Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2060/2023 (2-13351/2022;) ~ М-10758/2022 от 07.11.2022

Дело № 2-2060/2023 (2-13351/2022)

86RS0004-01-2022-015418-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2023 г.    г.Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Бурлуцкого И.В., при секретаре Криштоф Ю.А., с участием истца Оленева А.А., представителя ответчика ООО «ЮРИЦ» Барыгиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оленёва А. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Югорский расчетно-информационный центр» о возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

Оленев А.А. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ООО «Югорский расчетно-информационный центр» (далее – ООО «ЮРИЦ, Общество, ООО) начислять истцу плату за коммунальную услугу - обращение с ТКО по двум лицевым счетам и как на одного проживающего человека, с применением коэффициента 0,5 по каждому лицевому счету; обязать ответчика осуществить перерасчет произведенных начислений за коммунальную услугу - обращение с ТКО за период с июля 2019 г. по февраль 2023 г. с применением коэффициента 0,5 по каждому лицевому счету; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование исковых требований Оленев А.А. указал, что является собственником двух жилых помещений по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, ул.Республики, <адрес>. Зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Кроме него других лиц в указанных жилых помещениях не зарегистрировано. По каждому из принадлежащих ему жилых помещений ответчиком ООО «ЮРИЦ» начисляется ежемесячно плата за коммунальную услугу - обращение с ТКО из расчета на одного человека. За период с июля 2019 г. по февраль 2023 г. по каждому жилому помещению истцу начислено по 5 000,80 руб. Истец с таким расчетом не согласен, поскольку он образует коммунальные отходы только как один человек. При этом его фактическое пребывание в вышеназванных помещениях имеет внесистемный характер, и к нему не может быть применено понятие «временное отсутствие», поскольку он с различной регулярностью пользуется обоими жилыми помещениями. Истец считает, что плата за коммунальную услугу - обращение с ТКО должна ему начисляться как на одного человека независимо от количества принадлежащих ему жилых помещений, и должна составлять за спорный период с июля 2019 г. по февраль 2023 г. 2 500,40 руб. - по каждому жилому помещению

В судебном заседании истец Оленев А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме. Настаивал на том, что ООО «ЮРИЦ» в рассматриваемом споре является надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п.1.1.2 агентского договора, заключенного с АО «Югра-Экология», на ООО возложена обязанность формирования и ведения базы данных лицевых счетов потребителей и начисление платы за оказание услуг по обращению с ТКО. Истец пояснил, что в течение месяца он проживает в каждом из принадлежащих ему жилых помещений, при этом в результате его проживания по каждому адресу образовывались твердые коммунальные отходы. Пояснил, что с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО к ответчику не обращался. Считает, что поскольку законом не предусмотрено применение при расчете платы за коммунальную услугу - обращение с ТКО коэффициента 1, применительно к нему возможно было производить расчет с коэффициентом 0,5 по каждому жилому помещению.

Представитель ответчика ООО «ЮРИЦ» и третьего лица АО «Югра-Экология» Барыгина Н.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Считала, что ООО «ЮРИЦ» является ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку оно выступает агентом по агентскому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с региональным оператором пот обращению с ТКО - АО «Югра-Экология», которое предоставляет агенту все необходимые сведения для расчета потребителям платы за обращение с ТКО (сведения о собственниках жилых помещениях, количество проживающих и т.д.). При этом в соответствии с агентским договором ООО «ЮРИЦ» может самостоятельно запрашивать данные сведения у управляющих компаний. Указала, что в соответствии с действующим правовым регулированием истец должен оплачивать за коммунальную услугу - обращение с ТКО как за одного человека независимо от того, проживает ли он в жилом помещении. Применение понижающего коэффициента 0,5 при расчете платы за эту коммунальную услугу законодательством не предусмотрено.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Оленев А.А.. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении истец зарегистрирован по месту жительства, что подтверждается справой из ООО «УК ДЕЗ ЦЖР».

Кроме того, истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, ул.Республики, <адрес>, часть <адрес>Б, <адрес>, в которой никто не зарегистрирован по месту жительства.

АО «Югра-Экология» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории <адрес> - Югры в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным истцом с Департаментом промышленности <адрес> - Югры, осуществляющим свою деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).

Между АО «Югра-Экология» (Принципал) и ООО «ЮРИЦ» (Агент) заключен агентский договор № Д-ЮРИЦ-2021-0022-49/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство в интересах Принципала организовать свою работу и работу своих обособленных и структурных подразделений для совершения от имени и за счет Принципала в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> в части услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) юридических и иных действий, в том числе: заключение (оформление, согласование, подписание) изменение, расторжение с потребителями Договоров на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовыми формами договоров на оказание услуг по обращению с ТКО (п.1.1.1 договора); формирование и ведение базы данных лицевых счетов потребителей – физических лиц (далее – Потребители) по услугам принципала – услуга по обращению с ТКО (п.1.1.2 договора); исполнение договоров на обращение с ТКО в части начисления платы за оказание услуг по обращению с ТКО Потребителям таких услуг, начисления пени за несвоевременную оплату услуг по обращению с ТКО, изготовления платежных документов для внесения платы за услуги по обращению с ТКО, оказанные Потребителям, посредством внесения соответствующей строки в единый платежный документ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (п.1.1.3 договора).

В соответствии с п.2.1 агентского договора к обязанностям Агента относятся: в течение 10 дней с даты заключения настоящего договора сформировать базу данных по лицевым счетам Потребителей услуг по обращению с ТКО – физических лиц, предоставить Принципалу утвержденный перечень многоквартирных домов, индивидуальных жилых строений, СОНТ, СОТ, ГСК по форме установленной договором, в которых оказываются услуги по обращению с ТКО, поддерживать базу данных по лицевым счетам в актуальном состоянии в результате последующего получения информации от Принципала, Потребителей, третьих лиц, имеющих необходимые для корректировки сведения (п.2.1.1); обеспечить наличие программного продукта, в рамках которого должна быть реализована возможность: учета заколоченных договоров / лицевых счетов и занесения всех необходимых для начисления данных, начисления стоимости услуг (п.2.1.2); рассчитывать объемы оказанных услуг по каждому Потребителю в соответствии с установленными законодательством нормативами и тарифами (п.2.1.5); начислять платежи по Договорам на обращение с ТКО по ценам равным значению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного в установленном порядке, и организовать сбор с Потребителей сумм начисленных платежей по Договорам на обращение с ТКО (п.2.1.9); представлять интересы Принципала (на основании доверенности) при взыскании задолженности по Договорам на оказание услуг по обращению с ТКО (п.ДД.ММ.ГГГГ.1).

В соответствии с п.3.1 агентского договора к обязанностям Принципала относятся: обеспечить методологическое сопровождение деятельности Агента по вопросам ценообразования, применения тарифов и нормативов, иных вопросов, возникающих у Агента в процессе исполнения настоящего договора, в том числе направлять в адрес Агента и по его запросу необходимую информацию/разъяснения, запрашивать у государственных органов/организацию необходимую информацию/разъяснения и т.д. (п.3.1.1); по запросу Агента выдать ему доверенности, печати, ключи электронных цифровых подписей, необходимых для реализации Агентом действий и исполнения поручений Принципала в рамках настоящего договора или договоров, заключаемых Агентом с целью его (их) исполнения; выдать доверенность Агенту как Обществу, состав полномочий по указанной доверенности согласовать с Агентом (п.3.1.3).

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с ДД.ММ.ГГГГ все Потребители (собственники коммунальных отходов) обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор имеет типовую форму согласно Постановлению Правительства "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ " от ДД.ММ.ГГГГ, и носит публичный характер.

Условия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и цена определены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также с пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с пп. «а» п. 8 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ » (далее – Правила ) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из п. 2 Правил следует, что потребитель - это собственник твердых коммунальных родов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В рассматриваемом деле в соответствии с условиями агентского договора № Д-ЮРИЦ-2021-0022-49/2021 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЮРИЦ» выступает от имени и за счет АО «Югра-Экология», которое является Исполнителем в договоре на оказание Оленеву А.А. услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст.779, 781 ГК РФ).

Таким образом, надлежащим ответчиком по требованию о перерасчете платы по договору на оказание услуг по обращению с ТКО является АО «Югра-Экология», и требования Оленева А.А. предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 24.9 ФЗ ).

В соответствии с п. 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Размер платы за услуги по обращению с ТКО рассчитывается исходя из единого тарифа за услугу регионального оператора по обращению с ТКО, установленного приказом Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры (РСТ Югры) -нп от ДД.ММ.ГГГГ (с внесением изменений Приказом -нп от ДД.ММ.ГГГГ) и нормативов накопления ТКО, подтвержденных Администрацией <адрес>.

Нормативы накопления ТКО, используемые при начислении, не регулируются (не устанавливаются) самостоятельно региональным оператором.

В соответствии с пунктом 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Согласно пункту 148(36) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В подпункте "д" пункта 148(24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу подпункта "г" пункта 148(22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Согласно п. 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Пунктом 148(36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ19-967 в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отказано. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Истец Оленев А.А. не оспаривал в судебном заседании, что фактически пользуется обоими принадлежащими ему на праве собственности жилыми помещениями. Таким образом, в силу изложенных положений закона основания для освобождения собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами отсутствуют, поскольку не имеет места «временное отсутствие потребителя».

В силу изложенного правового регулирования достаточным основанием для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами является наличие сведений о количестве собственников жилого помещения.

Применение при расчете платы за обращение с ТКО коэффициента 0,5 или другого коэффициента, в зависимости от количества принадлежащих лицу помещений и образующих в сумме коэффициент 1, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П Конституционный суд Российской Федерации признал часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не могут служить основанием для дифференцированного решения вопроса о предоставлении собственнику жилого помещения, который в нем постоянно не проживает, права на перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исчисляемой исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении в зависимости от наличия или отсутствия у этого собственника и иных лиц регистрации по месту жительства в названном жилом помещении.

При этом Конституционный суд Российской Федерации указал, что современные условия становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами обусловливают специфику содержания данной коммунальной услуги, которая в настоящее время практически исключает возможность установления как самого факта ее потребления конкретным собственником или пользователем жилого помещения в многоквартирном доме, так и точного объема такого индивидуального потребления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Соответственно, сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - как сами по себе, так и в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации - предусматривают такое правовое регулирование, которое практически основано на презумпции постоянного использования этих помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях). К тому же при установлении соответствующего регулирования могла учитываться и распространенность практики сдачи собственниками принадлежащих им жилых помещений в коммерческий наем без предоставления ими в организацию, осуществляющую начисление платы за коммунальные услуги, достоверных сведений о количестве фактически проживающих в жилом помещении граждан. С этой точки зрения такое регулирование может рассматриваться как преследующее конституционно значимые цели обеспечения справедливого баланса законных интересов всех субъектов отношений в области предоставления коммунальных услуг (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

Учитывая изложенное, исковые требования Оленева А.А. к ООО «ЮРИЦ» не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, поскольку в удовлетворении исковых требований Оленева А.А. отказано, не подлежат удовлетворению и его требования о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02.02.2023 ░.

░░░░░ /░░░░░░░/    ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░     ░.░.░░░░░░░░░

2-2060/2023 (2-13351/2022;) ~ М-10758/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Оленёв Артем Александрович
Ответчики
Югорский РИЦ
Другие
АО Югра-Экология
Суд
Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Бурлуцкий Игорь Викторович
Дело на сайте суда
surggor--hmao.sudrf.ru
07.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2022Передача материалов судье
11.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Подготовка дела (собеседование)
31.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2023Судебное заседание
02.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее