Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1209/2024 (33-14903/2023;) от 13.12.2023

Судья: Иванова А.И.            Гр.дело № 33-1209/2024 (33-14903/2023)

(номер дела суда первой инстанции 2-4683/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2024 года                              г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Черкуновой Л.В.,

Судей – Ивановой Е.Н., Куршевой Н.Г.,

при секретаре – Старостиной Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 октября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия

установила:

Шевченко В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 30.11.2022 он обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Решением от 28.02.2023 Шевченко В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа работы не менее 42 лет. Документально подтвержденный страховой стаж на дату обращения за назначением пенсии составил 38 лет 10 мес. 22 дня. При этом в страховой стаж не включены периоды работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Полагая необоснованным отказ во включении данных периодов в страховой стаж, истец обратился в суд с данным иском.

Основываясь на вышеизложенном, уточнив требования, истец просил обязать ответчика включить работы <данные изъяты> в страховой стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости за длительный стаж в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости (л.д.69-70).

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 16 октября 2023 года постановлено: «Исковое заявление Шевченко В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области включить в страховой стаж периоды работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области назначить Шевченко В.В. страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с момента возникновения права на досрочную пенсию, то есть с 15.12.2022».

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области просит решение суда отменить в части возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Севастьянова В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Истец Шевченко В.В. и его представитель Егорова А.Н. в суде апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы, полагали решение суда правильным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся представителя ответчика, истца и представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

На основании ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Частью 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ, а также пункту 1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190, пункту 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено, что 30.11.2022 Шевченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 28.02.2023 отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа работы не менее 42 лет. Ответчиком установлен страховой стаж на дату обращения за назначением пенсии 38 лет 10 мес. 22 дня.

В страховой стаж не включены спорные периоды работы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно записям в трудовой книжке истца <данные изъяты>

Согласно архивным справкам документы <данные изъяты>

Свидетель Гулевский А.Г. в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил факт работы истца с 01.06.1993 по 31.10.1993 в должности <данные изъяты>

Согласно архивной справке от 28.03.2023 № 184, выданной отделом по делам архивов администрации муниципального образования «<данные изъяты>

Установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что факт работы истца в спорные периоды нашел свое подтверждение, в связи с чем обязал ответчика включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы истца с 01.12.1989 по 31.12.1989, с 01.03.1993 по 31.03.1993, с 01.05.1994 по 31.05.1994, с 29.06.1982 по 16.08.1982, с 01.01.2022 по 23.05.2022 продолжительностью 9 месяцев 11 дней, поскольку указанные периоды работы подтверждены надлежащими доказательствами, отражены в ИЛС.

Согласно расчету ответчика с учетом спорных периодов продолжительность страхового стажа истца на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (30.11.2022) составила 41 год 11 мес. 15 дней, что не давало ему права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что после обращения с заявлением о назначении пении истец продолжал работать, в связи с чем стаж продолжительностью 42 года, необходимый для назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, выработан им на дату 15.12.2022, данный период работы отражен в выписке из ИЛС.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 указанной статьи, статьей 25.1 указанного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.

В силу части 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно пункту 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об отказе в установлении страховой пенсии рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении трудовой пенсии по старости досрочно представляют собой иски о признании права на пенсию.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

Поэтому если у истца возникло право на страховую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Указанная позиция отражена Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 29).

Поскольку с учетом включенных в страховой стаж истца судом периодов, по состоянию на 15.12.2022 право на досрочную страховую пенсию в связи с длительным стажем возникло, в пенсионный орган истец обратился менее чем за месяц до предполагаемого права, общий страховой стаж составил 42 года, суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 15.12.2022.

Решение суда обжалуется в части назначения досрочной страховой пенсии по старости, в остальной части решение суда не обжалуется и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Судебная коллегия соглашается с решением суда в обжалуемой части, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.

В связи с тем, что право на назначение пенсии у истца возникло в период рассмотрения дела в суде, после даты обращения в пенсионный орган 30.11.2022 г. и отказа в назначении пенсии истец продолжает работать, за истца уплачиваются страховые взносы, что подтверждается Выпиской из ИЛС (л.д.36-47), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по ч.1.2 ст.8 ФЗ-400 с 15.12.2022 г.

То обстоятельство, что ответчиком рассматривался период работы и стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии – 30.11.2022 г., периодам работы истца и подсчет стажа после указанной даты ответчик оценку не давал, по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отказа истцу в назначении пенсии с момента возникновения такого права, поскольку будет нарушать пенсионные права истца на своевременное назначение пенсии.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы ответчика не могут служить основанием для отмены решения суда в обжалуемой части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 16 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-1209/2024 (33-14903/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шевченко В.В.
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.12.2023[Гр.] Передача дела судье
30.01.2024[Гр.] Судебное заседание
19.02.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее