УИД: 91RS0№-39
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
28 июня 2023 года <адрес>
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - ФИО6
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица: Ароматновский сельский совет <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, о возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица: Ароматновский сельский совет <адрес> Республики Крым, <адрес> Республики Крым, о возложении обязанности выполнить определенные действия.
Свои исковые требования мотивирует тем, что <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Проверкой установлено, что контейнерные площадки, расположенные по адресу: <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> сельского поселения <адрес> не соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, а именно отсутствует твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок.
Внесенное прокурором в адрес ответчика представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ признано обоснованным, однако до настоящего времени не исполнено.
В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО5 явился, не возражал против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание представитель третьего лица - Ароматновского сельского совета <адрес> Республики Крым не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица - <адрес> Республики Крым не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав, явившихся лиц, их доводы, исследовав материалы дела в их совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством природы Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также иных опасных отходов на территории населенных пунктов.
Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым, которой установлено, что контейнерные площадки, расположенные по адресу: <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> сельского поселения <адрес> не соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, а именно отсутствует твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок.
Внесенное прокурором в адрес ответчика представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ признано обоснованным, однако до настоящего времени не исполнено, что подтверждается материалами дела.
В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Закона №- ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и Захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов).
Согласно п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу п. 14 Правил, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.13684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видом мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В рамках национального проекта «Экология» в <адрес> реализуется региональный проект – «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»
Целью регионального проекта является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления на территории Республики Крым к 2021 году за счет введения в промышленную эксплуатацию мощностей по обращению с ТКО.
Задачами регионального проекта являются формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, создание условий для вторичной переработки всех запрещений к захоронению отходов производства и потребления, в том числе направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействием ответчика нарушены права неопределенного округа лиц, связанные с непринятием мер по приведению контейнерных площадок в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, влекущими к дальнейшему загрязнению, истощению, порче земли, а также к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренного ст. 42 Конституции Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, с учетом требований ст.67 ГПК РФ, суд считает исковое заявление <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей совершить определенные действия, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> Республики Крым – удовлетворить.
Обязать администрацию Ароматновского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в силу решения суда привести контейнерные площадки, расположенные по адресу: <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес> сельского поселения <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить установку твердого (асфальтного, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: