УИД № 58RS0028-01-2022-001279-20
№2-671 (2022)
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«10» июня 2022 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой Т.А.,
при секретаре Елистратовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Можаровой Нины Григорьевны и Можарова Николая Александровича к Администрации Пензенского района Пензенской области о признании права долевой собственности на квартиру,
установил:
Истцы Можарова Н.Г. и Можаров Н.А. в лице представителя по доверенности Керженовой Г.Р. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации Пензенского района Пензенской области, указав, что 26.12.2000 года между Администрацией совхоза «Константиновский», с одной стороны, Можаровой Ниной Григорьевной, ее сыном Можаровым Николаем Александровичем и ее мужем Ф.И.О.1 был заключен договор на передачу квартиры в собственность, согласно которому квартира № дома № по ул. <...> в <...> перешла в их долевую собственность.
Согласно выписке из ЕГРН площадь квартиры № дома № по ул. <...> в <...>, кадастровый № составляет 93,5 кв.м.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 218 п. 3 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В соответствии со ст. 234 п. 1 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Приобретение права собственности в порядке статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации направлено на устранение неопределенности в правовом статусе имущества, владение которым как своим собственным длительное время осуществляется не собственником, а иным добросовестным владельцем в отсутствие для этого оснований, предусмотренных законом или договором.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22, при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
По смыслу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Принимая во внимание вышеизложенное, для физического лица не должна исключаться возможность приобретения такого имущества по основанию, предусмотренному ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что их семья владеет спорным имуществом более 15 лет, владение имуществом как своим собственным является открытым, добросовестным и непрерывным, их действия направлены на возвращение вещи в гражданский оборот и легализацию такого владения, считают, что имеются правовые основания для признания за мной и моим сыном права собственности на указанное недвижимое имущество в порядке приобретательной давности
На основании вышеизложенного истцы просят суд:
Признать за Можаровой Ниной Григорьевной право долевой собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 93,5 кв.м., расположенную по адресу: <...>, кадастровый №.
Признать за Можаровым Николаем Александровичем право долевой собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 93,5 кв.м., расположенную по адресу: <...>, кадастровый №.
Истцы Можарова Н.Г. и Можаров Н.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Письменным заявлением Можарова Н.Г. просила суд рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, заявленные требования полностью поддержала.
Представитель истцов Керженова Г.Р., действующая на основании доверенностей, просил суд рассматривать гражданское дело в ее отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. В случае неявки ответчика согласна на рассмотрение в порядке заочного судопроизводства, порядок и последствия которого ей известны.
Представитель ответчика – Администрации Пензенского района Пензенской области, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом и своевременно. Ранее письменным заявлением представитель по доверенности Федоров А.Ю. просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя администрации, оставил разрешение дела на усмотрение суда
Суд считает доказательства, представленные стороной истца, достаточными и с учетом мнения истца считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч.2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьей 234 ГК РФ установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу приведенных положений ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Согласно представленному договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от (Дата), администрация совхоза «Константиновский» в лице директора совхоза Ф.И.О.7 передала в собственность Ф.И.О.1, Можаровой Н.Г., Можарова Н.А. квартиру, состоящую из 3-х комнат, общей площадью 69,3 кв.м., в том числе жилой 39,6 кв.м, по адресу: <...>.
Решением Пензенского районного суда Пензенской области 19 марта 2018 г. признаны доли квартиры, расположенной по адресу: <...>, равными и имущество в виде 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 69,3 кв.м, включено в состав наследственной массы после смерти Ф.И.О.1, умершего 21.11.2017.
Согласно Свидетельству о праве на наследство по закону от 23 мая 2018 года, выданного нотариусом <...>, указанная 1/3 доля квартиры принадлежит Можаровой Н.Г. и таким образом ей принадлежит в настоящее время 2/3 доли спорный квартиры, а ее сын Можарову Н.А. – 1/3 доля.
В соответствии с ч. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах недвижимости право собственности на квартиру № дома № по ул. <...> в <...> с кадастровым номером №, общей площадью 93,5 кв.м. ни за кем не зарегистрировано.
В судебном заседании установлено, что истцам, а также Можарову А.В. на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 26.12.2000 г., была передана в собственность трехкомнатная квартира, общей площадью 69,3 кв.м., в том числе жилой 39,6 кв.м., расположенная по адресу: <...>, но надлежащим образом право собственности на квартиру не было оформлено.
Начиная с 2000 г. и по настоящее время, то есть на протяжении более пятнадцати лет, истцы фактически владеют спорным жилым помещением. При этом они владеют им открыто, добросовестно, непрерывно, квартира никогда не выбывала из его владения, они предпринимает меры по поддержанию сохранности жилого помещении, улучшают его состояние, оплачивает необходимые коммунальные услуги, владеют имуществом как своим собственным. Спора в отношении владения и пользования данным жилым помещением с третьими лицами не возникало.
Приведенные доказательства не были оспорены в судебном заседании, в связи с чем законных оснований ставить их под сомнение суд не находит.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Можаровой Нины Григорьевны и Можарова Николая Александровича к Администрации Пензенского района Пензенской области о признании права долевой собственности на квартиру в силу приобретательной давности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 93,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 93,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: