34RS0№-47 Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Дзержинский районный суд <адрес> в составе судьи Киктевой О.А.,
помощника судьи ФИО5,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием представителя истца ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-н\34-2023-3-709, представителя ответчика ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-н\34-2023-4-1138, третьего лица – представителя Органа опеки и попечительства администрации <адрес> Волгограда ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №Д\10-23,
в отсутствии истца ФИО2, ответчика ФИО4, представитель третьего лица АГК «Трубник»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3 к ФИО4 об устранении препятствий в пользовании наследственным имуществом, взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2, действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО3 обратилась в суд с иском к ответчику об устранении препятствий в пользовании наследственным имуществом, взыскании суммы. В обоснование иска указала, что ФИО3 является наследником имущества своего отца ФИО10 в размере 2\3 доли на гаражные боксы, расположенные по адресу: <адрес>, АГК «Трубник», гаражный бокс №, кадастровый №, гаражный бокс №, кадастровый №. ФИО4 также является наследником имущества после смерти сына ФИО10 в размере 1\3 доли гаражных боксов № и №, расположенных по адресу: <адрес>, АГК «Трубник». Ответчик путем замены ключей от указанных объектов недвижимости и заключением договора аренды гаражных боксов с арендной платой в размере 20 000 рублей в месяц, без согласования с законным представителем несовершеннолетней, лишила последнюю возможности пользоваться данным наследственным имуществом и получать прибыль от сдачи его в аренду. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия, с требованием устранить препятствия в пользовании гаражными боксами, которая оставлена без удовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направила в адрес ответчика телеграмму с требованием обеспечить встречу для передачи ключей от гаражей, ответа на которую не последовало. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 по прибытию в АГК «Трубник» застала арендаторов наследственного имущества. ФИО2 вызвала полицию для оформления факта незаконного нахождения арендаторов в гаражных боксах. В связи с чем, просила суд обязать ответчика устранить препятствия в пользовании гаражными боксами №, №, расположенными по адресу: <адрес>, АГК «Трубник», <адрес>. Взыскать с ответчика денежную компенсацию за несогласованную аренду гаражных боксов в период с мая по июль 2023 года в размере 40 000 рублей, пропорционально принадлежащих ФИО3 2\3 доли гаражных боксов.
Истец ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомила.
Представитель истца ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомила, доверила представлять свои интересы представителю на основании доверенности.
Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, поскольку ответчик не препятствовала истцу в пользовании гаражными боксами. При этом с истцом было достигнуто соглашение о пользовании наследственным имуществом, согласно которого, истцу переходит в пользование жилой дом и земельный участок в <адрес>, а ответчику гаражные боксы. Каких-либо доказательств того, что ответчик получает доход от сдачи в аренду гаражных боксов в размере 20 000 рублей истцом не представлено.
Третье лицо – АГК «Трубник» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Третье лицо – представитель органа опеки и попечительства администрации <адрес> Волгограда ФИО9 в судебном заседании просила вынести решение с учетом интересов несовершеннолетней.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжение свои имуществом.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с нарушением владения.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В п. 1 ст. 1110 ГК РФ закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.
Следовательно, в данном случае законодательством установлен иной момент возникновения права, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзац второй п. 2 ст. 218 и п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
По настоящему делу судом установлено.
ФИО2 и ФИО10 являются родителями ФИО3
ФИО4 является матерью ФИО10 и бабушкой ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умер.
После смерти ФИО10, ФИО3 является наследником имущества своего отца в размере 2\3 доли на гаражные боксы, расположенные по адресу: <адрес>, АГК «Трубник», гаражный бокс №, кадастровый №, гаражный бокс №, кадастровый №.
ФИО4 также является наследником имущества после смерти сына ФИО10 в размере 1\3 доли гаражных боксов № и №, расположенных по адресу: <адрес>, АГК «Трубник».
Основанием к обращению с данным иском послужили доводы истца о том, что ответчик препятствует в пользовании наследственным имуществом. Ответчик путем замены ключей от указанных объектов недвижимости и заключением договора аренды гаражных боксов с арендной платой в размере 20 000 рублей в месяц, без согласования с законным представителем несовершеннолетней, лишила последнюю возможности пользоваться данным наследственным имуществом и получать прибыль от сдачи его в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия, с требованием устранить препятствия в пользовании гаражными боксами, которая оставлена без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направила в адрес ответчика телеграмму с требованием обеспечить встречу для передачи ключей от гаражей, ответа на которую не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 по прибытию в АГК «Трубник» застала арендаторов наследственного имущества, вызвала полицию для оформления факта незаконного нахождения арендаторов в гаражных боксах.
Постановлением УУП ОУУП и ПДН ПП ОП № УМВД России по <адрес> было отказано в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием в действиях ФИО4 состава преступления, предусмотренного ст.119 УК РФ, по основаниям п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Учитывая, что факт отсутствия ключей от гаражных боксов у истца ответчиком не оспорен, свободный доступ в гаражи при отсутствии ключей не представляется возможным, суд считает необходимым обязать ответчика не чинить истцу препятствия в пользовании наследственным имуществом и передать подходящий экземпляр ключей от указанного имущества – гаражных боксов №, № по <адрес> АГК «Трубник» в <адрес>.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации за ее долю в размере арендной платы с мая по июль 2023 года в размере 40 000 рублей, пропорционально принадлежащей доли в наследственном имуществе, суд исходит из следующего.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В качестве доказательств представитель истца ссылается на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором указано, что ФИО4 сдает в аренду гаражные боксы №, № в АГК «Трубник» за 20 000 рублей.
Однако, данные обстоятельства были указаны самой ФИО2 в заявлении о возбуждении уголовного дела.
При этом, ФИО4 на момент проведения процессуальной проверки и на момент рассмотрения настоящего дела, данный факт отрицала.
При этом истцом не представлено достаточных и убедительных доказательств неправомерного использования ответчиком принадлежащей истцу части гаражных боксов, порядок пользования объектами недвижимости, находящихся в общей долевой собственности, между сторонами не определен.
Стороны между собой договор аренды жилого помещения не заключали, размер арендной платы в силу статьи 614 ГК РФ не определяли.
Также суду не представлено доказательств заключения ответчиком договора аренды спорного объекта недвижимости с третьими лицами, и как следствие получение дохода ответчиком.
Компенсация, указанная в упомянутой ст.247 ГК РФ, является, по своей сути, возмещением понесенных одним сособственником реальных имущественных потерь, которые возникают при объективной невозможности осуществления им полномочий по владению и пользованию имуществом, приходящимся на его долю, вследствие действий другого сособственника, в том числе, когда этот другой сособственник за счет другого потерпевшего использует больше, чем ему причитается. Именно в этом случае ограниченный в осуществлении правомочий участник общей долевой собственности вправе ставить вопрос о выплате ему компенсации.
Вместе с тем, материалы дела не содержат в себе данных, свидетельствующих о том, что ФИО3 в лице законного представителя ФИО2 понесла или понесет реальные потери в связи с пользованием ответчиком 1\3 долей в гаражных боксах.
Бесспорных, объективных, допустимых доказательств того, что ответчик сдает в аренду гаражные боксы и извлекает прибыль истцом не представлены;
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания компенсации исходя из стоимости арендной платы с ответчика в размере 40 000 рублей не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░4 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ № ░░ <░░░░░> ░░░ «░░░░░░░» ░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 – ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 40 00 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.