Дело № 2-1399/2023
44RS0002-01-2022-005779-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22» мая 2023 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Сусловой Е.А.,
при секретаре Цветковой А.В., с участием помощника прокурора г.Костромы Ахметовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г.Костромы к Маянцеву Андрею Владимировичу, Маянцевой Ольге Павловне в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Маянцева Матвея Андреевича, Смирновой Марии Андреевны и Маянцева Максима Андреевича, к Новожилову Владимиру Павловичу, Новожиловой Ольге Альбертовне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Новожилова Евгения Владимировича, Шарова Александра Павловича, к Ивановой Инне Геннадьевне об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилые помещения с выплатой денежной компенсации, снятии с регистрационного учета и по встречному иску Маянцева Андрея Владимировича, Маянцевой Ольги Павловны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Маянцева Матвея Андреевича, Смирновой Марии Андреевны, Маянцева Максима Андреевича, встречному иску Новожилова Владимира Павловича, Новожиловой Ольги Альбертовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Новожилова Евгения Владимировича, Шарова Александра Павловича к Муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам,
установил:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы обратилось в суд с исковым заявлением к Маянцеву А.В., Маянцевой О.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Маянцева М.А., Смирновой М.А., Маянцева М.А., а также к Новожилову В.П., Новожиловой О.П., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Новожилова Е.В., Шарова А.П., к Ивановой И.Г. с иском, просили:
-принудительно изъять для муниципальных нужд у Маянцева Андрея Владимировича, Маянцевой Ольги Павловны, Смирновой Марии Андреевны, Маянцева Максима Андреевича, Маянцева Матвея Андреевича в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 748 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 47,2 кв.м,у назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ..., путем выплаты возмещения в размере 2 119 660 рублей;
-прекратить право общей долевой собственности Маянцева Андрея Владимировича, Маянцевой Ольги Павловны, Смирновой Марии Андреевны, Маянцева Максима Андреевича, Маянцева Матвея Андреевича на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения, указанные в пункте 1 просительной части искового заявления;
-признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение, указанные в пункте 1 просительной части искового заявления;
-принудительно изъять для муниципальных нужд у Новожилова Владимира Павловича, Новожиловой Ольги Альбертовны, Шарова Александра Павловича, Новожилова Евгения Владимировича в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 748 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером № общей площадью 47,6 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ..., путем выплаты возмещения в размере 2 168 387 рублей.
-прекратить право общей долевой собственности Новожилова Владимира Павловича, Новожиловой Ольги Альбертовны, Шарова Александра Павловича, Новожилова Евгения Владимировича на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения, указанные в пункте 4 просительной части искового заявления.
-признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение, указанные в пункте 4 просительной части искового заявления.
-принудительно изъять для муниципальных нужд у Ивановой Инны Геннадьевны в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 748 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 46,5 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ..., путем выплаты возмещения в размере 2 122 334 рублей.
-прекратить право собственности Ивановой Инны Геннадьевны на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения, указанные в пункте 7 просительной части искового заявления.
-признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения и на жилое помещение, указанные в пункте 7 просительной части искового заявления.
Требования мотивированы тем, что заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31.07.2015 года №, многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации города Костромы от 03.09.2015 года № 2458 «О дальнейшем использовании многоквартирного дома 15 по проезду Судостроителей в городе Костроме» (с изменениями, внесенными постановлением Администрации города Костромы от 08.08.2019 года № 1383) признан необходимым снос многоквартирно дома 15 по проезду Судостроителей в городе Костроме, установлен срок отселения жителей из указанного дома до 30.09.2022 года.
Правообладателями жилых помещений- квартир №№ расположенных по адресу: ..., являются следующие граждане: Маянпсв А.В., Маянцева О.П., Смирнова М.А., Маянцев М.А., Маянцев М.А. (...); Новожилов В.П., Новожилова О.А., Шаров А.П., Новожилов Е.В. (...); Иванова И.Г. (...).
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 года № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы» постановлением Администрации города Костромы от 04.07.2019 года № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» (далее - Программа), в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: ..., включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы: 2020 - 2024 годы.
Администрацией города Костромы принято постановление от 30.08.2022 года № 1670 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений, расположенных по адресу: ...
Администрацией города Костромы в адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами направлены копии постановлений Администрации города Костромы, требование о сносе или реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений. Подписанные Соглашения в адрес Администрации города Костромы Ответчиками не представлены. На основании изложенного и руководствуясь ст. 32 ЖК РФ, ст. 56.10 ЗК РФ, просят удовлетворить исковые требования.
В дальнейшем сторона истца исковые требования дополнила, в уточненном иске представитель истца дополнительно просил снять Маянцева А.В., Маянцеву О.П., Смирнову М.А., Маянцева М.А., Маянцева М.А. с регистрационного учета по адресу: ...; снять Новожилова В.П. с регистрационного учета по адресу: ...; снять Иванову И.Г. с регистрационного учета по адресу: ....
В ходе рассмотрения дела от Новожилова В.А., Новожиловой О.А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Новожилова Е.В., а также Шарова А.П. поступил встречный иск к Муниципальному образованию городской округу ... в лице Администрации ..., в котором истцы по встречному иску просят обязать ответчика предоставить в собственнность истцом соразмерное жилое помещение, расположенное в административных границах Муниципального образования городской округ ..., взамен изымаемых доли в праве на земельный участок общей площадью 748 кв.м., квартиры общей площадью 47,6 кв.м., расположенных по адресу: ..., а именно площадью не менее 47,6, количество комнат не менее двух без доплаты разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений; изъять из собственности Новожилова В.П., Новожиловой О.А., Шарова А.П., Новожилова Е.В. в пользу Муниципального образования городской округ Кострома соразмерную долю в праве на змельный участок общей площадью 748 кв.м., квартиры общей площадью 47,6 кв.м., расположенной по адресу: ....
Встречный иск основан на том, что квартира, подлежащая изъятию для муниципальных нужд, расположена в аварийном жилом доме, включенном в региональную программу переселения граждан, поэтому в силе п.3 ст.2, ст. 16 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства» ответчики вправе требовать от муниципального образования предоставления в собственность соразмерного жилого помещения взамен изымаемой квартиры без предоплаты разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
Указанный встречный иск принят судом к своему производству.
Также от Маянцева А.В., Маянцевой О.П. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Маянцева М.А., Смирновой М.А., Маянцева М.А. поступил встречный иск к Муниципальному образованию городской округу город Кострома в лице Администрации города Костромы, в котором истцы по встречному иску просят обязать ответчика предоставить в долевую собственность (доля в праве 1/5 у каждого) истцам равнозначное занимаемому жилому помещению, а именно 2-комнатной квартиры общей площадью 47,2 кв.м., в том числе жилой площадью 31,4 кв.м., расположенному по адресу: ...; изъять из долевой собственности (доля в праве по 1/5 у каждого) истцов в пользу истца жилое помещение, а именно: 2-комнатную квартиру общей площадью 47,2 кв.м., в том числе жилой площадью 31,4 кв.м., расположенное по адресу: ..., а также земельный участок с кадастровым номером № площадью 748 кв.м. пропорционально размеру площади вышеуказанного жилого помещения; погасить в едином государственном реестре недвижимости записи о праве долевой собственности истцов на жилое помещение, а именно: 2-комнатной квартиры общей площадью 47,2 кв.м., в том числе жилой площадью 31,4 кв.м., расположенному по адресу: ....
Данный встречный иск мотивирован тем, что жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, тем самым собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. Ответчик по встречному иску в нарушение положений Конституции Российской Федерации и требований закона, не предложил истцам по встречному иску равнозначное занимаемому жилое помещение, предлагая только безальтернативную денежную компенсацию. При этом необходимо отметить, что отсутствие у ответчика по встречному иску свободного для передачи истцам по встречному иску жилого помещения само по себе не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по предоставлению равнозначного жилого помещения.
Встречный иск принят к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском администрации г. Костромы.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление опеки и попечительства администрации г.Костромы, УФССП по Костромской области, МКУ г.Костромы «Центр регистрации граждан».
В судебном заседании представитель администрации г. Костромы по доверенности Зиновьева Ю.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, за исключением требований к Ивановой И.Г., с которой у них заключено соглашение об изъятии жилого помещения. Встречные исковые требования не признала.
В судебном заседании ответчики/истцы по встречному иску Маянцев А.В., Маянцева О.П., Маянцев М.А., Смирнова М.А., Новожилова О.П., а также представитель Маянцевой О.П. и Маянцева А.В. Семионов Д.Л., представитель Новожиловой О.А. Крюкова Е.С. исковые требования администрации города Костромы не признали, встречные исковые требования поддержали.
Истец Новожилов В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Третье лицо Управление опеки и попечительства администрации г.Костромы в судебном заседании не участвуют, имеется письменный отзыв, в котором представитель третьего лица полагает встречные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо Управление Росреестра по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.
Представитель третьего лица УФССП по Костромской области в судебном заседании не участвует, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, заявлений и ходатайств не поступило.
В судебном заседании не участвует представитель третьего лица МКУ г.Костромы «Центр регистрации граждан», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, заявлений и ходатайств не поступило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, согласно которому в удовлетворении исковых требований администрации г. Костромы необходимо отказать, а встречные исковые требования – удовлетворить, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный дом по адресу: ..., 1958 года постройки, является двухэтажным, одноподъездным, 8-квартирным.
Собственником ..., площадью 47,2 кв.м. в доме по адресу: ... являются Маянцев М.А., 2005 г.р., Смирнова М.А., 2006 г.р., Маянцев М.А., 2014 г.р., Маянцев А.В., 1982 г.р., Маянцева О.П. по 1/5 доле в праве на каждого.
Все собственники квартиры зарегистрированы в данном жилом помещении. Также по данному адресу зарегистрирован Маянцев М.А., 2017 года рождения.
...ю 47,6 кв.м. в указанном доме на праве собственности принадлежит Новожилову Е.В., 2013 г.р., Новожилову В.П., 1978 г.р., Новожиловой О.А., 1980 г.р., Шарову А.П., 2004 г.р. по ? доли в праве на каждого.
В указанном жилом помещении зарегистрирован Новожилов В.П.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН и справками МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан».
Актом обследования помещений от 31.07.2015 №29, составленным межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы города Костромы от 25.10.2007 № 2578, в отношении квартир 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 в жилом доме по адресу: ..., установлено, что жилые помещения имеют ухудшения в вязи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещения, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31.07.2015 года № 42, многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации города Костромы от 03.09.2015 года № 2458 «О дальнейшем использовании многоквартирного ... по ... (с изменениями, внесенными постановлением Администрации города Костромы от 08.08.2019 года № 1383) признан необходимым снос многоквартирно ... ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до 30.09.2022 года.
В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 01.04.2019 года № 115-а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2025 годы» постановлением Администрации города Костромы от 04.07.2019 года № 1131 утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома» (далее - Программа), в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: ..., включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации Программы: 2020 - 2024 годы.
Администрацией города Костромы принято постановление от 30.08.2022 года № 1670 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений, расположенных по адресу: ...».
Администрацией города Костромы в адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами от 07.12.2022 направлены копии постановлений Администрации города Костромы, требование о сносе или реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений.
Подписанные Соглашения в адрес Администрации города Костромы Ответчиками не представлены.
В связи с признанием дома по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу, Управлением имущественных и земельных отношений администрацией города Костромы 09.09.2022 в адрес ответчиков были направлены письма с приложением постановления администрации города Костромы от 30.08.2022 года № 1670.
07.12.2022 Управлением имущественных и земельных отношений администрацией города Костромы в адрес ответчиков для подписания были направлены соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и принадлежащих им жилых помещений по адресу: ....
Подписанные соглашения ответчиками в адрес администрации г. Костромы в течение девяноста дней не представлены.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 названного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1).
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (ч. 2).
Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч. 2.2).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3).
Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (ч. 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.
При этом согласно тому же Обзору судебной практики требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
В силу ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находятся принадлежащие ответчикам жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиками избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, то заявленные требования администрации г. Костромы являются незаконными, а встречные исковые требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы подлежит возложению обязанность предоставить Маянцеву А.В., Маянцевой О.П., Маянцеву М.А., Смирновой М.А., Маянцеву М.А., а также Новожилову В.П., Новожиловой О.П., Новожилову Е.В., Шарову А.П. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы подлежат частичному удовлетворению, а именно об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений и земельного участка, после предоставления жилого помещения прекращении право общей долевой собственности ответчиков на жилые помещения и земельный участок, признании право собственности муниципального образования городской округ город на жилые помещения и земельный участок.
Поскольку собственники аварийного жилья (ответчики/истцы) просили предоставить им равнозначное жилое помещение, тем самым исковые требования в части выплаты выкупной стоимость жилого помещения не подлежат удовлетворению.
При этом суд с учетом процесса предоставления жилых помещений органом местного самоуправления, необходимости соблюдения прав и законных интересов иных лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не считает возможным указывать в решении срок исполнения возложенной на муниципальное образование указанной обязанности.
Настоящее решение является основанием для снятия истцов с регистрационного учета после предоставления им на праве собственности жилого помещения взамен ранее занимаемому, то есть после утраты ими права пользования спорными жилыми помещениями.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Маянцева Андрея Владимировича, Маянцевой Ольги Павловны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Маянцева Матвея Андреевича, Смирновой Марии Андреевны, Маянцева Максима Андреевича, Новожилова Владимира Павловича, Новожиловой Ольга Альбертовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Новожилова Евгения Владимировича, Шарова Александра к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у Маянцева Андрея Владимировича, Маянцевой Ольги Павловны, Смирновой Марии Андреевны, Маянцева Максима Андреевича, Маянцева Матвея Андреевича в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 748 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ... ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 47,2 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ....
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Маянцеву Андрею Владимировичу, Маянцевой Ольге Павловне, Маянцеву Матвею Андреевичу, Смирновой Марии Андреевне, Маянцеву Максиму Андреевичу предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
После предоставления жилого помещения прекратить право общей долевой собственности Маянцева Андрея Владимировича, Маянцевой Ольги Павловны, Смирновой Марии Андреевны, Маянцева Максима Андреевича, Маянцева Матвея Андреевича на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 47,2 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ... земельный участок по тому же адресу пропорционально размеру площади жилого помещения.
Признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на жилое помещение с кадастровым номером № общей площадью 47,2 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ... ... земельный участок по тому же адресу.
Изъять для муниципальных нужд у Новожилова Владимира Павловича, Новожиловой Ольги Альбертовны, Шарова Александра Павловича, Новожилова Евгения Владимировича в пользу муниципального образования городской округ город Кострома земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 748 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: дома малоэтажной застройки, под многоквартирным домом с кадастровым номером № расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 47,6 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ... ....
Обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы предоставить Новожилову Владимиру Павловичу, Новожиловой Ольге Альбертовне, Новожилову Евгению Владимировичу, Шарову Александру Павловичу в собственность благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
После предоставления жилого помещения прекратить право общей долевой собственности Новожилова Владимира Павловича, Новожиловой Ольги Альбертовны, Шарова Александра Павловича, Новожилова Евгения Владимировича на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 47,6 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ... земельный участок по указанному адресу пропорционально размеру площади жилого помещения.
Признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на жилое помещение с кадастровым номером 44:... площадью 47,6 кв.м, назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: ... ... земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения.
После предоставления жилого помещения взамен ранее занимаемому снять Маянцева Андрея Владимировича, dd/mm/yy г.р., Маянцеву Ольгу Павловну, dd/mm/yy г.р., Смирнову Марию Андреевну, dd/mm/yy г.р., Маянцева Матвея Андреевича, dd/mm/yy г.р., Маянцева Максима Андреевича, dd/mm/yy г.р. с регистрационного учета по адресу: ....
После предоставления жилого помещения взамен ранее занимаемому снять Новожилова Владимира Павловича, dd/mm/yy г.р. с регистрационного учета по адресу: ....
В удовлетворении исковых требований муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы об установлении выкупной стоимости жилого помещения отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Суслова Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2023 г.