Дело № 2-3549/2023
УИД: 51RS0002-01-2023-003686-91
Решение в окончательной форме изготовлено 17 ноября 2023 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2023 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Самохваловой Н.Н.,
при секретаре Мильчаковой В.В.,
с участием представителя истца Плехановой К.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации города Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» о защите прав потребителя, понуждению к выполнению работ,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Мурманска обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» (далее - ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС») о защите прав потребителя, понуждению к выполнению работ.
В обоснование заявленных требований указано, что в администрацию города Мурманска обратилась Майкина К.Н., являющаяся собственником жилого помещения, расположенного адрес***, по вопросу текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома №***, корпус №*** по адрес***, а именно выполнения работ по приведению в надлежащее техническое состояние отмостки по всему периметру указанного дома.
По данному обращению МКУ «НФУ» по поручению администрации города Мурманска проведено комиссионное обследование технического состояния общего имущества указанного дома, в ходе которого при визуальном осмотре установлено следующее. Фасад:
- по периметру дома нарушение примыкания бетонной отмостки к цоколю, обшитому сайдингом.
По результатам обследования сделан вывод о необходимости обслуживающей организации ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» (ИНН №***) выполнить работы по устранению выявленных нарушений.
Истец просит суд обязать ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» (ИНН №***) в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по восстановлению примыкания бетонной отмостки к цоколю по периметру дома №***, корпус №*** по адрес***.
Представитель истца Плеханова Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, не возражала против вынесения заочного решения. Дополнила, что по запросу суда *** было проведено комиссионное обследование многоквартирного дома №***, корпус №*** по адрес*** с участием представителя ответчика, выявленные ранее нарушения содержания общего имущества многоквартирного дома не устранены.
Представитель ответчика ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений по иску не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание, что ответчик о причинах неявки своего представителя суд не уведомил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил, с учетом мнения истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Третье лицо Майкина К.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством истец свободен в выборе способа защиты своих прав.
Статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Учитывая, что администрация города Мурманска обратилась в суд с иском в интересах потребителя Майкиной К.Н., суд приходит к выводу, что заявление подано администрацией города Мурманска в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в частности, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя среди прочего плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу пункта 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (пункт 10 Правил).
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при … оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, … а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со статьей 4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, управление многоквартирным домом №*** корпус №*** по улице адрес*** на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от ***, осуществляет ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» (ИНН №***).
Учитывая, что между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам жилых помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, данный договор не расторгнут, недействительным не признан, заявлений о прекращении его действия не представлено, суд приходит к выводу, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Майкина К.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адрес***, следовательно, является потребителем коммунальных услуг.
*** Майкина К.Н. обратилась в администрацию города Мурманска с заявлением, в котором просила обратиться в суд с иском в защиту прав потребителя с целью понуждения управляющей организации к надлежащему содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома адрес***, а именно организовать и обеспечить выполнение работ по приведению в надлежащее техническое состояние отмостки по всему периметру дома адрес***.
МКУ «Новые формы управления», представляя интересы администрации города Мурманска, организовало комиссионное обследование общего имущества многоквартирного дома №*** корпус №*** по адрес***
Согласно акту от *** №***, составленному комиссией в составе инспекторов ОТН МКУ «Новые формы управления», в присутствии Майкиной К.Н., представитель ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» уведомлен о дате и времени проведения обследования факсограммой, не явился, по результатам обследования общего имущества многоквартирного дома №*** корпус №*** по адрес*** установлено: фасад: по периметру дома нарушение примыкания бетонной отмостки к цоколю, обшитому сайдингом.
По результатам обследования комиссией сделан вывод о необходимости обслуживающей организации ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» (ИНН №***) в соответствии с пунктом 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением ГОССТРОЯ РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, выполнить текущий ремонт общедомового имущества дома №*** корпус №*** по улице адрес***, а именно: восстановление примыкания бетонной отмостки к цоколю по периметру дома.
С целью определения состояния общего имущества многоквартирного дома №*** корпус №*** по улице адрес*** определением суда от *** было назначено проведение комиссионного обследования состояния общего имущества указанного многоквартирного дома, в том числе отмостки к цоколю по периметру дома, по результатам которого *** был составлен акт №***, согласно которому на момент обследования установлено, что по периметру дома имеется нарушение примыкания бетонной отмостки к цоколю, обшитому сайдингом; перечень работ, которые необходимо произвести: восстановление примыкания бетонной отмостки к цоколю по периметру дома.
Таким образом, факт ненадлежащего исполнения обслуживающей организацией ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» обязанностей по содержанию общего имущества дома №*** корпус №*** по адрес*** нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
До настоящего времени требования истца о приведении общего имущества в надлежащее состояние ответчиком не исполнены, выявленные нарушения в содержании общего имущества указанного многоквартирного дома не устранены.
Доказательств обратного, в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной ответчика не представлено.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) включаются в состав общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170.
В указанных Правилах перечислено то, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор управления с управляющей компанией.
С учетом изложенного, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома, как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли они в договоре и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах невключение в перечень обязательных работ, выполняемых управляющей компанией за установленную плату, размер которой установлен собственниками жилых помещений, работ по текущему ремонту, не является основанием для освобождения управляющей организации от выполнения этих работ, освобождения от обязанности поддерживать общее имущество многоквартирных жилых домов в надлежащем, технически исправном состоянии, обеспечивающим надежность и безопасность многоквартирного дома, для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, посредством проведения текущего ремонта по мере возникновения тех или иных неисправностей и необходимости их своевременного устранения.
В соответствии с пунктом 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Согласно Приложениям № 4, 7 вышеназванных Правил, выполнение указанных выше работ относится к работам текущего характера (Фундаменты. Устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы. Стены и фасады. Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов).
Неудовлетворительное состояние общего имущества многоквартирного дома №*** корпус №*** по адрес*** в части нарушения примыкания бетонной отмостки к цоколю по периметру дома подтверждено материалами дела, доказательств того, что со стороны управляющей организации были предприняты все необходимые и своевременные меры по выполнению возложенных на нее обязанностей, материалы дела не содержат.
Невыполнение ремонта может привести к дальнейшему разрушению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что нарушает права всех собственников и нанимателей, которые являются потребителями услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Таким образом, поскольку ответчик как управляющая организация в период действия договора управления обязан поддерживать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии, проводить соответствующий текущий ремонт и необходимые профилактические мероприятия, следить за техническим состоянием дома, общедомового имущества, своевременно осуществлять ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поддерживать его исправное состояние, то именно на ответчика ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» надлежит возложить обязанность по организации выполнения работ по текущему ремонту общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома.
Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме №*** корпус №*** по адрес***, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При определении перечня и объема работ, необходимых для приведения общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние, суд руководствуется актами от *** №***, от *** №***, составленными МКУ «Новые формы управления», поскольку они не оспорены, недействительными не признаны.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит обязать ответчика ООО «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» произвести указанные в иске работы в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В целях реального исполнения судебного акта, принимая во внимание объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит установленный истцом срок для выполнения работ достаточным и полагает возможным установить срок выполнения работ по восстановлению примыкания бетонной отмостки к цоколю по периметру дома №***, корпус №*** по адрес*** в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что установленный срок является разумным и достаточным.
При этом суд учитывает, что доказательств невозможности проведения необходимых ремонтных работ с надлежащим качеством в указанный период времени ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации города Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» о защите прав потребителя, понуждению к выполнению работ – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» (ИНН №***) в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по восстановлению примыкания бетонной отмостки к цоколю по периметру дома №***, корпус №*** по адрес***.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК «НЕДВИЖИМОСТЬ-СЕРВИС» (ИНН №***) государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Н. Самохвалова