Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2331/2023 ~ М-1426/2023 от 29.03.2023

Дело № 2-2331/2023

УИД: 51RS0001-01-2023-001622-31

Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2023 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Волковой Ю.А.,

при секретаре Рабинчук Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева В.Н. к Комитету по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Яковлев В.Н. обратился в суд с иском к Комитету по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры.

В обоснование заявленных требований указано, что Яковлев В.Н. является инвалидом <данные изъяты> группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрения (ограниченный угол обзора) передвигается с опорой правой рукой на трость, левая рука парализована.

В стране действуют утвержденные Правительством РФ программы: доступная, без барьерная, комфортная городская среда, дорога в школу, повышение безопасности дорожного движения и снижение травматизма - устранение проблем безопасного участия людей с ограниченными возможностями в дорожном движении, формирование условий для обеспечения (наравне с другими) к транспорту, информации, связи, объектам и услугам предоставляемым населению.

В нарушение Постановления Правительства РФ Повышение безопасности дорожного движения и снижения травматизма, доступная, без барьерная, комфортная городская среда, Постановления Правительства РФ № 1297 и 169; ст. 2.3 Градостроительного кодекса; от. 4.1 закона Мурманской области от 29.12.2004г. № 573-01-ЗМО; Постановления Правительства Мурманской области от 25.09.2015г № 249-РП доступность объектов городской инфраструктуры, комфортная городская среда, распоряжения Федерального дорожного агентства от 5 июня 2013. г. № 758-р О применении ОДМ 218.2.0072011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства», правил и требований благоустройства г. Мурманск от 27.10.2017 N 40-712, ответчиком не улучшены, а ухудшены условия обеспечения потребности доступа инвалидам (пешеход, маломобильный пешеход) к социальным объектам, объектам инфраструктуры и иным услугам предоставляемым населению, что является прямым нарушением прав Яковлева В.Н. и законных интересов, предусмотренных ет. 39 Конституции РФ, ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов», правилам и требованиям благоустройства г. Мурманск.

Под видом борьбы с автомобильными заторами, ответчик ограничил переход дорог перекрестка прямо по пути следования пешехода (маломобильный пешеход) на зеленый пешеходный светофор с требованием перехода одной дороги перекрестка в обход через три дороги буквой «П». На проспекте Ленина - это регулируемые светофорами перекрестки с ул. Заводская, Марата, Профсоюзов, Володарского, запрет перехода дороги пр. Ленина на пешеходный зеленый светофор между домами № 32 (т.ц Молл и № 42 Ростелеком) т.к водитель выезжающий на проспект Ленина при повороте на право-лево (п. 13.1 ПДД РФ) должен пропустить пешехода (маломобильного пешехода, пожилого, маму с коляской, ребенка из школы) что по мнению ответчика создает автомобильные заторы.

Для перехода одной дороги по светофору (знаку пешеходный переход) в магазин находящийся на другой стороне перекрестка пешеход, маломобильный пешеход с опорой на трость, вернувшийся с СВО в инвалидной коляске, с собакой поводырем, пожилой, мама с коляской, ребенок идущий в школу в место перехода одной дороги перекрестка прямо по пути следования на зеленый пешеходный светофор, должен остановиться перед зеленым пешеходным светофором развернуться и совершить обходной пешеходный маневр «змейкой» в виде перехода всех дорог перекрестка буквой «П» с запретом движения прямо на зеленый пешеходный светофор на пути своего следования через перекресток.

Любое передвижение, прогулка по городу, необходимость добраться до лечебного, образовательного, социального учреждения стало испытанием на выносливость и пешеходным квестом «лабиринт» с мыслью, как и где безопасно перейти дорогу, что бы не быть сбитым на пешеходном зеленом сигнале светофора переход по которым ответчик частично ограничил, назвав это доступной безбарьерной и комфортной городской средой не противоречащей правам инвалида (ов) на доступную, безбарьерную и комфортную городскую среду, правилам и требованиям благоустройства и иным нормам.

Просит суд обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобилъных групп населения к объектам городской инфраструктуры, на перекрестках проспекта Ленина с улицами Заводская, Марата, Профсоюзов, Володарского, домами № 42 и 32.

Истец Яковлев В.Н. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика незамедлительно привести городские автомобильные дороги в соответствии с требованиями Государственного стандарта безопасность движения пешеходов, доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры, соблюдение правил и требований благоустройства г. Мурманск, включая на заявленных перекрестках проспекта Ленина с улицами Заводская, Марата, Профсоюзов, Володарского, домами 42 и 32, переход на перекрестке пр. Ленина – пер. Пионерский между домами 78 и 65 пр. Ленина.

Представитель ответчика КРГХ Администрации г. Мурманска в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав о том, что существующая схема размещения технических средств организации дорожного движения обусловлена необходимостью поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, и обеспечения безопасности участников дорожного движения. Приказом комитета от 08.06.2016 г. №23-01-04/73 «Об утверждении проекта организации дорожного движения улично-дородной сети города Мурманска» был утвержден Проект организации дорожного движения в городе Мурманске (далее ПОДД). До настоящего времени утвержденный ПОДД (с внесенным изменениями) является действующим документом, на основании которого организовано дорожное движение в городе Мурманске. Истец, фактически, требует ликвидировать пешеходные переходы, устроенные в соответствии с действующими ГОСТами, что значительно ухудшит безопасность дорожного движения на спорных участках.

Представитель третьего лица ММБУ « Центр организации дорожного движения» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав о том, что Пунктом 3 Постановления №1634 (введенного постановлением администрации г. Мурманска от 19 декабря 2018 г. №4405) определено, что внесение изменений в проект организации дорожного движения организуется Комитетом по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска на основании решений, принятых городской комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе рабочей группой для выработки оперативных решений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Постановлением администрации г. Мурманска от 26 мая 2015 г. №1387 образована городская комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения и утверждено Положение о городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом Комитета от 14 марта 2019 г. №31 «О порядке внесения изменений в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г. Мурманска» установлено, что основаниями для внесения изменений в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г. Мурманска являются решения городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, а также решения рабочей группы для выработки оперативных решений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 1); изменения в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г. Мурманска оформляются в виде технических заданий Комитета и направляются для исполнения в ММБУ « Центр организации дорожного движения». Полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель третьего лица ГИБДД УМВД России по г. Мурманску в судебном заседании пояснил о том, что в рамках проводимых проверок по доводам гр. Яковлева В.Н., в части организации пешеходного движения на пересечениях улиц г. Мурманска (змейкой через три дороги буквой «П»), ввода отдельной пешеходной фазы светофорного регулирования, запрета перехода дорог на разрешающий сигнал параллельно движению транспорта, ограничения времени для перехода пешеходами через проезжие части с учетом диагонального пересечения проезжей части и закрытия пешеходных переходов у социально-значимых объектов нарушений требований ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», и ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», не установлено.

Помимо этого, при введении отдельной пешеходной фазы, схема движения является наиболее безопасной с точки зрения организации дорожного движения так как в данный момент все транспортные средства стоят, а пешеходы без помех пересекают проезжую часть независимо под прямым углом к проезжей части или по диагонали.

Размещение пешеходных переходов, пешеходных ограждений и режимы работы светофорной сигнализации на улично-дорожной сети города Мурманска выполнены на основании проектной документации, утвержденной органами местного самоуправления.

Государственные стандарты не содержат обязательных требований по устройству пешеходных переходов через все проезжие части на конкретном перекрестке, т.е. их обустройство по схеме «П» не запрещается. Законность обустройства пешеходных переходов по указанной схеме также подтверждена ФАУ «Росдорнии» Министерства транспорта Российской Федерации.

Оснований для признании несоответствия организации движения требованиям в части размещения пешеходных переходов по схеме «П», запрета перехода дорог на разрешающий сигнал параллельно движению транспорта и расчета времени для перехода пешеходами через проезжие части улиц государственных стандартов организации, не имеется.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон), основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу пункта 4 статьи 6 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 4.5.2.1. (ГОСТ Р 52767-2007. Национальный стандарт Российской федерации Дороги автомобильный общего пользования Элементы обустройства. Методы определения параметров) наличие пешеходных переходов и их обустройства дорожными знаками, разметкой, ограждениями и освещением определяют по проекту организации дорожного движения.

Статьей 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-Ф3 (далее - ФЗ №131) к вопросам местного значения городского округа отнесена в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения.

Согласно ст. 21, 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ (далее - ФЗ № 196) мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Для организации дорожного движения и его регулирования в населенных пунктах необходим комплексный подход. Законодатель в ст. 3 приводит понятие термина организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Частями 1-3 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ 257) предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 в прочие работы по содержанию входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки,

В целях применения единого подхода по применению положений государственных стандартов в области безопасности дорожного движения и в соответствии с ФЗ №196 утвержден порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденные приказом Минтранса РФ от 17.03.2015.

Во исполнение приведенных выше нормативных актов, а издано Постановление администрации города Мурманска от 08.06.2016 №1634 «Об определении уполномоченного органа по утверждению проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения города Мурманска». Приказом комитета от 06.06.2016 № 23-01-04/73 «Об утверждении проекта организации дорожного движения улично-дородной сети города Мурманска» утвержден Проект организации дорожного движения в городе Мурманске (далее ПОДД).

До настоящего времени утвержденный ПОДД является действующим документом, на основании которого организовано дорожное движение в городе Мурманске.

При этом, в соответствии с требованиями порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры РДС 35-201-99, утвержденной Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года № 74/51 (далее - Порядок), при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно-исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно-методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Уставу муниципального образования, город Мурманск, полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора).

В функции Комитета по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска входит организация содержания, ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог местного значения, элементов обустройства дорог и объектов благоустройства в границах муниципального образования город Мурманск. Осуществление муниципального контроля над обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, контроля над сохранностью объектов благоустройства в границах муниципального образования город Мурманск (п. п. 4.14, 4.15 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, утвержденного Постановлением администрации города Мурманска от 14 мая 2005 года № 427). При этом Комитет несет ответственность за выполнение функций, возложенных на него указанным Положением в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, Комитет администрации г. Мурманска имеет полномочия выносить изменения в проект организации дорожного движения улично-дорожной сети в городе Мурманске. В рамках возложенных полномочий Комитетом изменена схема организации дорожного движения на пересечении проезжих и ряде регулируемых пешеходных переходах, по требованиям ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Нарушений требований к установке технических средств организации дорожного движения в рамках проведенных проверок выявлено не было.

Федеральным законом Российской Федерацией от 03.05.2012 № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, которая подлежит обязательному применению. Конвенцией инвалиды наделены возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. С момента ратификации Российская Федерация обязана принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Приоритеты формирования Доступной среды определены статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 09.11.2017).

В соответствии с указанными документами, под доступной средой понимается физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей.

Формирование доступной среды - это устранение препятствий и барьеров в обеспечении беспрепятственного доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также услугам, предоставляемым населению.

Статьей 15 того же закона определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно пункту 5.1.8.1, Правил благоустройства пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и предназначены для передвижения пешеходов на территории города Мурманска, в том числе территориях общественного, жилого назначения, парках, скверах, площадях и т.д.

Таким образом, приведенными выше нормативными актами предусмотрено регулирование дорожного движения с помощью технических средств организации дорожного движения, размещенных в порядке, предусмотренном действующей дислокацией (или) проектом организации дорожного движения (ПОДД).

К оборудованию автомобильных дорог пешеходными переходами предусмотрен ряд требований, определяющих, в том числе и вид пешеходного перехода. «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в разделе 4 «Требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливают требования к пешеходным переходам.

4.5.2.3 Вид пешеходного перехода выбирают в зависимости от величины и соотношения интенсивности автомобильного и пешеходного движения.

4.5.2.4 Пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением.

4.5.2.5 На переходах со светофорным регулированием пешеходные светофоры могут быть дополнены цифровыми табло, показывающими время, оставшееся до включения разрешающего сигнала пешеходного светофора, а также звуковым сигналом, действующим во время горения разрешающего сигнала.

4.5.2.6 У наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода.

Таким образом, место размещения пешеходного перехода, его вид определяется комплексно, на основании нескольких критериев, с учетом всей схемы организации дорожного движения в городе, после чего закрепляется в Дислокации дорожных знаков или Проекте организации дорожного движения.

Следовательно, первично определение потребности в организации в том либо ином месте пешеходного перехода, вида перехода, определение технической возможности устройства пешеходного перехода на конкретном месте, внесение соответствующих изменений в Дислокацию дорожных знаков или ПОДД, и вторично оборудование соответствующего участка дорожными знаками, определенными дислокацией или ПОДД.

Из материалов дела следует, что Яковлев В.Н. является инвалидом группы, общее заболевание (<данные изъяты>) бессрочно, что подтверждается представленной справкой <данные изъяты>

Полагая, что ответчиком в нарушение Постановления Правительства РФ Повышение безопасности дорожного движения и снижения травматизма, доступная, без барьерная, комфортная городская среда, Постановления Правительства РФ № 1297 и 169; ст. 2.3 Градостроительного кодекса; от. 4.1 закона Мурманской области от 29.12.2004г. № 573-01-ЗМО; Постановления Правительства Мурманской области от 25.09.2015г № 249-РП доступность объектов городской инфраструктуры, комфортная городская среда, распоряжения Федерального дорожного агентства от 5 июня 2013. г. № 758-р О применении ОДМ 218.2.0072011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства», правил и требований благоустройства г. Мурманск от 27.10.2017 N 40-712, ухудшены условия обеспечения потребности доступа инвалидам (пешеход, маломобильный пешеход) к социальным объектам, объектам инфраструктуры и иным услугам предоставляемым населению, обратился с настоящим иском в суд.

Истец полагает необходимым привести городские автомобильные дороги в соответствии с требованиями Государственного стандарта безопасность движения пешеходов, доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры, соблюдение правил и требований благоустройства г. Мурманск, включая на заявленных перекрестках проспекта Ленина с улицами Заводская, Марата, Профсоюзов, Володарского, домами 42 и 32, переход на перекрестке пр. Ленина – пер. Пионерский между домами 78 и 65 пр. Ленина, возложив данную обязанность на Комитет по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 12 Устава муниципального образования г. Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 2 апреля 2018 г. №45-787, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения.

Пунктом 3.7 Положения о КРГХ г. Мурманска, утверждённого распоряжением администрации г. Мурманска от 14 мая 2005 г. №427, установлено, что для решения поставленных целей и задач Комитет осуществляет, в том числе функцию по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного, значения в границах г. Мурманска, улучшение их технического состояния, а также создание условий для безопасного движения на муниципальных дорогах общего пользования местного значения в границах г. Мурманска.

Обязанность по установке и содержанию дорожных знаков на автомобильных дорогах возложена на ММБУ «Центр организации дорожного движения».

Предметом деятельности Учреждения является выполнение работ (оказание услуг) по содержанию в безопасном для движении состоянии и в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил УСД, объектов и элементов благоустройства и инженерной инфраструктуры.

Работы по содержанию автомобильных дорог осуществляются учреждениями систематически в течение года (с учетом сезона) в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, норм и правил.

Пунктом 3 Постановления №1634 (введенного постановлением администрации г. Мурманска от 19 декабря 2018 г. №4405) определено, что внесение изменений в проект организации дорожного движения организуется Комитетом по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска на основании решений, принятых городской комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе рабочей группой для выработки оперативных решений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Постановлением администрации г. Мурманска от 26 мая 2015 г. №1387 образована городская комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения и утверждено Положение о городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Положение №1387).

В силу с пунктом 1.1 указанного Положения №1387 городская комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Комиссия) является коллегиальным, совещательным органом при администрации г. Мурманска по рассмотрению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, координации деятельности транспортных организаций, предупреждения аварийности на автомобильном и электрическом транспорте и подготовке рекомендаций, предложений, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Одной из основных задач Комиссии является организация разработки и реализации программ, планов, мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования г. Мурманск, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий (пункт 2.2 Положения №1387).

В соответствии с разделом 3 Положения №1387 Комиссия организует изучение причин аварийности на автомобильном и электрическом транспорте, рассматривает состояние работы по ее предупреждению на территории муниципального образования г. Мурманск; разработку и выполнение муниципальных программ по обеспечению безопасности дорожного движения, рассматривает обоснования потребности в финансовых и материально-технических ресурсах для их реализации.

Комиссия вправе создать постоянно действующую рабочую группу для выработки оперативных решений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (далее - рабочая группа), а также утверждать состав рабочей группы и положение о рабочей группе, в котором определять полномочия и порядок, принятия решений рабочей группой (пункт 4.6 Положения №1387).

Приказом Комитета от 14 марта 2019 г. №31 «О порядке внесения изменений в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г. Мурманска» установлено, что основаниями для внесения изменений в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г. Мурманска являются решения городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, а также решения рабочей группы для выработки оперативных решений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 1); изменения в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г. Мурманска оформляются в виде технических заданий Комитета и направляются для исполнения в ММБУ «Центр организации дорожного движения».

Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в виду следующего.

Приказом комитета от 08.06.2016 №23-01-04/73 «Об утверждении проекта организации дорожного движения улично-дородной сети города Мурманска» был утвержден Проект организации дорожного движения в городе Мурманске (далее ПОДД).

До настоящего времени утвержденный ПОДД (с внесенным изменениями) является действующим документом, на основании которого организовано дорожное движение в городе Мурманске.

Вопрос в части организации дорожного движения на перекрестке проспекта Ленина и улицы Профсоюзов (требование организовать пешеходный переход), был предметом рассмотрения в рамках дела №2а- 1203/2017 Октябрьского районного суда г. Мурманска. Отказывая в удовлетворении исковых требований, судом отмечено, что существующая схема размещения технических средств организации дорожного движения обусловлена необходимостью увеличения пропускной способности и избежания заторов на улично-дорожной сети, а также в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Вопросы законности организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Мурманска, в том числе на перекрестках «просп. Ленина - ул. Марата», «просп. Ленина в районе дома 14», «просп. Ленина - ул. Профсоюзов», «просп. Ленина - ул. Володарского» были рассмотрены Октябрьским районным судом города Мурманска в рамках административного дела № 2а-5863/2018. По результатам рассмотрения суд принял решение об отказе в удовлетворении требований Яковлева В.Н.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Организация дорожного движения в городе Мурманске, в том числе пешеходов, выполнена в соответствии с утвержденным проектом организации дорожного движения и не противоречит действующим нормам, стандартам.

Возможность перехода дорог на пересечениях проспекта Ленина с улицами Заводская, Марата, Профсоюзов, Володарского обеспечена в соответствии с действующими требованиями в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На пересечении дорог «Проспект Ленина» - «Улица Заводская» (проспект Ленина 14) расположен Т-Образный регулируемый перекресток. Переход дороги пешеходами осуществляется в соответствии с правилами дорожного движения. Пешеходный переход расположен у остановки общественного транспорта согласно требованиям пункта 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 в районе строения 16 по проспекту Ленина на расстоянии около 20 метров.

На пересечении дорог «Проспект Ленина» - «Улица Марата» (проспект Ленина 16а) расположен Т-Образный регулируемый перекресток. Переход дороги пешеходами осуществляется в соответствии с правилами дорожного движения. Пешеходный переход расположен у остановки общественного транспорта согласно требованиям пункта 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 в районе строения 16 по проспекту Ленина.

На пересечении дорог «Проспект Ленина» - «Улица Профсоюзов» в соответствии с ПОДД размещен регулируемый перекресток. Переход дороги пешеходами осуществляется согласно ПДД.

На пересечении дорог «Проспект Ленина» - «Улица Володарского» в соответствии с ПОДД устроен пешеходный переход в соответствии с действующими ГОСТами.

Истцом не приведены доводы для пересмотра утвержденного ПОДД. Аналогичные требования истца были предметом разбирательства по делу № 2а- 5863/2018.

В районе домов №№ 42, 32 пешеходный переход через просп. Ленина отсутствовал ранее и в соответствии с действующим ПОДД не предусмотрен. Это обусловлено сформированными пешеходными потоками, размещением объектов на местности, отсутствием остановки общественного транспорта. Пешеходные переходы расположены у остановок общественного транспорта на перекрестках «просп. Ленина - ул. Академика Книповича» и «просп. Ленина - ул. Генерала Журбы» в соответствии с требованиям пункта 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007, согласно которому остановочный пункт должен быть оборудован пешеходным переходом.

Переход на перекрестке пр. Ленина – пер. Пионерский между домами 78 и 65 по проспекту Ленина устроен в соответствии с действующими ГОСТами.

В рамках проводимых проверок ГИБДД УМВД России по г. Мурманску по доводам Яковлева В.Н., в части организации пешеходного движения на пересечениях улиц г. Мурманска (змейкой через три дороги буквой «П»), ввода отдельной пешеходной фазы светофорного регулирования, запрета перехода дорог на разрешающий сигнал параллельно движению транспорта, ограничения времени для перехода пешеходами через проезжие части с учетом диагонального пересечения проезжей части и закрытия пешеходных переходов у социально-значимых объектов нарушений требований ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения, Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», и ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», не установлено.

Помимо этого, при введении отдельной пешеходной фазы, схема движения является наиболее безопасной с точки зрения организации дорожного движения поскольку при настоящей схеме все транспортные средства стоят, а пешеходы без помех пересекают проезжую часть независимо под прямым углом к проезжей части или по диагонали.

Данные мероприятия осуществляются на основании требований Федерального закона от 29 декабря 2017г. №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает разработку и утверждение в установленном порядке проектной документации владельцами дорожнотранспортной инфраструктуры. Демонтаж пешеходных переходов, а также их обустройство на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Мурманск принимается их владельцем или организациями, уполномоченными в осуществлении дорожной деятельности в соответствии с Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Размещение пешеходных переходов, пешеходных ограждений и режимы работы светофорной сигнализации на улично-дорожной сети города Мурманска выполнены на основании проектной документации, утвержденной органами местного самоуправления.

Государственные стандарты не содержат обязательных требований по устройству пешеходных переходов через все проезжие части на конкретном перекрестке, т.е. их обустройство по схеме «П» не запрещается. Законность обустройства пешеходных переходов по указанной схеме также подтверждена ФАУ «Росдорнии» Министерства транспорта Российской Федерации.

Доводы истца, в части необходимости обязательного приведения городских автомобильный дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 70716-2023 (введен 01.05.2023 г.), суд находит несостоятельным, поскольку прямых запретов на размещение пешеходных переходов, пешеходных ограждений и режимов работы светофорной сигнализации на улично-дорожной сети города Мурманска, в соответствии с ранее утвержденным ГОСТами не имеется.

В случае признания утратившими действие, настоящих требований ГОСТ, данное обстоятельство будет являться основанием для внесения изменений в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г. Мурманска принятых решением городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, а также решения рабочей группы для выработки оперативных решений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

С учетом изложенного, в настоящее время оснований для удовлетворения исковых требований Яковлева В.Н. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яковлева В.Н. к Комитету по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд города Мурманска, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А.Волкова

2-2331/2023 ~ М-1426/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яковлев Виталий Николаевич
Ответчики
КРГХ администрации г.Мурманска
Другие
ГИБДД г.Мурманск
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Волкова Юлия Александровна
Дело на странице суда
okt--mrm.sudrf.ru
29.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее