УИД 42RS0№-34 (2-657/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
29 марта 2023 года
гражданское дело по иску Денисовой ФИО5, Денисова ФИО6 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Денисова О.В., Денисов С.А. обратились в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении им вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее <данные изъяты>
Свои требования мотивировали тем, что они проживали в жилом доме по <адрес>, принадлежащим ей без оформления правоустанавливающих документов. В качестве члена её семьи совместно с ней проживал сын Денисов С.А. ДД.ММ.ГГГГ в данном жилом помещении произошел пожар, в результате которого эксплуатация жилого дома стала невозможна. ДД.ММ.ГГГГ в связи с произошедшим пожаром и невозможностью проживания в доме Денисова О.В. с сыном Денисовым С.А. признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения, очередность предоставления жилья составляет <данные изъяты> в списке лиц, пострадавших от пожара – <данные изъяты>. Поскольку сгоревшее жилое помещение не принадлежало Денисовой О.В. на праве собственности, она и член её семьи Денисов С.А. являются малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации <адрес>, поэтому ссылаясь на положения пункта 1 части 2 статьи 57, статей 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), просят обязать администрацию <адрес> предоставить им по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 36,00 кв.м.
Истцы Денисова О.В., Денисов С.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 55).
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В системном толковании положений статей 49, 52 ЖК РФ предусматривается, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по следующим основаниям: как малоимущий гражданин; как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1367-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1548-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 330-О-О и N 331-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1328-О-О).
Как указано в Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года N 376-О-П, из конституционных предписаний и с учетом юридически значимых для РФ норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они нуждаются в жилом помещении.
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными в ЖК РФ основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые должны при этом принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.
При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции в связи с опасностью пребывания там людей законодатель, реализуя конституционную обязанность, предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В силу указанных норм отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 ЖК РФ исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Таким образом, предоставление в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» указано на необходимость иметь в виду, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом эти граждане сохраняют право состоять на таком учете, если для них не отпали основания состоять на таком учете (абзац 4 пункта 37).
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в соответствии с предусмотренными в Жилищном кодексе РФ основаниями, как указано выше со ссылкой на практику Конституционного Суда РФ, относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые должны при этом принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.
При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Денисова О.В., Денисов С.А. зарегистрированы по месту проживания в общежитии по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 48), предоставленного им администрацией <адрес> на основании <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> помещения в <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Ранее истец Денисова О.В. проживала в жилом доме по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Согласно справкам <данные изъяты> <адрес> (л.д. 37-38, 40-41), Денисова О.В., Денисов С.А. жилой недвижимости на <данные изъяты> <адрес> и <адрес> не имеют.
Как следует из справки <данные изъяты> <адрес> (л.д. 9), ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по <адрес> в <адрес> произошел пожар, сгорела крыша <данные изъяты>.м., потолочное перекрытие, обгорели стены, сгорело домашнее имущество.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес> в <адрес>, полностью сгорел и по своему техническому состоянию стал не пригодным для проживания.
Вместе с тем, наличие одного лишь факта признания жилого помещения непригодным для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий, в частности признания органом местного самоуправления граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья в установленном порядке.
Данный вывод подтвержден правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2092-О.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ОЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, и порядке предоставления им таких помещений» право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма либо жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в том числе граждане, местом жительства которых являются жилые помещения, признанные непригодными для проживания, или жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, при условии, что указанные жилые помещения являются для них единственными (подп. 21 п. 1 ст. 1).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 65-ОЗ «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими» установлен порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания органами местного самоуправления граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В целях реализации положений <адрес> от № N 65-ОЗ администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление N 11-П «Об установлении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими», которым, с учетом изменений, принятых Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 15-п, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма установлено пороговое значение совокупного дохода в размере 1,5 прожиточных минимума семьи (одиноко проживающего гражданина), исходя из установленной величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения <адрес>, а также установлено пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в размере 30% рыночной стоимости социального жилья. Также данным постановлением предусмотрено, что превышение одного из пороговых значений является основанием для отказа в признании граждан малоимущими.
Согласно справке администрации <адрес> (л.д. 24), Денисова О.В., Денисов С.А. зарегистрированные по адресу: <адрес> состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, номер по очереди – <данные изъяты> в списках граждан, пострадавших от пожара - <данные изъяты>
Таким образом, судом установлена объективная нуждаемость истцов в предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, с учетом их материального положения.
В настоящее время жилой дом по <адрес> в <адрес>, в котором проживали истцы, уничтожен в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ, и, следовательно, ни ремонту, ни реконструкции данный дом не подлежит.
При установленных обстоятельствах суд полагает, что истцы лишены жилого помещения и не имеют возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения, соответственно истцы нуждаются в исключительной защите жилищных прав, которая может быть обеспечена путем внеочередного предоставления им жилого помещения.
Исходя из положений ст. ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанному основанию другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
По смыслу приведенных норм другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Соответствующее разъяснение содержится в абзаце 4 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
На этом основании, поскольку при предоставлении жилого помещения лицам, утратившим его в результате пожара, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а носит компенсационный характер, положения п. 5 ст. 57 и 58 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат применению, а предоставлению подлежит помещение, равнозначное по общей площади занимаемому.
Со своей стороны, представитель ответчика администрации <адрес>, возражая против удовлетворения исковых требований о внеочередном предоставлении жилья, указала на то, что истцы состоят на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, благоустроенное жилое помещение им будет предоставлено по договору социального найма в порядке очередности.
При установленных обстоятельствах данный довод представителя ответчика не может быть принят судом во внимание, так как нормативные положения статьи 57 Жилищного кодекса РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы занимали жилое помещение по <адрес> в <адрес>. Данное жилое помещение на праве собственности истцам не принадлежало.
Поскольку истцы занимали жилой дом по <адрес> в <адрес>, не являлись собственниками указанного жилого помещения, являются малоимущими, иных жилых помещений в собственности не имеют, суд обязывает администрацию <адрес> предоставить истцам Денисовой О.В,, Денисову С.А., вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не <данные изъяты> метров.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Денисовой ФИО7, Денисова ФИО8 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Денисовой ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты>, Денисову ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты>, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты>м.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд <адрес>.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0№-34 (2-657/2023) Центрального районного суда <адрес>