Курской области от 28.12.2005г. №102-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области в сфере социальной защиты населения» г.Курска как органу местного самоуправления от субъекта Российской Федерации - Курской области были переданы полномочия по приему, проверке документов, назначению, перерасчету (индексации) и начислении денежных компенсаций и пособий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. №136 (ред. от 06.09.2016г.) «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой».
В соответствии с п. 3.8 Положения о комитете социальной защиты населения города Курска, утвержденного решением Курского городского собрания от 20.05.2008г. №38-4-рс, Комитет социальной защиты населения г.Курска принимает, проверяет документы, назначает, перерассчитывает (индексирует) и начисляет денежные компенсации и пособия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007г. №136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой», которым утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Комитет социальной защиты населения г.Курска назначить и начислить Васильевой Е.В. денежную компенсацию дополнительного оплачиваемого отпуска за 2019 год за счёт средств, выделяемых на эти цели, признав незаконным отказ от 22.04.2019г. в назначении оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска Васильевой Е.В., чем удовлетворить требования иска.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Исходя из указанной нормы закона, суд считает необходимым взыскать с ответчика Комитета социальной защиты населения г.Курска в пользу истца Васильевой Е.В. государственную пошлину в размере 300 руб., оплаченную ею при подаче настоящего искового заявления в суд, согласно имеющегося в материалах дела чека по операции Сбербанка онлайн (л.д.3).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Васильевой Елены Владимировны к Комитету социальной защиты населения г. Курска - удовлетворить.
Обязать Комитет социальной защиты населения г. Курска назначить и начислить Васильевой Елене Владимировне денежную компенсацию за дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, выделяемых на эти цели, признав незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в назначении оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска Васильевой Елене Владимировне.
Взыскать с Комитет социальной защиты населения г. Курска в пользу Васильевой Елены Владимировны судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья