Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-253/2022 ~ М-232/2022 от 17.05.2022

№ 2 – 253/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Майя                                          29 июня 2022 года

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И. Г., при секретаре судебного заседания Пинигиной А.С.,

с участием старшего помощника прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Максимовой И.А.,

представителя ответчика – администрации СП «Тарагайский наслег» главы Бурнашева Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации сельского поселения «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» (далее – СП «Тарагайский наслег») с исковым заявлением о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно привести в соответствие с требованиями закона минерализованную полосу.

В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой района с привлечением специалистов ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району УНД и ПР ГУ МСЧ России по РС (Я) проведена проверка по обеспечению защищенности населенных пунктов от лесных пожаров. В ходе проверки установлено, что минерализованная полоса вокруг населенного пункта Табага не соответствует требованиям п. 63 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации». 14 апреля 2022 года прокуратурой района в адрес главы СП «Тарагайский наслег» внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответа на представление прокурора, 01 апреля 2022 года с ИП Макаров М.М. заключен договор по возобновлению противопожарного разрыва, фактические работы по обновлению минерализованной полосы не проведены. Неисполнение требований пожарной безопасности до начала пожароопасного периода ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, проживающих в населенном пункте, в случае возникновение лесного пожара.

В судебном заседании прокурор Максимова И.А. исковое заявление прокурора поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации СП «Тарагайский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» Бурнашев Г.А. в суде иск признал частично и пояснил, что минерализованная полоса вокруг населенного пункта с. Табага сделана частично. 200 метров сделали, а 600 метров не смогли вспахать, так как там место болотистое, трактор застрянет. Просит срок исполнения решения суда назначить осенью, когда земля высохнет. Незамедлительно он не сможет выполнить решение суда.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Статья 19 Федерального закона №69-ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которых возложено на органы местного самоуправления, относит, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Статьей 53 Лесного кодекса РФ установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п.9 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Технический регламент) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абз. пятым ст. 21 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) (далее – Правила), в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (пункт 70 Правил).

На объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения (пункт 74 Правил).

Исходя из положений ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, ч. 1 ст. 37 Технического регламента меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам проведенной прокуратурой Мегино-Кангаласского района проверки по обеспечению защищенности населенных пунктов от лесных пожаров установлено, что в нарушение п. 63, 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, с южной стороны населенного пункта Табага минерализованная полоса шириной не менее 10 метров отсутствует.

Данный факт подтверждается актом проверки, составленным начальником ОНД и ПР по Мегино-Кангаласскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) (л.д 8-9).

По данному факту главе СП «Тарагайский наслег» выдано предписание о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений в месячный срок (л.д. 10-11).

Как следует из ответа на предписание от 22 апреля 2022 года, администрацией СП «Тарагайский наслег» 01 апреля 2022 года заключен договор на возобновление противопожарного разрыва с ИП Макаров М.М., на основании п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, вынесено распоряжение об обеспечении соблюдения гражданами – собственниками земельных участков вышеуказанного пункта Правил, которое будет доведено до граждан, будет установлен регулярный контроль за работой ИП Макарова М.М. (л.д. 12).

На момент рассмотрения настоящего дела ответчиком доказательства, подтверждающие устранение нарушений пожарной безопасности суду не представлены.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения администрацией СП «Тарагайский наслег» действующего законодательства о пожарной подтверждается материалами дела, поскольку администрация сельского поселения в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего поселения, однако этого не сделала.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Обращаясь в данном случае в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прокурор действовал в рамках полномочий, представленных ему законодательством.

При установленных обстоятельствах дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание пожароопасный период, в связи с чем, приходит к выводу об установлении срока исполнения незамедлительно.

При этом суд разъясняет, что ответчик на основании ст. 203 ГПК РФ, в случае неисполнения решения суда по объективным причинам, имеет право обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда с подтверждающими доказательствами.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, – удовлетворить.

Возложить на сельское поселение «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» обязанность привести в соответствие с действующим противопожарным законодательством минерализованную полосу.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, установить администрации СП «Тарагайский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» срок для исполнения решения суда – незамедлительно.

Сторон освободить от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия).

          Судья:                                                            И.Г. Билюкина

2-253/2022 ~ М-232/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуро Мегино-Кангаласского района
Ответчики
администрация СП "Тарагайский наслег"
Суд
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Билюкина И.Г.
Дело на сайте суда
mkang--jak.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2022Передача материалов судье
19.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2022Подготовка дела (собеседование)
29.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2022Дело оформлено
01.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее