Дело № 2 – 632/2022
УИД 27RS0010-01-2022-000870-66
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Солнечный 22 ноября 2022 г.
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе председательствующего – судьи Иващенко А.А.,
при секретаре судебного заседания Шульгиной А.В.,
с участием представителей истца Шикуновой Ю.С., Тороповой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» к Нохриной В.П. о взыскании неосновательно полученных денежных средств,
установил:
краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» (далее - КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району») обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что Нохрина В.П. по заявлению от 19.01.2021 получала меру социальной поддержки на основании Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". На основании данного Закона Нохриной В.П. была назначена мера социальной поддержки на первого ребенка Нохрина Д.М., 18.08.2020 года рождения, сроком на один год с 18.08.2020 по 17.08.2021 в размере 16 372,00 рубля ежемесячно.
В августе 2021 года при повторном обращении за данной мерой поддержки стало известно, что Нохрина В.П. получала данную меру социальной поддержки в Приморском крае, поскольку была зарегистрирована в данном регионе по месту пребывания, с 18.08.2020 по 23.02.2021 ей была назначена и выплачивалась ежемесячная мера социальной поддержки в размере 14 442,00 рубля.
Нохрина В.П., обращаясь в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району», скрыла факт обращения за аналогичной мерой социальной поддержки в другом регионе. Распоряжением от 29.07.2021 выплата меры социальной поддержки Нохриной В.П. приостановлена, а 30.07.2022 – прекращена, в связи с предоставлением льготы в другом регионе. За период с 18.08.2020 по 23.02.2021 переплата по выплате ответчику меры социальной поддержки составила 102 702,24 рубля.
Нохриной В.П. направлялось требование о возврате незаконно полученных денежных средств, однако до настоящего времени последняя в Центр социальной поддержки не обратилась, денежные средства в кассу учреждения не внесла.
Истец просит суд взыскать с ответчика денежные средства в размере 102 702,24 рубля.
В ходе свадебного заседания представители истца КГКУ «Центра социальной поддержки населения по Солнечному району» Шикунова Ю.С. и Торопова С.М. исковые требования поддержали по основаниям, в нём изложенным. Просили суд взыскать с ответчика в пользу истца незаконно полученную меру социальной поддержки на первого ребенка за период с 18.08.2020 по 23.02.2021 в размере 102 702,24 рубля.
Ответчик Нохрина В.П. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще в соответствии с положениями ст. 113, 115-117 ГПК РФ по последним известным адресам проживания, извещения возвращены в суд организацией почтовой связи по истечению срока хранения.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
При таких обстоятельствах, суд, считая судебные повестки, направленные в адрес ответчика, доставленными и, руководствуясь положениями главы 10 ГПК РФ, ст. 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке заочного производства.
Определением суда от 07.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в лице отдела по городскому округу Большой Камень и Шкотовскому району.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Заслушав представителей истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Нохрина В.П. 19.01.2021 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» с заявлением о назначении меры социальной поддержки – ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В заявлении Нохрина В.П. указала сведения о месте жительства: <адрес>.
К заявлению Нохрина В.П. приложила пакет документов:
- копию паспорта, в котором имеется штамп ее регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу,
- копию свидетельства о рождении 18.08.2020 ребенка Нохрина Д.М.,
- справку с места жительства, согласно которой Нохрина В.П. с 16.01.1998 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, также по данному адресу по месту жительства с 15.09.2020 зарегистрирован ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка Нохрина Д.М. по вышеуказанному адресу,
- документы, подтверждающие доход семьи.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» № от ДД.ММ.ГГГГ Нохриной В.П. назначена мера социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка на период с 18.08.2020 по 17.08.2021 в размере 16 372,00 рубля.
В августе 2021 года при повторном обращении Нохриной В.П. за указанной мерой социальной поддержки стало известно, что аналогичную меру социальной поддержки Нохрина В.П. получала в Приморском крае.
Из информации КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 04.08.2021 установлено, что Нохрина В.П. была зарегистрирована по месту пребывания с 23.11.2020 по 23.02.2021 по адресу: <адрес>, состояла на учете в отделе по городскому округу Большой Камень и Шкотовскому муниципальному району отделения по Артемовскому городскому округу. 26.11.2020 Нохрина В.П. обратилась в заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки в связи с рождением первого ребенка Нохрина Д.М., 18.08.2020 года рождения. После получения информации из КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» об отсутствии назначений по мерам социальной поддержки, Нохриной В.П. была назначена, в том числе, ежемесячная денежная выплата при рождении первого ребенка на период с 18.08.2020 по 23.02.2021 в размере 14 442,00 рубля.
Распоряжением от 29.07.2021 КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району» Нохриной Д.П. приостановлена ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка, так как данная мера социальной поддержки предоставлена другой организацией.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства устанавливается Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Статьей 18 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Пунктом 6 статьи 1 Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" предусмотрено, что Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с подп. «ж» п.6 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка", утвержденного приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н, в заявлении о назначении выплат указываются сведения о месте жительства (пребывания) или фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность).
Достоверность представленных сведений, указанных в заявлении о назначении выплат, а также информированность заявителя об ответственности за достоверность представленных сведений подтверждаются подписью заявителя.
Согласно п. 10 в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ заявление о назначении выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается заявителем по месту его жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения.
Исследованными материалами дела судом установлено, что ответчик Нохрина В.П., имея регистрацию по месту пребывания и месту жительства в разных регионах Российской Федерации, 26.11.2020 обратилась с заявлением о предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», а 19.01.2021 с аналогичным заявлением о предоставлении указанной меры социальной поддержки обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Солнечному району».
В период с 18.08.2020 по 23.02.2021 ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка была назначена Нохриной В.П. в Приморской крае в размере 14 442,00 рубля, и в период с 18.08.2020 по 17.08.2021 данная выплата была назначена также в Солнечном районе Хабаровского края в размере 16 372,00 рубля ежемесячно.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Солнечному району" о взыскании с Нохриной В.П. суммы ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка, выплаченного в период с 18.08.2020 по 23.02.2021, поскольку исследованными судом доказательствами установлен факт наличия виновных и недобросовестных действий со стороны ответчика, выразившихся в получении указанной меры социальной поддержки по месту жительства и месту пребывания, повлекших за собой возникновение неосновательного обогащения.
Статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы социальной защиты населения при обращении в суды общей юрисдикции в соответствии с федеральными законами в защиту государственных и общественных интересов как истцы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика денежной суммы неосновательного обогащения, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с требованиями подп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 3254,04 рубля в доход местного бюджета Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Руководствуясь ст. 194-198, 235, 237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 2717017160) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 18.08.2020 ░░ 23.02.2021 ░ ░░░░░░░ 102 702,24 ░░░░░ (░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░) ░░░░ 24 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3254 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 04 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░