Материал № 13-30/2022
(дело № 2-421/2019, УИД 27RS0010-01-2019-000632-53)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09.03.2022 пос. Солнечный
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вовченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шульгиной А.В.,
с участием представителя ответчика администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Круглова А.В.,
представителя ООО »Исток» Пешковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края об отсрочке исполнения решения суда,
установил:
администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, мотивируя тем, что решением Солнечного районного суд Хабаровского края от 28.08.2019 Администрация муниципального района, ООО «Исток», ООО «БАМсервис» обязана в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда организовать на территории Горненского, Хурмулинского, Березовского сельских поселений Солнечного муниципального района Хабаровского края надлежащее водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь.
Администрацией муниципального района принимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, однако, в установленный срок исполнить решение суда не представляется возможным, так как на 2019 год требовались материальные средства в размере 183,5 млн. рублей. В связи с нехваткой средств бюджета и необходимости исполнения других судебных решений, в том числе и относительно очистных сооружений в поселках района, решение суда в установленный срок не исполнено.
Для получения субсидии на софинансирование расходных обязательств из краевого бюджета необходимо разработать проектно-сметную документацию, но ввиду недостаточности средств муниципального бюджета выполнить указанные мероприятия не представилось возможным. При этом Администрацией района ведется непрерывная работа в целях исполнения решения суда, что подтверждается представленными в обоснование заявления документами.
Объекты коммунального хозяйства инфраструктуры поселений Солнечного муниципального района в основном не отвечают современным условиям, имеют значительный физический и моральный износ. В бюджете района предусматриваются денежные средства на реализацию программ, направленных на капитальный ремонт коммунальных объектов, но это не меняет ситуацию по состоянию коммунального хозяйства в целом, поскольку на восстановление объектов коммунального хозяйства поселений требуется значительный объем финансирования.
Бюджет района является дефицитным, профицит составляют денежные средства бюджетных кредитов района, таким образом, бюджет муниципального района является дефицитным и высокодотационным. В 2019-2021 годах Администрацией района в бюджете предусматривались денежные средства и проводились мероприятия по восстановлению объектов коммунального хозяйства.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов муниципального района, при распределении средств районного бюджета в 2020 и 2021 годах, учитывалась минимально необходимая потребность финансового обеспечения расходных обязательств, направленных на решение первоочередных жизненно необходимых и социально значимых вопросов местного значения муниципального района, возложенных на муниципальный район действующим законодательством.
В январе 2022 года от ООО «Просто групп» поступило коммерческое предложение, согласно которому расходы на разработку проектной документации составляют 8-9 млн. руб. для одного проекта (для примера производился расчет по проектной документации для очистных сооружений п. Горин, п. Джамку).
Таким образом, только на разработку проектно-сметной документации для очистных сооружении 6 поселениях муниципального района (по решениям суда) необходимо ориентировочно 50 млн. руб.
В связи с ограниченными возможностями районного бюджета ежегодно возникает необходимость в определении приоритетов, в выборе наиболее значимых мероприятий для обеспечения безаварийной, бесперебойной работы объектов коммунального хозяйства.
Администрацией муниципального района разработан ряд муниципальных программ, выполнение которых позволяет повысить качество и стабильность предоставления коммунальных услуг, снизить расходы коммунальных предприятий, но дефицит районного бюджета не позволяет осуществить реализацию намеченных мероприятий в полном объеме.
Принимаемые районом меры по ремонту коммунальных объектов, в том числе направленные на исполнение решений суда, без финансовой поддержки края выполнить невозможно.
При этом принимаются меры к привлечению содействия края в решении данных вопросов, поскольку проведение капитального ремонта объектов коммунального хозяйства требует значительных финансовых затрат, которые непосильны для муниципального района с учетом объема собственных доходов района.
Для исполнения решения суда Администрации муниципального района необходимо время до 01.01.2024, просит отсрочить исполнение судебного решения до указанной даты.
В судебном заседании представитель администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края …………….. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил суд отсрочить исполнение вышеуказанного судебного решения до 01.01.2024. В дополнение указал, что …………
Представитель истца, и.о. Комсомольского-на-Амуре природоохранного прокурора Веселов Е.Ф., согласно телефонограмме, по существу заявления возражений не представил.
Представитель ООО «Исток» Пешкова Д.А. возражений не представила.
Представитель соответчика - общества с ограниченной ответственностью «БАМсервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Судом установлено, что решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 28.08.2019 по гражданскому делу № 2-421/2019, вступившим в законную силу 04.12.2019, администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края, ООО «Исток», ООО» БАМсервис» обязаны в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда привести очистные сооружения Горненского, Хурмулинского, Березовского сельских поселений Солнечного муниципального района Хабаровского края в надлежащее техническое состояние путем производства капитального ремонта данных объектов, при котором исключается сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и на водосборную площадь.
Из представленных суду доказательств в обоснование заявленных требований следует, что отделом жилищно-коммунального хозяйства администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края заключены договоры с ООО «Дальневосточное предприятие «Водоканалналадка» на проведение инженерно-технической оценки состояния очистных сооружений канализации, расположенных в п. Эворон (№ 021/2019 от 25.03.2019), и на выдачу инженерно-технического заключения по системам водоотведения п. Горин (№ 04/2019 от 23.05.2019) и п. Джамку (№ 06/2019 от 30.07.2019).
По результатам инженерно-технического обследования систем водоотведения установлено, что для исполнения решения суда по очистным сооружения в п. Эворон, п. Горин, п. Джамку требуется ориентировочно 172,0183,5 млн. руб. (в ценах 2019 года).
Принимая во внимание, что поселения Солнечного муниципального района Горный, Хурмули и Березовый более крупные и численность населения в них выше, чем в поселениях Эворон, Джамку и Горин, что в силу ч.1 ст. 61 ГПК РФ является общеизвестным обстоятельством, стоимость реконструкции очистных сооружений на территории п. Горный, п. Хурмули, п. Березовый составит не менее, чем на очистных сооружениях в п. Эворон, п. Горин, п. Джамку.
Администрацией муниципального района получено письмо депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 22.10.2019 № 1892/959-ГБ Гладких Б.М., в соответствии с которым, на основании письма заместителя Председателя Правительства Хабаровского края по вопросам топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Литвинчука А.А. от 15.10.2019 №12.3.22-22347, Правительством Хабаровского края рассматривается вопрос о создании акционерного общества, которое позволит обеспечить качественное проектирование, строительство и надлежащую эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения в крае.
В июле 2020 года создано и зарегистрировано краевое государственное унитарное предприятие «Региональные коммунальные системы».
В соответствии с запросом Комитета по внутренней политики Правительства Хабаровского края от 28.10.2019 № 1.22-3468 направлено письмо от 30.10.2019 № 01-21-2436 о потребности муниципального района в проектной документации в отношении социально значимых объектов, в строительстве которых имеется высокая потребность, в том числе очистных сооружений в поселках Солнечный, Горный, Хурмули, Горин, Эворон, Березовый, Амгунь, Джамку.
Письмом от 12.02.2020 № 01-21/352 Администрация муниципального района обращалась к Губернатору Хабаровского края с просьбой о содействии в исполнении судебных актов.
Министерством ЖКХ Хабаровского края дан ответ на вышеуказанное письмо, согласно которому основным условием предоставления субсидии из краевого бюджета является наличие разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации и подтверждение финансирования объекта из местного бюджета, финансирование из средств краевого бюджета разработки проектно-сметной документации не предусмотрено.
Администрация муниципального района обращалась в министерство строительство Хабаровского края и КГБУ "Проектно-строительный институт Хабаровского края" от 20.08.2020 за исх. № 01-20/1476 и от 24.08.2020 за исх. № 01-20/1489 с просьбой в оказании помощи разработки проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию очистных сооружений в шести поселениях района, данные просьбы оставлены без удовлетворения.
По результатам совещания с главами городских округов и муниципальных районов края принято решение министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края подготовить предложения по реализации мероприятий по строительству очистных сооружений в муниципальных образованиях края с учетом имеющихся решений судов, практики других субъектов Российской Федерации и возможности участия в государственных программах Российской Федерации (п. 8.1 протокола совещания от 17.11.2021).
Также из представленных заявителем доказательств следует, что районным бюджетом предусмотрены денежные средства и проведены следующие мероприятия в 2019 году в размере 44 млн. руб. на выполнение работ по капитальному ремонту объектов коммунального хозяйства. Кроме этого были привлечены средства краевого бюджета в размере 8,5 млн. руб. Итого 52,5 млн. руб.
Всего на исполнение решений суда было направлено 25,66 млн. руб., в том числе:
приобретение стальных труб и теплоизоляционного материала для капитального ремонта тепловой сети в п. Горин на сумму 1,56 млн. руб.;
капитальный ремонт электрической сети путем увеличения сечения проводов с использованием СИП в сетевом хозяйстве п. Горин 2,3 млн. руб.;
капитальный ремонт электрической сети путем увеличения сечения проводов с использованием СИП в сетевом хозяйстве п. Березовый 3,3 млн. руб.;
капитальный ремонт системы электроснабжения 0,4 кВ, 10 кВ с. Эворон всего на сумму 16,9 млн. руб., на приобретение материалов для проведения ремонтных работ направлено 9,4 млн. руб. в том числе софинансирование из краевого бюджета - 8,5 млн. руб., на выполнение работ по капитальному ремонту сетей заключен контракт на сумму 7,5 млн. руб.
- подготовка инженерно-технического заключения по системе водоотведения поселков Горин, Джамку, Эворон - 0,2 млн. руб.;
монтаж автоматической установки пожарной сигнализации и системыоповещения и управления эвакуацией (АУПС и СОУЭ) в помещениях котельных Джамку, Березовый, Горин на сумму 1,4 млн. руб. Для обеспечения качественного предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению были направлены средства на приобретение котла № 3 КЕ-6,5/14 со вспомогательным оборудованием котельной п. Хурмули на сумму 6,8 млн. руб. и на выполнение работ по монтажу котла на сумму 3,6 млн. руб. Итого - 10,4 млн. руб. На капитальный ремонт кровли здания котельной п. Хурмули направлено 1,04 млн. руб. Для обеспечения бесперебойной работы котельной п. Березовый были приобретены материалы для ремонта котла на сумму 0,8 млн. руб. Для обеспечения бесперебойного водоснабжения жителей п. Березовый были приобретены трубы полиэтиленовые и неразъемные соединения для капитального ремонта сетей холодного водоснабжения п. Березовый и выполнены работы ремонту сетей на сумму 1,4 млн. руб.; Для устойчивого электроснабжения поселений было приобретено 4 трансформатора для поселков Березовый, Эворон, Горин, Дуки, на общую сумму 1,04 млн. руб. Для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению бесперебойного предоставления коммунальных услуг населению из-за изношенности коммунальной техники и автотранспорта приобретено две единицы техники на общую сумму - 11,8 млн. руб.: фронтальный погрузчик на котельную п. Джамку и многофункциональный кран-манипулятор на базе автомобиля УРАЛ для обслуживания электросетевого комплекса район.В 2020 году в районном бюджете предусмотрены денежные средства размере 6,3 млн. руб. на выполнение работ по капитальному ремонту объектов коммунального хозяйства. Кроме этого были привлечены средства краевого бюджета в размере 73,7 млн. руб., итого 80,0 млн. руб. На приобретение материалов и оборудования для коммунальных объектов в бюджете района в 2020 году предусмотрено финансирование мероприятий по программе комплексного развития в размере 2,2 млн. руб., в том числе: на приобретение труб стальных и полиэтиленовых, а также запорной арматуры для капитального ремонта сетей тепло-, водоснабжения в поселках Амгунь, Дуки, Березовый, Горин на сумму 1,6 млн. руб. на приобретение двухсекционного водоводяного подогревателя на котельную п. Горин на сумму 600,0 тыс. рублей.
Также за счет средств краевого (700,0 тыс. рублей) и районного (100,0 тыс. рублей) бюджетов приобретен пароводяной подогреватель для котельной п. Амгунь.
На условиях софинансирования выполнен капитальный ремонт бака - аккумулятора на котельной п. Хурмули на общую сумму 1,7 млн. руб., в том числе: из краевого бюджета - 1,5 млн. руб., из районного бюджета - 200,0 ТЫС. руб.
По программе «Модернизация распределительной системы электроснабжения класса напряжения 0,4 кВ Солнечного муниципального района в 2018-2021 гг.» на условиях софинансирования приобретены материалы для капитального ремонта электросетей п. Хурмули, п. Харпичан, п. Березовый, п. Горин, п. Дуки и Болен на общую сумму 37,8 млн. руб., том числе из краевого бюджета - 34,0 млн. руб., из районного бюджета - 3,8 млн. руб. На выполнение работ в общем требуется 69,7 млн. руб.
В рамках реализации муниципальной программы «Замена котлов на муниципальных котельных поселений Солнечного муниципального района в 2015-2020 гг.» при финансовой поддержке краевого бюджета в размере 29,2 млн. руб. проведен капитальный ремонт котла на котельной п. Горин и приобретен котел на котельную п. Солнечный. В августе 2020 года в краевой Перечень дополнительно включено мероприятие по монтажу котла на котельной п. Солнечный на сумму 8,3 млн. руб.
В 2021 году в районном бюджете предусмотрены денежные средства размере 16,6 млн. руб. на выполнение работ по капитальному ремонту объектов коммунального хозяйства с привлечением средств краевого бюджета в размере 12,1 млн. руб., итого 28,7 млн. руб.
На выполнение работ по капитальному ремонту осветлительных фильтров на станции обезжелезивания п. Березовый затрачено из районного бюджета 825 тыс. руб. Выполнены работы по усилению пропускной способности электрической сети в сетевом хозяйстве п. Хурмули (в рамках исполнения решения суда), из районного бюджета затрачено 5,0 млн. руб., а также работы по усилению наружных стен здания котельной п. Джамку на сумму средств районного бюджета 1,5 млн. руб.
Капитальный ремонт кровли здания котельной п. Джамку произведен за счет средств районного бюджета на сумму 850 тыс. руб., капитальный ремонт деаэратора котельной п. Амгунь - 1,6 млн. руб., в том числе средства района 500 тыс. руб., привлечено средств краевого бюджета- 1,1 млн. руб., поставка погрузчика на котельную п. Дуки – 2134,60 тыс. руб., поставка котла со вспомогательным оборудованием на котельную п. Амгунь - 6026,82, тыс. руб.: 1,8 млн. районный бюджет, краевой бюджет 4,2 млн., поставка задвижек чугунных для капитального ремонта сетей теплоснабжения п. Горин - 139 тыс. руб. районного бюджета., поставка труб стальных для капитального ремонта сетей теплоснабжения п. Горин - 1,7 млн. руб., поставка насосного оборудования для котла на котельную п. Амгунь - 150 тыс. руб. районного бюджета и 350 тыс. руб. краевого бюджета, поставка трансформатора на водозабор п. Горин - 227 тыс. руб. районного бюджета, поставка оборудования для котельной п. Амгунь - 1,5 млн. руб. районного бюджета и краевой бюджет 3,5 млн. руб., поставка оборудования и материалов для капитального ремонта участков линии электро-передачи п. Березовый (опоры) - 300 тыс. руб. районного бюджета и краевой бюджет 3,0 млн. руб.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края принимаются необходимые и достаточные меры в пределах финансовых возможностей по ремонту коммунальных объектов, в том числе направленные на исполнение решений суда, однако без финансовой поддержки краевого бюджета выполнить качественно и своевременно данные работы невозможно. Реализация вышеуказанных мероприятий стала возможна только при помощи из краевого бюджета.
Так, решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от 19.12.2019 № 165 утвержден бюджет Солнечного муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от 24.12.2020 № 257 утвержден бюджет Солнечного муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Из анализа доходов бюджета района следует, что собственные доходы бюджета района составляют чуть выше 30% от общего бюджета, основным источником доходов бюджета являются межбюджетные трансферты из федерального и краевого бюджетов, что составляет около 70% от общего бюджета.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов муниципального района, при распределении средств районного бюджета в 2020 и 2021 годах, учитывалась минимально необходимая потребность финансового обеспечения расходных обязательств, направленных на решение первоочередных жизненно необходимых и социально значимых вопросов местного значения муниципального района, возложенных на муниципальный район действующим законодательством.
Согласно решениям о районном бюджете более половины расходов бюджета составляют расходы на образование (около 60%), направленные на реализацию права граждан на получение образования, закрепленного статьей 43 Конституции РФ;
20% расходов районного бюджета составляют расходы, связанные с предупреждением и устранением последствий чрезвычайных ситуаций, содержанием муниципальных учреждений, обеспечивающих деятельность учреждений образования, культуры и спорта, а также расходы, связанные с осуществлением переданных муниципальному району федеральных и краевых полномочий;
7% расходов районного бюджета составляют расходы, связанные с обеспечением деятельности органов местного самоуправления муниципального района;
6% расходов районного бюджета запланированы на обеспечение функционирования муниципальных учреждений в сфере культуры, физической культуры и спорта, деятельность которых гарантируется статьями 41, 44 Конституции РФ;
6% расходов районного бюджета распределены на решение иных социально значимых вопросов;
% расходов районного бюджета распределены на пенсионное обеспечение муниципальных служащих.
Кроме того, согласно исследованным материалам, в январе 2022 года от ООО «Просто групп» администрации Солнечного муниципального района поступило коммерческое предложение, согласно которому расходы на разработку проектной документации составляют 8-9 млн. руб. для одного проекта (производился расчет по проектной документации для очистных сооружений п. Горин, п. Джамку).
Таким образом, на разработку проектно-сметной документации для очистных сооружении 6 поселении муниципального района (по решениям суда) необходимо ориентировочно 50 млн. руб.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в связи с ограниченными возможностями районного бюджета ежегодно возникает необходимость в определении приоритетов, в выборе наиболее значимых мероприятий для обеспечения безаварийной, бесперебойной работы объектов коммунального хозяйства.
Администрацией муниципального района разработан ряд муниципальных программ, выполнение которых позволяет повысить качество и стабильность предоставления коммунальных услуг, снизить расходы коммунальных предприятий, но дефицит районного бюджета не позволяет осуществить реализацию намеченных мероприятий в полном объеме.
Принимаемые районом меры по ремонту коммунальных объектов, в том числе направленные на исполнение решений суда, без финансовой поддержки края выполнить невозможно.
Для получения субсидии на софинансирование расходных обязательств из краевого бюджета необходимо разработать проектно-сметную документацию за счет средств районного бюджета, однако, в связи с недостаточностью денежных средств в районном бюджете, выполнить мероприятия по разработке проектно-сметной документации не представляется возможным.
При этом суду представлены доказательства тому, что Администрацией района принимаются меры к привлечению содействия Правительства Хабаровского края в решении данных вопросов, поскольку проведение капитального ремонта объектов коммунального хозяйства требует значительных финансовых затрат, которые непосильны для муниципального района с учетом объема собственных доходов района.
Таким образом, привести очистные сооружение Горненского, Хурмулинского, Березовского сельских поселений в установленный в решении суда срок администрации Солнечного муниципального района не представилось возможным, поскольку, как установлено в судебном заседании, имеются объективные обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда в установленный срок, что подтверждается представленными заявителем и исследованными судом доказательствами, а именно: отсутствие в районном бюджете средств для проведения указанных мероприятий, в связи с его дефицитностью и высокодотационностью, а составление проектно-сметной документации, в отсутствие которой невозможно получить финансовую поддержку из краевого бюджета, требует значительных материальных затрат, которыми не располагает районный бюджет.
При этом суд принимает во внимание, что Администрацией муниципального района проводятся необходимые мероприятия по капитальному ремонту объектов коммунального хозяйства, в том числе, в рамках исполнения судебных решений. При планировании бюджета муниципальный район уделяет особое внимание решению первоочередных вопросов, которые входят в ведение органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования Администрации об отсрочке исполнения решения суда являются обоснованными, при этом суд приходит к выводу, что отсрочить исполнение решения суда следует до 01.01.2024. Указанный срок является разумным для исполнения решения суда, учитывая установленные по делу обстоятельства. Отсрочка исполнения решения суда не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц и соответствует обстоятельствам, по которым решение суда не исполнено в установленный срок.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 203, 203.1 ГПК РФ, суд
определил:
требования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края об отсрочке исполнения решения суда удовлетворить.
Исполнение решения Солнечного районного суда Хабаровского края от 28.08.2019 по гражданскому делу № 2-421/2019 по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью «Исток», обществу с ограниченной ответственностью «БАМсервис» о возложении обязанности по приведению очистных сооружений Горненского, Хурмулинского и Березовского сельских поселений Солнечного муниципального района Хабаровского края в надлежащее техническое состояние отсрочить до 01.01.2024.
На определение может быть подана частная жалоба в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд Хабаровского края, в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Е.В. Вовченко