Дело № 11-20/19 г.Иваново
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ивановский районный суд Ивановской области
в составепредседательствующего судьи Смирновой НВ
при секретаре Давыдовой АВ
с участием:
представителя истца ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» по доверенности Бобровой ТВ
ответчика Котова АЮ
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Котова А.Ю., Котовой М.В., Котова С.А., Котовой Я.А. на решение мирового судьи судебного участка № Ивановского судебного района в Ивановской области от 08 апреля 2019 года по делу № по иску ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Котову А.Ю., Котовой М.В., Котову С.А., Котовой Я.А. о взыскании задолженности оп оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени,
установил:
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» обратилось в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2017 года по 31.07.2018 года в размере 4286 рублей 24 копеек и пени за период с 10.09.2017 года по 14.08.2018 года в размере 299 рублей 49 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии с пунктом 4 Правил обращениями с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановления Правительства РФ от 05.09.2016 № 881.
Приказом Департамента ЖКХ Ивановской области от 22.09.2016 № 140 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на период 2016 – 2031 годы. По результатам конкурсного отбора 17.01.2017 г. с Департаментом ЖКХ Ивановской области подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности Регионального оператора. В соответствии с условиями Соглашения Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Ивановской области с 01.07.2017 г. и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области до 31.12.2031 г.
Согласно справке МАУ МФЦ от 18.06.2018 г. по адресу <адрес> на 18.06.2018г. зарегистрированы: Котов А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ, Котова М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ, Котова Я.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ, Котов С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ.
Населенный пункт, на территории которого должники зарегистрированы, включен в территориальную схему обращения с ТКО, утвержденную приказом Департамента ЖКХ Ивановской области № от 22.09.2016.
В соответствии с пунктом 4 Правил от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), к коммунальным услугам относится обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Истец оказывает коммунальную услугу по обращению с ТКО собственниками и пользователям жилых домов (домовладений), в соответствии с пунктом 148(11) Правил.
Согласно п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных правовых актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Поскольку письменный договор между сторонами отсутствует, то в соответствии с пунктами 148(1), 148(2) Правил, договор заключен путем совершения конклюдентных действий. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 № 133-н/1 утвержден среднемесячный норматив накопления ТКО в расчете на 1 проживающего – 0,180 куб. м.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 г. № 147-к/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 492,90 руб./куб.?м, с учетом НДС. Тариф действовал с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017 № 177-к/4 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 480,78 руб./куб.?м, с учетом НДС (действует с 01.01.2018 по 31.12.2018).
В соответствии с пунктом 148(28) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
С учетом изложенного, размер платы с 01.07.2017 по 31.12.2017 в расчете на 1 проживающего в месяц составляла 88,72 рубля (492,9 руб./куб. м * 0,180 куб. м/мес.), а с 01.01.2018 – 86,54 рубля (480,78 руб./куб. м * 0,180 куб. м/мес.).
За период с 01.07.2017 по 31.07.2018 задолженность должников по оплате жилищно - коммунальных услуг составила 4286 рублей 24 копейки.
За период с 10.09.2017 по 14.08.2018 сумма пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО составила 299 рублей 49 копеек.
До предъявления настоящего искового заявления истец обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, однако, вынесенный судебный приказ отменен судом на основании заявления должника (статья 129 ГПК РФ).
Решением мирового судьи судебного участка № Ивановского судебного района в Ивановской области от 08 апреля 2019 года, изготовленным в окончательной форме 15 апреля 2019 г., исковые требования удовлетворены.
С Котова А.Ю., Котовой М.В., Котовой Я.А., Котова С.А. в солидарном порядке в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.07.2018 года в размере 4286 рублей 24 копеек и пени за период с 10.09.2017 года по 14.08.2018 года в размере 299 рублей 49 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
15 мая 2019 г. ответчиками подана апелляционная жалоба, в которой ответчики просят решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба обоснована тем, что истцом не представлено доказательств фактического осуществления работ по вывозу и утилизации ТКО из домовладения ответчиков, таких как, например, данные аппаратуры информационно-навигационной системы «Глонасс», установленной на каждом транспортном средстве, осуществляющем сбор ТКО, о прохождении мусоровозов по <адрес> с фиксацией остановки автомобиля в районе <адрес> для забора мусора, либо иной документации по работе мусоровоза, производившего забор ТКО от домовладения ответчика. Суд счел доказанным факт оказания услуг только на том основании что истец существует как юридическое лицо и наделено статусом регионального оператора в данной сфере коммунальных услуг.
Не смотря на тот факт, что сторонами не оспаривался факт отсутствия заключенного между ними в письменной форме договора по вывозу и утилизации ТКО с указанного адреса, суд счел доказанным факт заключения договора между истцом и ответчиком на оказание услуг по вывозу и утилизации ТКО из домовладения ответчика на том основании, что стороны произвели конклюдентные действия, связанные с фактическим вывозом мусора. Однако, какие именно действия, носящие характер конклюдентных, совершены ответчиком или истцом, суд не указал.
Истец не представил доказательств обратного на утверждение ответчика о том, что никаких конклюдентных действий, связанных с осуществлением вывоза и утилизации мусора от домовладения Котовых со стороны ответчика не производилось, а суд не дал оценку ни утверждению ответчика, ни позиции истца по данному поводу.
Если ответчиками представлены доказательства самостоятельного сбора ТКО из своего домовладения, транспортировки мусора в арендуемые у ООО «Мега-Авто» контейнеры с дальнейшей совместной утилизацией мусора, то доказательств работы Регионального оператора по сбору и утилизации ТКО от домовладения Котовых не представлено вовсе, как не представлено доказательств того, что по договору 12-2-1054 на оказание слуг по обращению с ТКО от 01.07.2019 года утилизировались ТКО только и исключительно юридического лица.
Суд не принял в качестве доказательства фотографии процесса погрузки членами семьи № ТКО из их домовладения в контейнеры ООО «Мега-Авто» не объективно, так как ответчики не скрывали тот факт, что вопрос по обращению с ТКО, образуемых в процессе жизнедеятельности их семьи решен подобным образом за долго до создания юридического лица истца и наделения его статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ивановской области, а также утверждения ответчиков о том, что и в настоящее время их действия по обращению с ТКО имеют тот же самый характер и впредь меняться не планируют.
Утверждение суда о том, что показания свидетеля И.П.В. не могут быть приняты во внимание только на том основании, что его должность по документам не соответствует выполняемым им обязанностям по факту, также не является объективным, поскольку вопрос о трудовых отношениях свидетеля и ООО «Мега-Авто» в свете данного конкретного судебного дела не является актуальным и способным повлиять на показания И.В.П. по известным ему сведениям. В качестве кого именно трудоустроен в ООО «Мега-Авто» свидетель И.П.В. не является критичным по данному конкретному делу. Важнее то, что может сообщить суду данный свидетель.
Кроме того, судом не дана оценка доводу ответчиков о том, что требование платы, изложенной в исковом заявлении, является попыткой получить повторную плату за услугу, что является неправомерным и может расцениваться как способ незаконного обогащения.
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» представлены возражения на апелляционную жалобу, истец считает её необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Во исполнение п. 6 Правил обращения с ТКО Региональный оператор направил всем потребителям, в том числе, собственникам индивидуальных жилых домов, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект договора. Однако, до настоящего времени подписанный ответчиками договор, направленный по адресу: <адрес>, в адрес Регионального оператора не вернулся.
В соответствии с п. 148(1) Правил № 354, договор может быть заключен путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с п. 148(5) Правил № 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами, заключаемых собственниками с соответствующим региональным оператором по
обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми
коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с
организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в
интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с
твердыми коммунальными отходами.
Договор, указанный в п.п. «б» и. 148(5) Правил № 354 ответчиками не представлен.
Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является Региональный оператор.
В соответствии с пп. «в» п. 148(11) Правил № 354, Региональный оператор приступает к предоставлению коммунальной услуги со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
Ответчики не оспаривают, что проживает по адресу: <адрес>.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен Региональному оператору по ТКО на период с 01.01.2017 по 31.12.2031.
Единый тариф на услугу по обращению с ТКО установлен Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 № 147-к/1.
Региональный оператор начал осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Приказом Департамента ЖКХ Ивановской области № 140 от 22.09.2016г. с 01 июля 2017 года.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен путем совершения конклюдентных действий с 01.07.2017 года.
В соответствии с п. 148(16) Правил № 354, для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с ТКО способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора.
Заявлений о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменном виде от ответчиков не поступало.
Нормами Правил № обязанность потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО по внесению платы за оказываемую услугу не обусловлена наличием заключенного договора.
Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ.
Соответствующее соглашение было подписано 17.01.2017, а единый тариф на услугу по обращению с ТКО установлен и в ступил в силу с 01.07.2017.
Таким образом, обязанность по оплате за оказываемую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникла у ответчиков с 01.07.2017 г.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Из указанной нормы следует, что региональный оператор не вправе отказать в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В свою очередь, собственники ТКО не вправе отказываться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
В дополнительных возражениях истец указывает, что в соответствии с ч.5 ст. 30 ЖК РФ собственники жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 и ч.5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором в соответствии с Законом №89-ФЗ, региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения (п.7 Правил №1156).
Таким образом, услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором независимо от наличия заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональным оператором был заключен агентский договор № от 27.01.2017 г. с ООО «<данные изъяты>», согласно которому агент обязан был доставить проекты договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами до почтовых ящиков потребителей. Данный договор был исполнен, что подтверждается актом выполненных работ от № от 16.02.2017 г. А также приложением № к акту № от 16.02.2017 г. в котором представлен поадресная часть по доставке проектов договоров, в том числе по адресу <адрес>.
Ответчики, утверждая, что не получали проект договора, сами не обеспечили возможность получения юридически важных документов по месту своего жительства и регистрации.
Региональный оператор начал осуществлять деятельность с 01 июля 2017 года.
ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» заключил договор от 26.04.2017 г. с ООО «Чистое поле +» на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. В соответствии с договором ООО «Чистое поле +» осуществляет сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения на территории городского округа Кохма, Комсомольского, Приволжского, Родниковского и Фурмановского районов Ивановской области в соответствии с утвержденными маршрутными графиками. Движение специализированного транспортного средства осуществляется по всей <адрес>, без исключения каких-либо домов.
Согласно ст. 16 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов осуществляется при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Транспортирование твердых коммунальных отходов иным образом законом не предусмотрено.
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. №641» складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах;
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с п. 148 (16) Постановления от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе <…> заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
В период с 01.07.2017 г. Региональный оператор осуществлял свою деятельность в качестве организации осуществляющей сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, а ответчики, зарегистрированные и проживающие по адресу: <адрес>, имели реальную возможность пользоваться данной коммунальной услугой в силу расположения их дома в обслуживаемом истцом населенном пункте и в силу фактического проживания ответчиков в данном доме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Котов АЮ поддержал доводы, приведённые в апелляционной жалобе, и пояснил, что является директором и учредителем ООО «Мега-Авто», расположенного по адресу: <адрес>. 01 июля 2017 г. между ООО «Мега-Авто» и Региональным оператором заключен договор на оказание ООО «Мега-Авто» услуг по обращению с ТКО. В связи с чем не оспаривал, что с 01 июля 2017 г. было известно о том, что исключительным правом собирать ТКО наделен Региональный оператор. 17 января 2019 г. между ООО «Мега-Авто» и Региональным оператором заключено дополнительное соглашение, согласно которого факт вывоза ТКО ООО «Мега-Авто» подтверждается путем заполнения акта. ООО «Мега-Авто» оплачивает принятые Региональным оператором ТКО исходя из объемов ТКО. Он и члены его семьи вывозят ТКО из дома в контейнеры ООО «Мега-Авто», соответственно, услуги Регионального оператора по обращению с ТКО из дома ответчиков оплачиваются ООО «Мега-Авто» исходя из их объема, а сумма, взысканная решением, является повторной платой за услугу. Доказательств того, что между ним, членами его семьи и истцом путем конклюдентных действий заключен договор с Региональным оператором, истцом не представлено, в том числе, доказательств фактического оказания Региональным оператором услуг, сбор мусора от его дома не осуществляется. <адрес> не указан ООО «Чистое поле +» в числе домов, от которых осуществляется сбор ТКО, указано «14 (два дома)». <адрес> также принадлежащий ему <адрес>, действительно, расположены на одном земельном участке, но, <адрес> имеет свою нумерацию. Из чего он делает вывод, что от <адрес> вывоз ТКО не осуществляется.
Ответчики Котова МВ, Котов СА, Котова ЯА, извещенные в порядке гл.10 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, в связи с чем в силу ст.167, 327 ГПК РФ и ст.165.1 ГК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» по доверенности Боброва ТВ поддержала выше изложенные возражения и дополнения к ним, пояснила, что ООО «<данные изъяты>» на основании договора с Региональным оператором осуществило доставку проектов договоров собственникам домов г. Кохма путем оставления в почтовых ящиках простых писем. Кроме того, ответчикам не позднее, чем с 01 июля 2017 г. (дата заключения договора между ООО «Мега-Авто» и Региональным оператором) известно о необходимости заключить договор на вывоз ТКО. Более того, типовой договор утвержден Правительством РФ и размещён на сайте Регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказаться от оказания услуг и обязан вывозить мусор от каждого домовладения. ООО «Чистое поле +» на основании договора с Региональным оператором осуществляло услуги по сбору и транспортированию ТКО, в том числе, от домовладения ответчиков. Дома ответчиков №№ и 14 расположены на одном земельном участке, соответственно, ООО «Чистое поле +» осуществляет сбор и транспортировку ТКО от обоих домов. Имеются акты выполненных работ. Ответчики не предъявляли претензий к Региональному оператору по поводу не вывоза мусора от <адрес>.
Между ООО «Мега-Авто» и Региональным оператором заключен договор на сбор и транспортировку ТКО ООО «Мега-Авто», т.е. юридического лица, а не ответчиков-граждан. Ответчики не вправе в силу действующего законодательства складировать мусор в контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц. Кроме того, для юридических лиц установлены иные нормативы, нежели для граждан, граждане производят оплату по нормативу и исходя из числа зарегистрированных лиц, а юридические лица – исходя из норматива и объема мусора.
Заслушав объяснения ответчика, представителя истца, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает, по следующим основаниям.
Мировым судьёй установлено и подтверждается материалами дела, что Котов А.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В данном жилом доме также зарегистрированы Котова М.В., Котова Я.А., Котов С.А..
Населенный пункт, на территории которого проживают ответчики, включен в территориальную схему обращения с ТКО, утвержденную приказом Департамента ЖКХ Ивановской области №140 от 22 сентября 2016 года.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 (далее – Правила ТКО), к коммунальным услугам относится обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договора на оказание услуг по обращению с ТКО заключенных с потребителями.
Приказом Департамента ЖКХ Ивановской области от 22 сентября 2016 года №140 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Ивановской области на период 2016-2031г.г.
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» Департаментом ЖКХ Ивановской области наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2016 года № 811.
По результатам конкурсного отбора 17 января 2017 года между ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и Департаментом ЖКХ Ивановской области подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, определяющее, в том числе, права и обязанности его сторон, порядок деятельности Регионального оператора.
В соответствиями с условиями Соглашения Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме не позднее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Ивановской области с 01 июля 2017 года и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области до 31 декабря 2031 года.
Согласно пояснениям представителя истца, а также согласно договора на доставку проектов договоров от 27 января 2017 г. заключенного между истцом и ООО «<данные изъяты>», акта № от 16 февраля 2017 г., сообщения ООО «<данные изъяты>» от 21 февраля 2017 г. в адрес Регионального оператора о технической ошибке (описке) в Приложении № к акту, в котором указан перечень адресатов с адресной частью (вместо слов «доставил платежные документы» следует считать «доставил проекты договоров»), и ответа ООО «АССИСТАНТ-ПАРТНЁР» на запрос суда апелляционной инстанции, доставка проектов договоров была осуществлена до почтовых ящиков адресатов по г. Кохма в количестве 4491 шт.
Согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 и ч.5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
Ответчикам не позднее, чем с 01 июля 2017 г. (дата заключения договора между Региональным оператором и ООО «Мега-Авто», учредителями которого являются ответчики Котовы АЮ и МВ) стало известно о необходимости заключить договор на вывоз ТКО, что ответчиком Котовым АЮ в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
В соответствии с п. 148(1) Правил № 354, договор может быть заключен путем совершения конклюдентных действий.
В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором в соответствии с Законом №89-ФЗ, региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения (п.7 Правил №1156).
Таким образом, услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором независимо от наличия заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 148(5) Правил № 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами, заключаемых собственниками с соответствующим региональным оператором по
обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми
коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с
организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в
интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с
твердыми коммунальными отходами.
Договор, указанный в п.п. «б» и. 148(5) Правил № 354 ответчиками не представлен.
Учитывая выше изложенное истец приступил к исполнению обязательств по вывозу ТКО, в том числе и от <адрес>, что подтверждается договором на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов от 26 апреля 2017 года, заключенным Региональным оператором с ООО «Чистое поле +», приложениями к нему, графиками вывоза ТКО, актами выполненных работ по договору от 26 апреля 2017 года и ответами ООО «Чистое поле +» за запросы суда апелляционной инстанции о том, что при движении специализированного мусоровоза по <адрес> сбор ТКО осуществляется, в том числе, от дома № № (два дома), дом № № и дом № № расположены на одном земельном участке, огорожены единым забором, нумерация на доме № № присутствует, на доме № № не видна.
Ответчик Котов АЮ не отрицал, что дом № № также принадлежит ему, дома №№ и № расположены на одном земельном участке.
Тот факт, что на представленной ответчиком копии фотографии, выполненной в зимнее время года, виден номер дома №, не опровергает выше указанный ответ на запрос суда от ООО «Чистое поле +», поскольку даты изготовления фотография не содержит, а в том случае, если она была выполнена в период рассмотрения дела мировым судьёй (март - начало апреля 2019 г.), то тем более не подтверждает наличие номера на доме № в предшествующий период (с 2017 по 2019 г.г.).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО от земельного участка, на котором расположены дома №№ № и №.
Представленные истцом доказательства факта оказания услуг отвечают признакам относимости и допустимости (ст.ст.59,60 ГПК РФ).
При данных обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что между истцом и ответчиками фактически возникли договорные отношения путем осуществления конклюдентных действий, связанных с фактическим вывозом ТКО у ответчиков. Претензий к Региональному оператору по поводу не вывоза мусора ответчики в спорный период не предъявляли.
Довод ответчиков о необоснованности иска в силу того, что ими оплачены услуги истца, поскольку они складируют ТКО в контейнеры ООО «Мега-Авто» (учредителями которого являются ответчики Котовы АЮ и МВ), между которым и региональным оператором заключен договор на сбор и транспортировку ТКО ООО «Мега-Авто», основан на неверном толковании действующего законодательства.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.07.2017 года, заключенный между ООО «Мега-Авто» и истцом, дополнительное соглашение к нему, свидетельствуют об оказании услуг по обращению с ТКО именно в отношении юридического лица - ООО «Мега-Авто».
В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. №641» складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах;
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом, в соответствии с п. 148 (16) Постановления от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе <…> заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Т.о., Котовы не вправе заполнять контейнеры для ТКО ООО «Мега-Авто», а ООО «Мега-Авто» не наделено правом на забор мусора у граждан.
Соответственно, мировой судья обоснованно не принял в качестве доказательства договор безвозмездного пользования контейнерами для складирования ТКО от 03.07.2017 г. заключенный между ООО «Мега-Авто» и его учредителем Котовым А.Ю.
Кроме того, с 03.07.2017 г. по настоящее время, несмотря на получение квитанций от регионального оператора (факт получения квитанций Котов АЮ подтвердил в судебном заседании), Котовы не обращались к региональному оператору в целях разрешения возможности забора их ТКО из контейнеров, находящихся на площадке ООО «Мега-Авто» на основании договора безвозмездного пользования от 03.07.2017 г, что ставит под сомнение сам факт заключения данного договора 03.07.2017 г. между ООО «Мега-Авто» и его учредителем Котовым АЮ.
Доказательства, прямо подтверждающие вывоз ответчиками из <адрес> ТКО в контейнеры ООО «Мега-Авто» в период с 01.07.2017 года по 31.07.2018 года, не представлены.
Свидетель И.П.В. показал, что работает больше 5 лет в ООО «Мега-Авто» разнорабочим, в его обязанности входит, в том числе, собирать мусор. На работу приходит к 8 часов утра, видит, как 2-3 раза в неделю Котов А.Ю. либо его сын Сергей привозят на машине мусор и выбрасывают мусорные пакеты в контейнер для мусора. Затем приезжает машина ООО «Мега-Авто» и увозит мусор. Что за мусорные пакеты привозит Котов А.Ю., он не знает, откуда их привозит - не знает. На фотографиях сфотографирован он с Котовым А.Ю., а с какой целью они сделаны - не знает.
Из показаний свидетеля И.П.В. мировым судьёй сделан верный вывод о том, что он не являлся непосредственным свидетелем сбора и вывоза ТКО из <адрес>, а лишь иногда наблюдал привоз Котовыми пакетов с мусором, при этом, ему не известно обстоятельства их происхождения и забора.
Оценивая представленные ответчиками копии фотографий, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что они не представляют возможным определить время и дату их выполнения, а также отнести их к обстоятельствам факта вывоза ТКО по адресу ответчиков.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данной оценкой, поскольку копии фотографий, выполненных в зимнее время года без наличия даты их выполнения, на которых отображены мусорные пакеты в открытом багажнике автомобиля возле дома, имеющего № без указания улицы, а также фотографий без дат, на которых отображен ответчик рядом с мусорными контейнерами, с протянутыми руками к мусорным пакетам, находящимся в контейнерах, не являются доказательствами достоверно и неопровержимо подтверждающими факт вывоза мусора ответчиками в период в период с 01.07.2017 года по 31.07.2018 года в контейнеры ООО «Мега-Авто».
При выше изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции законных оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не находит. Выводы суда основаны на собранных по делу и исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая оценка, отвечающая нормам материального права, регулирующим спорные правовые отношения. Юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно. Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, повлиявших на исход дела, судом не допущено. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая установленные в различные периоды времени размеры тарифов, положения ч.3 ст.31 ЖК РФ о солидарной ответственности, положения ст.155 ЖК РФ, устанавливающей размер пени за невнесение платы за коммунальные услуги, и положения ст.98 ГПК РФ, мировой судья обоснованно пришел к выводу о взыскании с ответчиков в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.07.2017 года по 31.07.2018 года в размере 4 286 рублей 24 копеек, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № Ивановского судебного района в Ивановской области от 08 апреля 2019 года по делу № по иску ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Котову А.Ю., Котовой М.В., Котову С.А., Котовой Я.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени - оставить без изменения, апелляционную жалобу Котова А.Ю., Котовой М.В., Котова С.А., Котовой Я.А. – без удовлетворения.
Судья Смирнова НВ
Полный текст апелляционного определения изготовлен 05 августа 2019 г.