Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-35/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Свет-Гранит» об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Каликинской Е.А.,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Свет-Гранит» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило восстановить пропущенный срок для обращения в су с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 15 113 229 руб., нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 863 745 руб., земельного участка с кадастровым номером №- по состоянию на 1 января 2013 года в размере 8 511885 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат названные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество и земельного налога.
Представитель административного истца Каликинская Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация г.о. Самары не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представило письменные пояснения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Свет-Гранит» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1583,3 кв. м, нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 387,0 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером № площадью 6418 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Самарской области.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 20 610 481,09 руб., нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 5 037 741,54 руб. по состоянию на 24 июля 2013 года.
Административный истец оспаривает также архивную кадастровую стоимость в отношении земельного участка, которая утверждена постановлением Правительства Самарской области № 610 от 13 ноября 2013 года по состоянию на 1 января 2013 года в размере 14 046 000,27 руб.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых зданий и земельного участка, 17 сентября 2020 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, а после того, как комиссия своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ отклонила заявление, общество с пропуском срока обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 215-1/07-2020, выполненный 14 сентября 2020 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и права «Визит»., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2013 года определена в размере 8 511 885 руб.
Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена отчетом об оценке № 215/07-2020 от 14 сентября 2020 года в размере 15 113 229 руб. по состоянию на 24 июля 2013 года, нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 1 863 745 руб. по состоянию на 24 июля 2013 года.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя министерства имущественных отношений Самарской области определением суда от 30 ноября 2020 года по делу назначена судебная экспертиза в отношении нежилых зданий, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Самарское агентство консалтинга и оценки».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 29 декабря 2020 года, составлено экспертное заключение № 05/12-20э, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 16 202 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером №- в размере 2 392 000 руб. по состоянию на 24 июля 2013 года.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Методика исследования, расчёты и определение величины рыночной стоимости нежилых зданий соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению стороны не представили и у суда сомнений в компетентности и объективности эксперта не имеется.
В связи с изложенным рыночная стоимость нежилых зданий, определенная экспертным заключением, признается судом достоверной.
Замечаний к отчету об оценке, определившему величину рыночной стоимости земельного участка в размере 8 511 885 руб., сторонами не заявлено, отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в связи с этим величину рыночной стоимости земельного участка, определенную отчетом об оценке, следует признать достоверной.
С учетом применения для целей налогообложения на территории Самарской области с 1 января 2021 года результатов определения очередной государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27 ноября 2020 года « Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость подлежит применению на период до указанной даты.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 17 сентября 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Свет-Гранит» удовлетворить частично.
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 1 583,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 16 202 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 387 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 2 392 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 6418 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 8 511 885 руб. на период с 25 ноября 2013 года до 31 декабря 2020 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Свет-Гранит» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 17 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2021 года.