Дело № 12-27/2023
УИД 24MS0163-01-2021-003144-12
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 19 января 2023 года
Судья Центрального районного суда г. Красноярска Федорова О.А.,
представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю Василькова В.Р.
рассмотрев в судебном заседании жалобу главного врача КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» Резниченко С.Г. на постановление мирового судьи судебного участка №163 в Центральном районе г. Красноярска Тетериной Ю.Е. от 26.01.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица – Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская межрайонная поликлиника №5»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №163 в Центральном районе г. Красноярска Тетериной Ю.Е. от 26.01.2022 года юридическое лицо – КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, главный врач КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» Резниченко С.Г. обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой просит об его отмене, прекращении производства по делу. Жалоба мотивирована тем, что у администрации учреждения отсутствовали реальные возможности для устранения нарушений, отраженных в каждом из предписаний от 25.02.2021 года и предписания от 26.11.2020 года. Для устранения каждого из нарушений требуются значительные денежные средства как на проектные, так и на строительно-монтажные работы. Использование имеющихся средств для этого было не допустимо в силу их целевого назначения. Администрацией учреждения не выполнены указанные в предписании нарушения с учетом отсутствия такой возможности. Самостоятельно приостановить деятельность поликлиники в связи с невыполнением требований по предписанию у администрации учреждения также отсутствовало. Администрацией учреждения предпринимались меры для получения дополнительного финансирования, однако дополнительные средства, позволяющие устранить нарушения, в требующемся объеме выделены не были.
В судебное заседание представитель юридического лица КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника №5» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был своевременно извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении не ходатайствовал, при таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю просил жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения.
Выслушав мнение участников процесса, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, протокол №2381 об административном правонарушении от 09.12.2021 г. составлен государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Шехмирзодовой А.О. о совершении юридическим лицом КГБУЗ КМП №5, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 13 статьи 19.5 КоАП, протокол №2383 об административном правонарушении от 09.12.2021 г. составлен государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Шехмирзодовой А.О. о совершении юридическим лицом КГБУЗ КМП №5., административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 13 статьи 19.5 КоАП, протокол №2385 об административном правонарушении от 09.12.2021 г. составлен государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Шехмирзодовой А.О. о совершении юридическим лицом КГБУЗ КМП №5., административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 13 статьи 19.5 КоАП
По результатам проведения внеплановой выездной проверки 26.11.2021г. с 09.00 часов до 10.00 часов, 30.11.2021г., с 10.00 часов 26.11.2021 года по 11.00 30.11.2021 года, с 11.00 часов 26.11.2021 года по 12.00 часов 30 ноября 2021 года в соответствии с решением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от 08.11.2021г. № 1936, подписанным главным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору К.Г. Ивановым, в процессе проверки выявлено невыполнение КГБУЗ КМП №5 в установленный срок предписаний №1234/1/1, № 36/1/1-8, 41/1/1-10 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. А именно:
- № 36/1/8 (предписание №36/1/1/8 от 25.02.2021 года): примыкающие к открытой лестничной клетке коридоры не отделены противопожарными перегородками с дверьми, устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №36/1/1(предписание №36/1/1/8 от 25.02.2021 года): отсутствует второй эвакуационный выход из помещений второго этажа здания, устранить в срок до 01.11.2021 года;
- №41/1/1 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№12 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,65 м), (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/2 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№13 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,65 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/3 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№14 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,66 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования»; устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/4 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№15 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,68 м). (нарушение ч,1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/5 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№16 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,68 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/6 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№17 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) - составляет менее 0,8 м (по факту 0,68 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/7 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№7 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,58 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП И-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
- №41/1/8 (предписание №41/1/1-10 от 25.02.2021 года) : ширина эвакуационного выхода ведущего из помещения кабинета (пом. № 56 комн.№19 согласно выписки из ЕГРОРД №04:401/2004-4628 от 25.11.1914 г.) составляет менее 0,8 м (по факту 0,68 м). (нарушение ч.1 ст.6, ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года№ 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.2 СНиП П-А.5- 62 «Противопожарные требования. Основные требования проектирования» устранить в срок до 01.11.2021 года.
В соответствии с частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно представленным документам КГБУЗ «Красноярская межрайонная поликлиника № 5» является краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения.
На основании п. 1.4 Устава Учредителем и собственником имущества Учреждения является Красноярский край, функции, и полномочия собственника от имени Красноярского края осуществляет Правительство Красноярского края и Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в пределах компетенции.
В соответствии с п. 1.5 Устава Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Красноярского края.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая диспозицию ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения настоящего дела, если не был проверен в ином судебном порядке.
Как следует из материалов дела предписания не были обжалованы в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.
К должностным лицам, уполномоченным на осуществление федерального государственного пожарного надзора, в том числе относятся сотрудники ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
Из материалов дела следуют, что предписания №1234/1/1, 36/1/1-8, 41/1/1-10, 37/1/1 выданы в установленном законом порядке лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного пожарного надзора.
Однако, как следует из материалов дела, пункты №41/1/1, №41/1/2, №41/1/3, №41/1/4, №41/1/5, №41/1/6, №41/1/7, №41/1/8 предписания, предписывают заявителю привести в соответствие ширину эвакуационных выходов помещений кабинетов, согласно п. 4.2.19 СП 1.13130.2020 ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м.
Пункт № 36/1/8 предписания №36/1/1/8 от 25.02.2021 года, предписывают заявителю привести в соответствие примыкающие к открытой лестничной клетке коридоры, отделить противопожарными перегородками с дверьми.
Пункт №36/1/1 предписания №36/1/1/8 от 25.02.2021 года, предписывают заявителю провести работы по оборудованию второго эвакуационного выхода из помещения второго этажа здания.
Содержащиеся в СП 1.13130.2020, п. 4.2 СНиП II-А.5-62, п. 5.15 СНиП II-Л.2-72, ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вышеуказанные требования пожарной безопасности, относятся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Согласно представленным заявителем материалам, а именно письма заместителя министра здравоохранения Красноярского края замечания указанные в предписании №36/1/1-8, учреждения по адресу: пр. Мира, 46 устранены, при проведении в 2021 году (ремонт проходил на момент проверки) капитального ремонта 2-го и 3-го этажей установлены противопожарные перегородки, замечания указанные в предписании №4/1/1-10, планируется устранить при проведении капитального ремонта в 2024 году. Кроме того, здание по адресу: ул. Степана Разина, д. 35а будет освобождено в связи с планируемым вводом в эксплуатацию здания новой поликлиники в микрорайоне «Покровский».
Сведений о том, что здания поликлиники, подвергались реконструкции или капитальному ремонту (за исключением ремонта по адресу: пр. Мира, 46), не имеется, а часть нарушений правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено юридическому лицу, связано с расширением эвакуационных выходов, оборудованию дополнительных эвакуационных выходов, то есть, связаны с конструктивным изменением здания.
Принимая во внимание приведенные положения закона и установленные обстоятельства, а также отсутствие в материалах дела доказательств свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация рассматриваемых зданий с указанными нарушениями требований пожарной безопасности приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, прихожу к выводу о признании незаконными пунктов оспариваемых предписаний.
Также из представленных материалов следует, что администрацией учреждения предпринимались меры для получения дополнительного финансирования, направлялись сведения в министерство здравоохранения о потребностях в капитальных ремонтах используемых зданий и помещений.
Таким образом, из материалов дела следует, что юридическое лицо Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярская межрайонная поликлиника №5» не бездействовало, а принимало и принимает меры в пределах полномочий для выполнения необходимых условий и требований пожарной безопасности. При этом, невозможность устранения в кратчайшие сроки выявленных нарушений пожарной безопасности, обусловлено, в том числе наличием, объективных причин.
Изложенное исключает наличие в действиях юридического лица – Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская межрайонная поликлиника №5» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, и является основанием для освобождения от административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №163 в Центральном районе г. Красноярска Тетериной Ю.Е. от 26.01.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица – Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская межрайонная поликлиника №5», подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях юридического лица – Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская межрайонная поликлиника №5» состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №5» ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №163 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 26.01.2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 13 ░░. 19.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №5», - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░