УИД: 29RS0004-01-2023-000613-54
Дело № 2-458/2023 |
14 ноября 2023 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Гуйда А.А., с участием старшего помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Будиловой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по заключению концессионного соглашения на объекты централизованного холодного водоснабжения,
установил:
и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ответчику о возложении обязанности по заключению концессионного соглашения на объекты централизованного холодного водоснабжения, а именно на водонапорную башню, реестровый № по адресу: <адрес>, и на водопровод по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что водонапорная башня, реестровый № по адресу: <адрес>, и водопровод по адресу: <адрес> являются объектами централизованного холодного водоснабжения и входят в состав муниципального имущества Шенкурского муниципального округа Архангельской области. По результатам проверки прокуратурой установлено, что данные объекты централизованного холодного водоснабжения на каком-либо вещном праве в целях их содержания и обеспечения населения питьевой водой не передавались. Ответчик не намерен передавать объекты водоснабжения в рамках концессионных соглашений. Обратил внимание суда на то, что невыполнение администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области обязанности по передаче спорных объектов водоснабжения по концессионным соглашениям нарушает права неопределенного круга лиц – жителей д. Шипуновская Шенкурского муниципального округа на получение коммунальных услуг надлежащего качества, безопасные и благоприятные условия проживания. Прокурор просил возложить на ответчика обязанность в срок до 01.08.2027 заключить концессионное соглашение на указанные объекты централизованного холодного водоснабжения.
Старший помощник прокурора Шенкурского района Архангельской области Будилова Е.О. в судебном заседании требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.
Администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области и Финансовое управление администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается списком курьерской доставки судебной корреспонденции № 2023-4/198 от 04.10.2023 и распиской в получении судебной повестки (л.д. 65, 66).
От и.о. главы Шенкурского муниципального округа Архангельской области Рослякова А.А. и от начальника Финансового управления администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области Лукошкова С.Н. поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица (л.д. 63, 64).
21.09.2023 от и.п. главы Шенкурского муниципального округа Рослякова А.А. поступил отзыв на иск, в котором против удовлетворения иска он не возражал. Подтвердил, что в настоящий момент данные объекты централизованного холодного водоснабжения не переданы в целях обеспечения их содержания и снабжения питьевой водой населения (л.д. 57-59).
Начальник Финансового управления администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области Лукошков С.Н. против заявленных исковых требований также не возражал (л.д. 64).
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора Будилову Е.О., изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; организация в границах муниципального округа водоснабжения населения, водоотведения.
Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ урегулированы правоотношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлены гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения (далее = Закон о концессионных соглашениях № 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектами концессионного соглашения являются, в том числе, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях № 115-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях № 115-ФЗ предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Статьей 3 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который дополнен статьей 41.1.
При этом частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ был установлен переходный период, позволяющий со дня его официального опубликования и до 1 января 2015 года передавать права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Статья 41.1 входит главу 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении № 416-ФЗ), раскрывающую особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего и холодного водоснабжения.
В силу части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении № 416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении № 416-ФЗ).
Судом установлено, что распоряжением администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области от 30.05.2023 № 316-р в муниципальную собственность Шенкурского муниципального округа Архангельской области принято муниципальное имущество Шенкурского муниципального района, а также входящих в его состав городского и сельских поселений (л.д. 31).
В перечень объектов, переданных из собственности сельского поселения «Никольское» в собственность Шенкурского муниципального округа Архангельской области, вошли, в том числе: водонапорная башня с реестровым номером 1-0003 по адресу: <адрес>, и водопровод с реестровым номером 1-0004 по адресу: <адрес>, протяженностью 2800 м. Оба объекта введены в эксплуатацию 01.01.1978 (л.д. 32-43).
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию поименованных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, суд приходит к выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.
Администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области не оспаривалось то, что с момента передачи спорных объектов в собственность муниципального округа, то есть с 01.01.2023 концессионные соглашения не заключались.
С учетом изложенного, суд считает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просил суд определить срок исполнения заявленных по иску требований до 01.08.2027.
Ввиду отсутствия со стороны ответчика и третьего лица возражений относительно срока исполнения обязательств по заключению концессионных соглашений в отношении спорных объектов, суд полагает избранный прокурором срок отвечающим требованиям справедливости, разумности и исполнимости решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковое заявление и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по заключению концессионного соглашения на объекты централизованного холодного водоснабжения – удовлетворить.
Обязать администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области в срок до 01.08.2027 заключить концессионное соглашение в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» для осуществления холодного водоснабжения на объекты централизованного холодного водоснабжения:
- водонапорную башню, реестровый №, расположенную по адресу: <адрес>;
- водопровод, реестровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Судья С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено 16 ноября 2023 года.