Дело № 2-150/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 октября 2018 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре судебного заседания Кониной Ю.С., с участием:
прокурора Юрлинского района Гордеевой Н.Г.,
представителей ответчиков – администрации Юрлинского муниципального района Мошегова А.И., МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева» Половникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску прокурора Юрлинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Юрлинского муниципального района, МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева» об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с данным иском, указывая, что в результате прокурорской проверки, проведенной в Юрлинской средней общеобразовательной школе, установлено нарушение ответчиком законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности, выразившееся в отсутствии системы оповещения об угрозе совершения (либо совершении) террористического акта. Необходимость оборудования указанной системой МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева», её структурных подразделений «Дом детского творчества», «Юрлинский детский сад», филиалов «Титовская основная школа», «Титовский детский сад» вытекает из положений ст. ст.28, 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2 ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест (территорий)».
Учитывая, что отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией ставит под угрозу безопасность обучающихся во время образовательной деятельности, их воспитания и содержания в соответствии с установленными нормами, прокурор просит суд обязать администрацию Юрлинского муниципального района в срок до 1 марта 2019 года выделить финансирование для установки в зданиях МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева», её структурных подразделениях «Дом детского творчества», «Юрлинский детский сад», и филиалах «Титовская основная школа», «Титовский детский сад» системы оповещения и управления эвакуацией; а также обязать МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева» в этот же срок установить системы оповещения и управления эвакуацией в вышеуказанных зданиях.
В судебном заседании прокурор Юрлинского района Гордеева Н.Г. настаивает на иске по приведенным в нем основаниям, просит установить срок для выполнения требований: для администрации Юрлинского муниципального района – до 1 июня 2019 года, для МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева» – до 1 августа 2019 года.
Представитель ответчика – администрации Юрлинского муниципального района Мошегов А.И. иск не признал, суду пояснил, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей. На территории Юрлинского района отсутствуют факторы, обуславливающие возникновение и распространение терроризма, причины и условия, ему способствующие. Учитывая, что объекты МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева» оснащены системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые и служат системами оповещения и управления эвакуацией при угрозе совершения террористических актов, в установке дополнительной ненужной системы нет необходимости, поскольку это повлечет неэффективное использование бюджетных средств.
Представитель ответчика – МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева» Половников А.В. с иском согласился, суду пояснил, что денежных средств для установки системы оповещения и управления эвакуацией у школы нет. Кроме того отметил, что заявленный прокурором срок неприемлем, поскольку целесообразно установить данную систему в летний период, по окончанию учебного года.
Выслушав объяснения сторон, оценив доводы иска, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации, является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с пунктом 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Статья 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела следует, что в феврале 2018 года прокуратурой Юрлинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева» с целью установления антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения, его структурных подразделений и филиалов. В ходе проверки установлено, что указанное общеобразовательное учреждение, его структурные подразделения и филиалы не соответствуют требованиям ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», а именно: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией.
Прокуратурой Юрлинского района по данному факту внесено представление об устранении выявленных нарушений.
До настоящего времени нарушения требований законодательства в сфере противодействия терроризму, не устранены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка.
В пункте 1 статьи 9 данного закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 6 Устава Юрлинского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетом субвенций из соответствующих бюджетов. Однако, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления им переданных отдельный государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Уставом муниципального образования.
МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева», её структурные подразделения «Дом детского творчества», «Юрлинский детский сад», филиалы «Титовская основная школа», «Титовский детский сад» являются объектами с массовым пребыванием людей, в основном несовершеннолетних граждан. Отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией в образовательном учреждении не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы в области образования неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, учитывая конституционный принцип приоритета интересов детей, их жизни и здоровья.
Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, при этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Таким образом, принимая во внимание требования действующего законодательства, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить, установив администрации Юрлинского муниципального района срок для их выполнения – до 1 июля 2019 года, образовательному учреждению – до 1 августа 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Юрлинского района удовлетворить.
Обязать администрацию Юрлинского муниципального района в срок до 1 июля 2019 года обеспечить финансирование для установки системы оповещения и управления эвакуацией в зданиях МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева», её структурных подразделениях «Дом детского творчества», «Юрлинский детский сад» и филиалах «Титовская основная школа», «Титовский детский сад».
Обязать МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева» в срок до 1 августа 2019 года установить системы оповещения и управления эвакуацией в зданиях МБОУ «Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева», её структурных подразделениях «Дом детского творчества», «Юрлинский детский сад» и филиалах «Титовская основная школа», «Титовский детский сад».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца.
Судья
Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова