Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-1422/2023 ~ М-1-1204/2023 от 14.09.2023

№ 2-1-1422/2023

УИД 57RS0012-01-2023-001723-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2023 г. г. Ливны Орловская область

Ливенский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Дрогайцевой И.А.,

при помощнике судьи Куничниковой О.В.,

с участием прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Ерохиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Поздняков А.Д., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области обратилась в суд с иском в интересах Позднякова А.Д. к Департаменту здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» об обязании обеспечить медицинским изделием и производить своевременную выписку рецептов, в обоснование, указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой по обращению Позднякова А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что Позднякову А.Д. постановлен диагноз «Сахарный диабет 2 типа» и он в силу положений действующего законодательства является федеральным льготником, имеет право на бесплатное получение медицинских изделий и лекарственных препаратов.

Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области Поздняков А.Д. медицинским изделием по МНН «Тест- полоски» обеспечивался несвоевременно.

Согласно информации, представленной БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», Позднякову А.Д. назначено медицинское изделие по МНН «Тест- полоски» по потребности.

Вместе с тем согласно информации, представленной Департаментом здравоохранения Орловской области, в соответствии с журналом обеспечения льготника по состоянию на 05.09.2023, Поздняков А.Д. 28.04.2023 обратился в аптечный пункт с рецептурным бланком от 26.04.2023 на получение медицинского изделия по МНН «Тест- полоски», который был аннулирован 28.07.2023 ввиду истечения срока его действия, льготник фактически не получил медицинское изделие.

В целях продолжения курса лечения Поздняков А.Д. 28.07.2023 обратился в аптечную организацию с рецептурным бланком от 28.07.2023 на получение медицинского изделия по МНН «Тест- полоски», который не обслужен до настоящего времени.

Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области допущены нарушения прав Позднякова А.Д. на получение медицинского изделия поМНН «Тест- полоски», так как льготник не получал выписанное ему медицинское изделие своевременно.

Несвоевременное обеспечение Позднякова А.Д. медицинским изделием является угрозой для его жизни и здоровья, не позволяет качественно и объемно осуществлять лечение.

Невыполнение Департаментом здравоохранения Орловской области возложенных на него обязанностей привело к нарушению прав Позднякова А.Д., создало условия реально угрожающие его жизни и здоровью, нарушило его конституционное право на получение медицинских изделий, необходимых для поддержания здоровья.

Прокурор просит суд обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов Позднякову А.Д. на медицинское изделие по МНН «Тест-полоски» в соответствии с назначенной схемой лечения и обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Позднякова А.Д. медицинским изделием по МНН «Тест-полоски» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

В судебном заседании истец Поздняков А.Д. и представитель Ливенской межрайонной прокуратуры Ерохина М.Н., каждый в отдельности, просили прекратить производство по делу в части требований к ответчику БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», поскольку со стороны Позднякова А.Д. претензий к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в части своевременной выписки рецептов не имеется, в связи с чем, от требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов на медицинские изделия они отказываются. Исковые требования в части требований к Департаменту здравоохранения Орловской области обеспечить Позднякова А.Д. медицинским изделиемТест-полосками в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом поддерживают в полном объеме.

Представитель ответчика БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Кульгина Е.В. не возражала против принятия отказа истца от иска судом в части требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» и прекращения производства по делу в этой части.

Определением Ливенского районного суда от 29.09.2023 производство по делу в части требований об обязании своевременно выписывать рецепты на медицинские изделия, к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», прекращено.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинскойпомощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. №1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2020 №857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения всоответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

Судом установлено, что Поздняков А.Д. является федеральным льготником и лицом, имеющим право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача за счет федерального бюджета.

На территории г.Ливны Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории гражданлекарственными препаратами и медицинскими изделиями через «Аптеку ».

Из материалов дела следует, что Позднякову А.Д. необходимы медицинские изделия «Тест-полоски «Акку-Чек »» по потребности, месячная потребность 0,33 уп., согласно сведениям, предоставленным БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Согласно карте гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств, медицинских изделий, рецепт на медицинские изделия «Тест-полоски», находится на отсроченном обеспечении.

Согласно сегменту федерального регистра на 2023 год, Поздняков А.Д. нуждается в медицинских изделиях МНН «Тест-полоски» «Акку-Чек Перформа».

Согласно данным журнала отсроченных лекарственных препаратов и ИМН рецепт, выписанный на имя Позднякова А.Д. на отпуск медицинских изделий «Тест -полоски» «Акку-Чек Перформа» от 28.07.2023 находится на отсроченном обеспечении.

Из приложения к ответу на запрос Департамент здравоохранения Орловской области от 01.09.2023 рецепт на медицинское изделие «Тест- полоски» от 26.04.2023 признан не действительным в виду истечения его срока действия. Рецепт на медицинское изделие «Тест- полоски» от 28.07.2023 находится в аптечном пункте и по состоянию на 01.09.2023 не обслужен.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что не обеспечение Позднякова А.Д. медицинскими изделиями создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Поздняков А.Д., удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области( ИНН ) Поздняков А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт медицинским изделием по МНН «Тест-полоски» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 04 октября 2023 г.

Судья:

2-1-1422/2023 ~ М-1-1204/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Поздняков Алексей Дмитриевич
Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ»
Другие
Департамент финансов Орловской области
ГУП ОО "Орелфармация"
Суд
Ливенский районный суд Орловcкой области
Судья
Дрогайцева И.А.
Дело на странице суда
livensky--orl.sudrf.ru
14.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2023Передача материалов судье
21.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее