Дело ...
61RS0045-01-2022-003016-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Покровское 28 февраля 2023 года
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Карачиной А.А.,
при секретаре Бутове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Платовского сельского поселения «Дом культуры и клуб» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
Установил:
Прокурор Неклиновского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга, обратился в суд с иском к МБУК Платовского сельского поселения «Дом культуры и клуб» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
Установлено, что прокуратурой Неклиновского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МБУК Платовского сельского поселения «Дом культуры и клуб», в ходе которой установлено, что пандус при входе в учреждение не соответствует утвердительным строительным нормам. Негативным последствием вышеуказанного нарушения законодательства может явиться отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов для получения услуг и другое.
Просит суд обязать МБУК Платовского сельского поселения «Дом культуры и клуб» обеспечить беспрепятственный доступ в здание дома культуры, расположенного по адресу: ... ..., путем приведения в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 января 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Платовского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Лисицкая А.Ю. поддержала заявленные требования и просила удовлетворить в полном объеме. Не возражала против установлении срока для исполнения обязанности на шесть месяцев.
Ответчик директор МБУК Платовского сельского поселения «Дом культуры и клуб» Клименко О.Н. в судебном заседании исковые требования признала, просила установить срок для устранения недостатков до 6 месяцев.
Представитель третьего лица Администрации Платовского сельского поселения в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 18, 27 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от ... № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ... № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от ... № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ... № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Статьей 15 указанного Федерального закона установлено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы, на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, положения вышеуказанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Правовой основой таких требований являются общепризнанные принципы создания равных возможностей, сформулированные в положениях Всемирной программы действий в отношении инвалидов (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН ... от ...), в статьях 7 и 39 Конституции РФ.
Минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены Федеральным законом от ... № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ... № 384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований безопасности, в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ... № 384-ФЗ, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ....
На основании пункта 38 вышеуказанного постановления к сводам правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ... № 384-ФЗ, относится СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный и введенный в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ... .../пр (далее - Свод).
В соответствие с п. ... Свода должны быть предусмотрены непрерывные поручни с левой и правой сторон внешней лестницы, ведущей к административному зданию.
Согласно п. ... Свода у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м следует предусматривать пандусы или подъемные устройства. Длина непрерывного марша пандуса должна соответствовать требованиям продольного уклона согласно таблице 5.1 Свода.
Пунктом ... Свода установлено, что пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Согласно п. ... Свода поверхность пандуса должна быть выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности, а также нескользкой и соответствовать требованиям .... Свода.
Вместе с тем, пандус, при входе в МБУК Платовского сельского поселения «Дом культы и клуб» не соответствует указанным требованиям, в том числе он не оборудован одновременно верхним и нижним поручнем в одной вертикальной плоскости, его поверхность не промаркирована цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
Указанные недостатки препятствуют обеспечению доступа маломобильной группы населения в здание и подлежат незамедлительному устранению.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым иск удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Неклиновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Платовского сельского поселения «Дом культы и клуб» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, удовлетворить.
Обязать МБУК Платовского сельского поселения «Дом культы и клуб» обеспечить беспрепятственный доступ в здание дома культуры, расположенного по адресу: ... путем приведения в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 07 марта 2023 года.