Гражданское дело № 2-62/2022 (2-3226/2021;)
УИД: 47RS0005-01-2021-003950-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2022 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д. Ю.,
при секретаре Пикало С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выборгского городского прокурора Ленинградской области к дачному некоммерческому партнерству "Балтийское" об обязании согласовать создание мест и контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Выборгский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к дачному некоммерческому партнерству "Балтийское" об обязании согласовать создание мест и контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Выборгского городской прокуратурой проанализирована представленная АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» информация о садоводческих некоммерческих товариществах, заключивших договоры с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и установлено, что дачным некоммерческим партнерством «Балтийское» (ИНН 4704090008) не соблюдаются требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно сведениям Регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами товариществом с Региональным оператором не заключен.
Между тем, обязательное наличие специально оборудованных площадок для сбора и накопления отходов потребления на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан предусмотрено действующим федеральным и региональным законодательством.
Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора.
В нарушение норм действующего законодательства ДНП «Балтийское» не заключило с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что не допустимо.
Ненадлежащие обращение ДНП «Балтийское» с твердыми коммунальными отходами приводит к образованию несанкционированных свалок на территории массива и прилегающей территории, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
На основании изложенного истец просит обязать ДНП «Балтийское» согласовать с администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области создание (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обязать ДНП «Балтийское» оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать ДНП «Балтийское» заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в срок до 31 декабря 2022 года.
В судебном заседании помощник прокурора Дорджиева З.О. исковые требования поддержала, просила установить срок до 31.12.2022.
Представитель ответчика Кликунец Д.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований согласно представленным схемам вариантов расположения контейнерных площадок в заявленный истцом срок.
Представитель третьего лица ЛОГКУ «Ленобллес» Молокова Е.П. в судебном заседании также не возражала против удовлетворения исковых требований согласно представленным схемам вариантов расположения контейнерных площадок.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, конкурсный управляющий должника Ширяев Владимир Александрович, администрация муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в судебное заседание, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени проведения заседания, представителей не направили, ходатайств об отложении не представили, об уважительности неявки в суд не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. На основании изложенного суд определил рассмотреть дело в составе имеющейся явки сторон.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, приходит к следующему.
Право Выборгского городского прокурора на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку этого требуется для защиты интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов дела, Выборгской городской прокуратурой проанализирована представленная АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» информация о садоводческих некоммерческих товариществах, не заключивших договоры с региональным оператором в связи с отсутствием контейнерных площадок для складирования твердых коммунальных отходов на территории указанных объединений и установлено, что ДНП «Балтийское» не соблюдаются требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно, на территории объединения отсутствуют контейнерные площадки для сбора и накопления отходов, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами товариществом с региональным оператором не заключен.
Между тем, обязательное наличие специально оборудованных площадок для сбора и накопления отходов потребления на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан предусмотрено действующим федеральным и региональным законодательством.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и здравоохранению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно ст. 11 ФЗ № 89 от 24.06.1998 «Об отходов производства и потребления», ст. 11 ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 22 ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
В силу ст. 13.4 ФЗ № 89 от 24.06.1998 «Об отходов производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 и п. 4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В рамках реализации полномочий, установленных п. 25 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением совета депутатов муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 27 октября 2017 года № 114 утверждены правила внешнего благоустройства на территории муниципального образования «Селезневское сельское поселение» (далее - Правила благоустройства).
Согласно п. 5.2.3 Правил благоустройства на территориях садоводческих, огороднических и дачных объединений, товариществ и кооперативов (далее именуемых – дачные объединения) и за их пределами запрещается размещать отходы вне пределов специально оборудованных площадок для сбора и временного хранения отходов потребления. Собственники, владельцы участков индивидуальной застройки, а также садоводческих участков обязаны не допускать образования несанкционированных свалок бытовых отходов, в случае необходимости заключать договоры с соответствующими организациями на вывоз мусора на полигоны для твердых бытовых отходов, оборудованные в соответствии с санитарными правилами.
Правление дачного объединения ответственно за организацию строительства, ремонта и содержания площадок мусоросборников (контейнеров) для сбора и временного хранения отходов потребления, самих контейнеров, а также содержание территории дачного объединения с прилегающими территориями по периметру на ширину 150 метров, сбор и передачу отходов на переработку или утилизацию соответствующим организациям.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 № 89 от 24.06.1998 «Об отходов производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Подпунктами 5,6 п. 7 ст. 18 ФЗ от 29.07.2017 № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведением, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами (8) 8 – 8 (16) настоящих Правил.
В соответствии с дополнительным соглашением № 2 между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от 05.03.2019 региональный оператор – АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» - приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с 01.04.2019, на территории Выборгского района с 01.06.2019, на территории Лужского района с 01.07.2019, на территории Всеволожского района с 01.10.2019, с 01.11.2019 на территории остальных муниципальных районов Ленинградской области.
Ненадлежащее выполнение ДНП «Балтийское» с твердыми коммунальными отходами приводит к образованию несанкционированных свалок на территории массива и прилегающей территории, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Сам по себе факт прохождения ответчиком процедуры банкротства, равно как и отсутствие членов ДНП, не может рассматриваться судом как основание для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обязанность по соблюдению законодательства в области сбора твердых коммунальных отходов не зависит от данных обстоятельств.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно частей 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает, что в течение, которого истец просит обязать ответчиков совершить действия, является разумным. Поэтому суд удовлетворяет требований истца, и устанавливает срок исполнения решения суда до 31.12.2022.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░" ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2022.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2022.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2022.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.04.2022.