РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.12.2021
г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Даниленко И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2263/2021 по административному исковому заявлению Борисова А.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Борисов А.А. (далее административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просил:
- Восстановить срок для обращения в суд.
- Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Механическая мастерская №2) с кадастровым номером: №, площадью: 336,8 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, по состоянию на 24.07.2013 в размере 141 714 рублей;
- Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Склад) с кадастровым номером: №, площадью: 647,7 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, по состоянию на 24.07.2013 в размере 129 004 рублей;
- Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Столовая) с кадастровым номером: №, площадь: 103 кв.м., адрес (местоположение): <адрес> по состоянию на 24.07.2013 в размере 17 165 рублей;
- Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства агротуристического комплекса-хозяйства, площадью: 42 000 кв.м.; месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка,
почтовый адрес ориентира: <адрес> по состоянию на 26.11.2020 в размере 6 922 888 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчетах об оценке, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как налогоплательщика.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.
Представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решения на усмотрение суда.
Администрация м.р. Ставропольский Самарской области в письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представители административных ответчиков – Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованных лиц - ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки", Администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Борисова А.А. подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Вышеуказанные объекты недвижимости принадлежат Борисову А.А. на праве собственности. Таким образом, административный истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о следующих объектах недвижимости:
- нежилое здание (Механическая мастерская №2) с кадастровым номером: №, площадью: 336,8 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>;
- нежилое здание (Склад) с кадастровым номером: №, площадью: 647,7 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>;
- нежилое здание (Столовая) с кадастровым номером: №, площадь: 103 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства агротуристического комплекса-хозяйства; площадью: 42 000 кв.м.; месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», по состоянию на 01.01.2020 и составляет 16 820 580 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.11.2021.
Кадастровая стоимость остальных объектов недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 № 118 на 24.07.2013 и составляет для:
1. объекта с КН № – 2 282 682,21 руб.;
2. объекта с КН № – 4 389 825,61 руб.;
3. объекта с КН № – 698 088,68 руб.;
что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 29.10.2021.
Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлены отчеты об оценке №№ 2021.10-35 и 2021.10-35/1 подготовленные ООО «Бюро оценочный технологий», согласно которым рыночная стоимость:
- нежилого здания с кадастровым номером: № по состоянию на 24.07.2013 составила 141 714 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером: №, по состоянию на 24.07.2013 составила 129 004 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером: №, по состоянию на 24.07.2013 составила 17 165 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 26.11.2020 составила 6 922 888 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, указанной в выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости данных объектов.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
В представленных отчетах, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.
В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельных участков, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке по состоянию и на дату определения их кадастровой стоимости, указанной в выписках из ЕГРН, подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 22.11.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Борисова А.А. удовлетворить.
Восстановить Борисову А.А. срок для обращения в суд.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Механическая мастерская №2) с кадастровым номером: №, площадью: 336,8 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, по состоянию на 24.07.2013 в размере 141 714 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Склад) с кадастровым номером: №, площадью: 647,7 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, по состоянию на 24.07.2013 в размере 129 004 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Столовая) с кадастровым номером: №, площадь: 103 кв.м., адрес (местоположение): <адрес> по состоянию на 24.07.2013 в размере 17 165 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства агротуристического комплекса-хозяйства; площадью: 42 000 кв.м.; месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка,
почтовый адрес ориентира: <адрес> по состоянию на 26.11.2020 в размере 6 922 888 рублей.
Датой подачи Борисовым А.А. заявления в суд считать 22.11.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.01.2022.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЗОЛЮТИВНЯ ЧАСТЬ
21.12.2021
г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Даниленко И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2263/2021 по административному исковому заявлению Борисова А.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Борисова А.А. удовлетворить.
Восстановить Борисову А.А. срок для обращения в суд.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Механическая мастерская №2) с кадастровым номером: №, площадью: 336,8 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, по состоянию на 24.07.2013 в размере 141 714 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Склад) с кадастровым номером: №, площадью: 647,7 кв.м., адрес (местоположение): <адрес>, по состоянию на 24.07.2013 в размере 129 004 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (Столовая) с кадастровым номером: №, площадь: 103 кв.м., адрес (местоположение): <адрес> по состоянию на 24.07.2013 в размере 17 165 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства агротуристического комплекса-хозяйства; площадью: 42 000 кв.м.; месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> по состоянию на 26.11.2020 в размере 6 922 888 рублей.
Датой подачи Борисовым А.А. заявления в суд считать 22.11.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев