КОПИЯ
№ 12-3/2021 (№12-158/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
19 января 2021 года г. Тамбов
Судья Советского районного суда г.Тамбова Барун Н.В.,
рассмотрев жалобуФедерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на постановление заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Перуновского Н.Н. 2 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
11 ноября 2020 года постановлением заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона Маняхина А.С. в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Перуновского Н.Н. от 2 декабря 2020 года ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 22 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обратилось в суд с жалобой, в которой указало, что имеющие нарушения имели место уже на момент организации ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России, которые не могли быть устранены по причине того, что финансирование Учреждения производилось и до настоящего времени производится в недостаточном объеме. Кроме того указало, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России действовало в состоянии крайней необходимости, связанной с обеспечением теплом объектов Министерства обороны РФ, в том числе, казармы и жилых помещений для военнослужащих, в целях предотвращения более неблагоприятных последствий в виде ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния, вызванного отсутствием тепла, и нанесения вреда охраняемым законном интересам государства. Считает, что вины ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России в указанных в постановлении от 02.12.2020 нарушениях нет. Просит отменить постановление Ростехнадзора № от 2 декабря 2020 года о назначении административного наказания в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ст. 9.11 КоАП РФ.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности, Беляев О.К., в судебном заседании доводы поддержал, просил ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Представитель Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности Лосев С.В. в судебном заседании пояснил, что по результатам проведенной проверки было установлено, что ЖКС № 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ «ЦЖКУ по ЗВО МО РФ» при эксплуатации теплового хозяйства газовой котельной нарушаются Правила технической эксплуатации тепловых установок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, Правила устройства электроустановок - 7 издание, утвержденные приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 9.11 КоАП РФ. Указанные нарушения носят режимный характер, в связи с чем их устранение не требует какого-либо финансирования. Считает постановление о назначении административного наказания от 02.12.2020 по ст. 9.11 КоАП РФ в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона Маняхина А.С., полагавшего постановление о назначении административного наказания от 02.12.2020 по ст. 9.11 КоАП РФ в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России законным и обоснованным, жалобу - неподлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1.7.51 Правил устройства электроустановок - 7 издание, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204, установлено, что для защиты от поражения электрическим током в случае повреждения изоляции должны быть применены по отдельности или в сочетании следующие меры защиты при косвенном прикосновении: защитное заземление; автоматическое отключение питания; уравнивание потенциалов; выравнивание потенциалов; двойная или усиленная изоляция; сверхнизкое (малое) напряжение; защитное электрическое разделение цепей; изолирующие (непроводящие) помещения, зоны, площадки.
Согласно п. 1.7.118 Правил устройства электроустановок - 7 издание, у мест ввода заземляющих проводников в здания должен быть предусмотрен опознавательный знак.
В соответствии с п. 1.7.82 Правил устройства электроустановок - 7 издание, основная система уравнивания потенциалов в электроустановках до 1 кВ должна соединять между собой следующие проводящие части металлические трубы коммуникаций, входящих в здание: горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.
В соответствии с п. 2.7.15 Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, на каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство должен быть заведен паспорт, содержащий: исполнительную схему устройства с привязками к капитальным сооружениям; указание связи с надземными и подземными коммуникациями и с другими заземляющими устройствами; дату ввода в эксплуатацию; основные параметры заземлителей (материал, профиль, линейные размеры); величину сопротивления растекания тока заземляющего устройства; удельное сопротивление грунта; данные по напряжению прикосновения (при необходимости); данные по степени коррозии искусственных заземлителей; данные по сопротивлению металлосвязи оборудования с заземляющим устройством; ведомость осмотров и выявленных дефектов; информацию по устранению замечаний и дефектов. К паспорту должны быть приложены результаты визуальных осмотров, осмотров со вскрытием грунта, протоколы измерения параметров заземляющего устройства, данные о характере ремонтов и изменениях, внесенных в конструкцию устройства.
Пунктом 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей установлено, что у каждого Потребителя должна быть следующая техническая документация: утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации.
Согласно п. 1.8.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей у каждого Потребителя для структурных подразделений должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные техническим руководителем. Полный комплект инструкций должен храниться у ответственного за электрохозяйство цеха, участка и необходимый комплект - у соответствующего персонала на рабочем месте. В перечень должны входить журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием их технических данных, а также присвоенных им инвентарных номеров (к журналам прилагаются инструкции по эксплуатации и технические паспорта заводов-изготовителей, сертификаты, удостоверяющие качество оборудования, изделий и материалов, протоколы и акты испытаний и измерений, ремонта оборудования и линий электропередачи, технического обслуживания устройств РЗА); чертежи подземных кабельных трасс и заземляющих устройств с привязками к зданиям и постоянным сооружениям и указанием мест установки соединительных муфт и пересечений с другими коммуникациями.
В соответствии с п. 1.6.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей по истечении установленного нормативно-технической документации срока службы все технологические системы и электрооборудование должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией, возглавляемой техническим руководителем Потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации. Результаты работы комиссии должны отражаться в акте и технических паспортах технологических систем и электрооборудования с обязательным указанием срока последующего освидетельствования. Техническое освидетельствование может также производиться специализированными организациями.
Пунктом 2.7.13 Правил технической эксплуатации электроустановок предусмотрено, что для определения технического состояния заземляющего устройства в соответствии с нормами испытаний электрооборудования (приложение 3) должно производиться измерение сопротивления заземляющего устройства.
Согласно п. 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами.
В соответствии с п. 6.2.13 Правил технической эксплуатации тепловых установок, в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже чем через две недели после окончания отопительного сезона.
В силу пункта 6.2.63 Правил технической эксплуатации тепловых установок ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность.
Согласно п. 6.2.65 Правил технической эксплуатации тепловых установок по разработанным схемам переключений с оперативным и оперативно-ремонтным персоналом тепловых сетей регулярно по утвержденному графику (но не реже 1 раза в квартал) проводятся тренировки с отработкой четкости, последовательности и быстроты выполнения противоаварийных операций с отражением их на оперативной схеме.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 22.09.2020 в 17 час.00 мин. военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с участием специалиста 962 отдела гостехнадзора (территориального) МО РФ была проведена проверка ЖКС №15 (г. Рязань) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в части соблюдения правил безопасности при эксплуатации теплового хозяйства газовой котельной инв. на территории войсковой части
Газовая котельная закреплена на праве оперативного управления недвижимым имуществом за ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России на основании приказа Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24.03.2017 .
В ходе осмотра установлено, что ЖКС № 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ «ЦЖКУ по ЗВО МО РФ» при эксплуатации теплового хозяйства газовой котельной выявлены следующие нарушения.
Не нанесены опознавательные знаки у мест ввода заземляющих проводников в здание газовой котельной (повсеместно), чем нарушен п. 1.7.118 Правил устройства электроустановок - 7 издание, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204.
Не разработаны паспорта на находящиеся в эксплуатации заземляющие устройства газовой котельной, чем нарушен п. 2.7.15 Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6.
Отсутствует схема заземления с привязкой к зданию газовой котельной. Не заведен паспорт на заземляющее устройство здания, чем нарушены положения пунктов 1.8.2, 2.7.15 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6.
Не заведены журналы учета электрооборудования газовой котельной с перечислением основного электрооборудования с указанием их технических данных, а также присвоенных им инвентарных номеров (с приложением инструкций и технических паспортов заводов изготовителей, сертификаты, удостоверяющие качество оборудования, изделий и материалов, протоколы и акты испытаний и измерений, чем нарушен п. 1.8.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6.
Отсутствуют технические паспорта основного электрооборудования -0,4 кВ газовой котельной, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации, чем нарушен п. 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6.
По истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы на всех технологических системах и электрооборудовании не проведено техническое освидетельствование комиссией, возглавляемой техническим руководителем Потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации. Не утверждена комиссия для проведения технического освидетельствования электрооборудования -0,4 кВ газовой котельной, чем нарушен п. 1.6.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6.
Отсутствует проект электроснабжения газовой котельной в соответствии с фактически установленным электрооборудованием -0,4 кВ, чем нарушен п. 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6.
Не проведены измерения сопротивления заземляющего устройства газопровода (с целью определения технического состояния заземляющего устройства). Не смонтирована основная система уравнивания потенциалов в электроустановках -0,4 кВ газовой котельной, чем нарушены положения п. 2.7.13 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, и п. 1.7.82 Правил устройства электроустановок - 7 издание, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204.
Не проведены испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь, чем нарушены положения п. 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
Не проведено испытание тепловых сетей на прочность и плотность, чем нарушены положения п. 6.2.13, п. 6.2.63 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
Не проведены противоаварийные тренировки с персоналом тепловых сетей с отработкой последовательности и быстроты выполнения противоаварийных операций, отражением их на оперативной схеме по разработанным схемам переключений с внесением записи в специальные журналы, чем нарушен п. 6.2.65 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
Вина ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, а именно:постановлением заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 11.11.2020, письменными объяснениями заместителя начальника ЖКС № 15 г. Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЗВО Пшеницыной Л.В., актом проведения проверки от 22.09.2020, уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
Однако, необходимо принять во внимание, что многие отрасли российской экономики пострадали в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19); в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что сумма назначенного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административного штрафа в размере 22 000 рублей является завышенной, в связи с чем полагает возможным изменить постановление заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Перуновского Н.Н. от 02.12.2020 в части размера назначенного административного наказания и назначить ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 9.11 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Перуновского Н.Н. от 02.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России - подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Перуновского Н.Н. от 02.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации изменить в части назначенного административного наказания: назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.В. Барун
а