Дело № 2-130/2023
УИД 81RS0001-01-2023-000260-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года с.Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Петровой И.В.,
при секретаре судебного заседания Кочкуровой Л.Г.,
с участием истца ФИО2,
третьего лица ФИО3,
представителя ответчика Колесниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Косинского муниципального округа о признании ФИО2, ФИО3, ФИО4 членами семьи умершей ФИО1-участника ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности включить в список граждан-участников ведомственной целевой программы,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что её мать ФИО1 с 29.03.2011 состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории «Инвалиды I-II группы, инвалиды с детства». 28.09.2015 ФИО1 умерла. ДД.ММ.ГГГГ она (ФИО2) обратилась к ответчику с заявлением о сохранении за ней права на получение жилищной субсидии в связи со смертью заявителя и переоформлении учетного дела. Решением комиссии по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей уведомлена, что её семья снята с учета граждан, имеющих права на получение жилищной субсидии, так как не представлено доказательств, что на момент смерти ФИО1 они проживали с ней по одному адресу: <адрес>. С данным решением она не согласна, указывая, что с заявителем она и внуки проживали одной семьей, все на день смерти были зарегистрированы по одному адресу. В период совместного проживания с ФИО1 у них сложились семейные отношения, все вместе несли общие расходы на содержание дома, имели общий совместный бюджет, вели общее хозяйство, заботились о тяжело больной маме и бабушке.
В судебном заседании ФИО2 на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что в 2011 году она с дочерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приехала с <адрес> в <адрес> к своим родителям, которые проживали по <адрес>. В квартиру родителей по <адрес> была вселена как член их семьи. С ними стали проживать одной семьей, вести общее хозяйство. В 2012 году она родила сына ФИО4, который также проживал вместе с ними в доме её родителей. В 2013 году она на средства материнского капитала приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в который переехала с детьми в сентябре 2013 года, в октябре 2013 года перевезла к себе маму, так как та сильно болела и нуждалась в уходе. Отец ФИО4 остался проживать на <адрес>, так как дом тоже требовал обслуживание. Она также ходила и помогала отцу. Она и её дети имели регистрацию по <адрес>, фактически проживали по <адрес>. Полагает, что решение комиссии об отказе в переоформлении дела и снятии её с учета не законно.
Представитель ФИО2- ФИО15 поддержала позицию истца в полном объеме, дополнив, что свидетели в судебном заседании подтвердили факт совместного проживания истца и её матери и ведении ими общего хозяйства.
Представитель ответчика ФИО6 суду пояснила, что в случае, если будет установлен факт, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются членами семьи ФИО1 на день ее смерти, то не возражают против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. Просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление, в том числе указали, что для признания членами семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4 необходимо установить факт вселения ФИО7 в жилое помещение, выяснить обстоятельства волеизъявления ФИО1 на их вселение.
Свидетель ФИО8 пояснила, что она работала фельдшером, обслуживала территорию <адрес> и знала семью ФИО16. Истец ФИО2 приехала с <адрес> вместе с дочерью в дом родителей по <адрес>, с которыми проживала одной семьей, вели общее хозяйство. Она как фельдшер приходила в семью по вызовам. В 2013 году ФИО1 купила квартиру и переехала с детьми на <адрес>, куда также перевезла свою маму. Они продолжали проживать вместе и вести общее хозяйство.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснила, что работала почтальоном и обслуживала территорию <адрес>, носила пенсию ФИО16. До 2011 года ФИО2 проживала с родителями по <адрес>, а с 2013 стала проживать по <адрес> и с ней до смерти проживала её мама.
Свидетель ФИО10 дала показания, схожие с показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9, дополнительно пояснив, что знает обстоятельства совместного проживания ФИО16 сначала по <адрес> потом по <адрес>, так как ходила в семью и помогала ухаживать за ФИО1, когда ФИО2 была на работе.
Свидетель ФИО11 дополнила, что сама лично принимала участие в переезде ФИО1 с <адрес>, когда дочь купила себе жилье, так как мать была больна, нуждалась в уходе, а отец остался проживать на <адрес>, куда к нему также истец ходила для оказания помощи.
Свидетель ФИО12 относительно совместного проживания и ведения общего совместного хозяйства ФИО16 дал показания, схожие с показаниями вышеуказанных свидетелей, дополнив, что знает все обстоятельства совместного проживания и ведения общего хозяйства, так как с 2011 года по 2015 год работал участковым уполномоченным и обслуживал территорию <адрес>.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Абзацем 4 статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ определено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Для целей Федерального закона № 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ).
Согласно статьи 5 Федерального закона № 125-ФЗ и пп. «в» п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», возможность признания в качестве члена семьи зависит от таких условий, как вселение в жилое помещение на постоянное жительство в качестве членов семьи, проживание в нем и совместное ведение общего хозяйства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1085 Косинский район отнесен с 01.07.1992 к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В судебном заседании установлено, что семья ФИО1 29.03.2011 была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «Инвалиды I-II группы, инвалиды с детства» согласно заявлению (л.д.84), учетное дело № 1224.
При постановке на соответствующий учет граждан ФИО1 указывала в качестве членов своей семьи, в том числе дочь ФИО2, 1979 г.р., внучку ФИО3 2004 г.р. (л.д. 86-87).
В период с 29.03.2011 по 08.09.2015 ФИО1 подтверждала свое право на дальнейшее участие в программе путем подачи заявлений.
Данное право никем не обжаловано.
08.09.2015 ФИО1 умерла (л.д. 66).
20.06.2023 ФИО2 обратилась в администрацию Косинского муниципального округа с заявлением о сохранении за ней, ФИО3, ФИО4 права на получение жилищной субсидии в связи со смертью заявителя ФИО1 и переоформлении учетного дела (л.д.11).
13.07.2023 администрацией Косинского муниципального округа принято решение о снятии семьи ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку согласно данным похозяйственных книг на 2012-2016 г.г. на момент смерти заявителя ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не проживали по одному адресу <адрес> ФИО1 (л.д. 10).
Из представленных доказательств - свидетельств о рождении следует, что ФИО2 (л.д.56) приходится дочерью ФИО1, ФИО3, ФИО4- детьми ФИО13 (л.д.57,58).
Таким образом, имеются родственные отношения между ФИО7 и заявленными в иске лицами.
Из похозяйственной книги № за период с 2012 по 2016 года следует, что в хозяйстве ФИО1, главы семьи, по адресу: <адрес> лицевой счет № значатся, в том числе ФИО2, ФИО3, ФИО4 (л.д. 110-114).
Из похозяйственной книги № за период с 2012 по 2016 года следует, что в хозяйстве ФИО2, главы семьи по адресу: <адрес>, лицевой счет №, значатся, в том числе ФИО3, ФИО4 (л.д. 105-109).
Согласно архивной справке от 27.11.2023 № 571 в документах архивного фонда администрации Косинского сельского совета за 2012-2016 г.г. в хозяйстве ФИО1- главы семьи, по адресу: <адрес> том числе значились дочь ФИО2,1979 г.р., внучка ФИО3, 2004 г.р., внук ФИО4, 2012 г.р. (л.д. 115).
Исследовав все представленные доказательства, судом установлено, что ФИО1, являясь с 29.03.2011 участником ведомственной целевой программы по октябрь 2013 года проживала в своем доме по адресу: <адрес>. Вместе с ней проживали и были вселены ею в качестве членов семьи: дочь ФИО2, внучка ФИО3. В 2012 году у ФИО2 родился сын ФИО4, который также стал проживать с ФИО1 одной семьей, то есть жилое помещение ФИО1 было определено для семьи ФИО2 в качестве места жительства. Проживая одной семьей, они вели общее хозяйство, о чем подтвердили допрошенные в ходе судебного заседания свидетели.
С 2013 года, по приобретению ФИО2 жилого помещения по <адрес>, она с детьми переехала туда и с собой взяла ФИО1, так как за ней требовался уход. Отец остался проживать по <адрес>. ФИО2 присматривала за домой родителей, имела в нем регистрацию, а фактически проживала в своем доме. До 03.10.2017 года она и её дети имели регистрацию по адресу родителей, по <адрес>, что подтверждается справкой с МО МВД РФ «Кочёвский» (л.д.93).
Не смотря на то, что в похозяйственной книге № 25 за период с 2012 по 2016 годы в хозяйстве по адресу: <адрес> ФИО1 не указана, а указана в похозяйственной книге № по адресу: <адрес>, а ФИО2 и её дети указаны в хозяйстве по адресу <адрес> данные обстоятельства не могут являться единственным и безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании представленных доказательств, а именно из показаний истца, свидетелей, письменных доказательств установлено, что ФИО2, ФИО3 в период с 29.03.2011 года по сентябрь 2013 года проживали с ФИО1 совместно по одному адресу: <адрес>, с октября 2013 по день смерти ФИО1 28.09.2015 по адресу: <адрес>, то есть постоянно проживали совместно, вели общее хозяйство, несли общие расходы по дому.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что факт совместного проживания истца ФИО2, её детей ФИО3, ФИО4 с ФИО1, с момента постановки её на учет и на дату ее смерти, подтвержден в судебном заседании, суд приходит к выводу, что истец вправе претендовать на получение жилищной субсидии и оставаться именно в той очереди, в которой стояла её умершая мать, заявитель ФИО1, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2, удовлетворить.
Признать членами семьи ФИО1-участника комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» ФИО2, ФИО3, ФИО4.
Признать за ФИО2, ФИО3, ФИО4 право на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет умершей ФИО1-29.03.2011 в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства».
Возложить обязанность на администрацию Косинского муниципального округа Пермского края включить ФИО2 в список граждан-участников комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по дате первоначальной постановки на учет ФИО1 с 29.03.2011 в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи из трех человек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пермский краевой суд через Косинский районный суд Пермского края.
Судья И.В.Петрова
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2023 года.