Дело № 2-137/2024 г.
УИД: 46RS0022-01-2024-000119-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Солнцево Курской области 27 апреля 2024 года
Солнцевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Костюковой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Авакян Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области обратилась в суд с вышеуказанным иском мотивируя свои требования тем, что в соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации» и Постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 г. №86 «О порядке реорганизации совхозов и колхозов» и от 04.09.1992 г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса» осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее предприятиями, передавались в долевую собственность граждан.
В дальнейшем были утверждены Списки лиц, наделяемых земельными долями. С момента возникновения у указанных лиц права собственности на земельные доли некоторые из них не приняли мер к регистрации права собственности, впоследствии умерли, а наследники не вступили в права наследования.
В газете «Курская правда» от 29.06.2023 года, на официальном сайте администрации Субботинского сельсовета был опубликован список невостребованных земельных долей и сообщение о собрании собственников земельных долей, а также данная информация была размещена на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования по месту расположения земельного участка. Постановлением главы администрации Субботинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён список невостребованных земельных долей, расположенных на территории муниципального образования «Субботинский сельсовет». В связи с этим истец просит признать право собственности муниципального образования «Субботинский сельсовет» <адрес> на 7 земельных долей размером по 4,68 га каждая на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, Субботинский сельсовет, принадлежащие ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7 и ФИО8
Представитель истца - администрации Субботинского сельсовета <адрес> ФИО11 в судебное заседание не явилась, заявив ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях, представитель третьего лица - Министерства имущества в Курской области в судебное заседание не явились, заявив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как предусмотрено п. 5 ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 12.1 указанного закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своём официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьёй порядке невостребованными.
Реорганизация сельскохозяйственных предприятий осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 2.03.1992 г. №213 (далее - Указ) и Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённым постановлением Правительства РФ от 4.09.1992 г. №708 (далее - Положение). Согласно п.8 Положения, в каждом реорганизуемом сельхозпредприятии определяются имущественные паи и земельные доли. В силу правил п.9 Положения и п.2 Указа, решение о форме собственности на землю принимают трудовые коллективы, затем заявка на предоставление земли вместе со списком лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, подаётся в районную комиссию, глава местной администрации устанавливает норму передачи земли в собственность.
Судом установлено, что согласно Списка лиц, имеющих право на получение земельной доли, в колхозе «Победа» - ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7 и ФИО8 указаны в данном Списке и имели право на получение земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения.
Судом также установлено, что вышеуказанные собственники земельных долей являются умершими, при жизни они не зарегистрировали своё право собственности на земельные доли и своими долями не распорядились, не зарегистрировав своих прав на земельные доли на праве общей долевой собственности, что подтверждается списками умерших граждан и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, содержащих сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2024-50794030, из которой усматривается, что за умершими гражданами право собственности на земельные доли не зарегистрировано.
К нотариусу Солнцевского нотариального округа после смерти ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 с заявлениями о выдаче свидетельства о праве на наследство никто не обращался, наследственные дела не заводились. Решением Солнцевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № года за Свидетель №1 признано право общей долевой собственности в порядке наследования по завещанию после смертиФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на земельную долю площадью 4,68 га сельхозугодий при среднем качестве земель, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № на территории Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области.
В порядке, предусмотренном п. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на официальном сайте органа местного самоуправления, в газете «Курская правда» от 29 июня 2023 года был размещён список невостребованных земельных долей, также информация была размещена на информационных щитах, расположенных на территории Субботинского сельсовета. Все претензии принимались в течение 3 месяцев с момента опубликования списка невостребованных земельных долей.
Оценивая вышеприведённые доказательства, суд приходит к выводу о том, что в силу ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на территории Субботинского сельсовета <адрес> подлежали включению в число невостребованных земельных долей.
Постановлением главы администрации Субботинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список невостребованных земельных долей, расположенных на территории Субботинского сельсовета.
Земельные доли ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 в установленном законом порядке не были выделены, межевание не проводилось, участки на кадастровый учёт не поставлены. Участники общей долевой собственности в течение 90 дней после публикации списка невостребованных земельных долей не заявили о намерении произвести выдел земельных участков в счёт причитающихся им долей.
Судом установлено, что предусмотренный Законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных, администрацией Субботинского сельсовета был соблюдён.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдаётся Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к числу которых относится ответчик - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
На основании изложенного, принимая во внимание, что перед обращением в суд истцом совершены все действия, предписанные Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно: были установлены собственники невостребованных земельных долей, в установленные законом сроки было опубликовано в средствах массовой информации сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников, органом местного самоуправления утверждён список невостребованных земельных долей, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований в отношении земельных долей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Субботинского сельсовета Солнцевского района Курской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли удовлетворить частично.
Признать за муниципальным образованием «Субботинский сельсовет» Солнцевского района Курской области право общей долевой собственности на шесть земельных долей размером по 4,68 га каждая общей площадью 28,08 га на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Курская область, Солнцевский район, Субботинский сельсовет, принадлежащие ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8.
Прекратить право собственности на шесть земельных долей размером по 4,68 га каждая на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Курская область, Солнцевский район, Субботинский сельсовет, не распорядившихся земельными долями правообладателей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Солнцевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 2 мая 2024 года.
Председательствующий судья Н.С. Костюкова