Дело № 2-2266/2020
18RS0013-01-2020-002199-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года село Завьялово УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кожевникова Ю.А.,
при ведении протокола и аудиофиксации хода судебного заседания секретарем судебного заседания Батовой А.Д.,
с участием:
прокурора Релиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Гольянское» Завьяловского района Удмуртской Республики, о возложении обязанности по изготовлению технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования местного значения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Завьяловского района Удмуртской Республики обратился в суд с указанным иском к Администрации МО «Гольянское», просил суд возложить на ответчика обязанность по изготовлению технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования местного значения – Удмуртская Республика, <адрес>, идентификационный номер дороги №.
Исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой Завьяловского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства, регулирующего вопросы содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории МО «Завьяловский район», выявлены нарушения законодательства в части технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. Установлено, что указанная выше автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Гольянское», и до настоящего времени технический паспорт на данную автомобильную дорогу не изготовлен. Отсутствие технического паспорта создает угрозу безопасности дорожного движения и влечет нарушение прав граждан.
С учетом указанного прокурор просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные требования поддержала, по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Ответчик о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, возражений на иск не представил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
На основании пунктов 1.1-1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» технический учет и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Порядок составления технического паспорта автомобильной дороги определен указанными нормами.
В соответствии с пунктами 2-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от форм собственности и значения; оценка технического состояния в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией; оценка проводится не реже одного раза в год.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Между МО «Завьяловский район» и МО «Гольянское» заключено соглашение о передачи части полномочий по решению вопросов местного значения на 2020-2021 годы, в соответствии с которым МО «Гольянское» принимает и осуществляет полномочие по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление других полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопросами содержания и строительства дорог в границах населенных пунктов МО «Гольянское» занимаются органы местного самоуправления – Администрация МО «Гольянское».
Постановлением Администрации МО «Гольянское» от ДД.ММ.ГГГГ № автомобильная дорога по <адрес>, идентификационный номер дороги – №, протяженностью 1,5 включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Гольянское».
Согласно указанным правовым нормам на Администрацию МО «Гольянское» как орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах сельского поселения.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что Администрацией МО «Гольянское» до настоящего времени не изготовлен технический паспорт на автомобильную дорогу общего пользования местного значения - УР, <адрес>, идентификационный номер дороги – №.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение Администрацией МО «Гольянское» обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Технический паспорт дороги является документом технического учета дорог и дорожных сооружений, который определяет фактическое состояние автомобильной дороги.
Таким образом, отсутствие паспортизации указанного участка дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и влечет нарушение прав граждан.
Указанное свидетельствует, что Администрация МО «Гольянское» не обеспечивает надлежащее содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, создавая тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровью и имуществу населения.
Данные нарушения закона ущемляют права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия пользования автомобильным транспортом, представляют опасность для участников дорожного движения.
Срок для выполнения обязанности по изготовлению технического паспорта на указанный выше участок автомобильной дороги общего пользования местного значения – 6 месяцев – суд находит достаточным для совершения ответчиком всех необходимых действий.
Таким образом, требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Гольянское» Завьяловского района Удмуртской Республики о возложении обязанности по изготовлению технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования местного значения – УР, <адрес>, идентификационный номер дороги – №, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Гольянское» Завьяловского района Удмуртской Республики изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу общего пользования местного значения – УР, <адрес>, идентификационный номер дороги – № в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено судом в совещательной комнате.
Судья Ю.А. Кожевников