Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2022 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При секретаре судебного заседания Усачевой О.А.,
С участием представителя административного истца ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1695/2022 по административному исковому заявлению Мякишевой Любови Сергеевны об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Мякишева Л.С. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просила суд установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с подвалом (здание бытового корпуса), назначение: нежилое здание, площадью 2 562,0 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных 1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 1 589 502 рубля 52 копейки,
установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с пристроями (здание котельной), назначение: нежилое здание, площадью 796,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 378 447 рублей 61 копейка,
установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с пристроями инвентарный номер на предприятии 01.0000383 литера ЖЖ1Ж2, назначение: нежилое здание, площадью 341,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 177 971 рубль 16 копеек.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога.
На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности от 09.10.2022 года № 63 АА 6229375 Броян Г.М. в судебном заседании уточнил, что оспариваемая кадастровая стоимость зданий является архивной, просил суд восстановить процессуальный срок для обращения в суд, поскольку архивная кадастровая стоимость учитывается для исчисления налога на имущества и его перерасчета.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, Администрации г.о.Сызрань Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Представитель Администрации г.о.Сызрань Самарской области представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Мякишевой Л.С. на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимости:
здание с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с подвалом (здание бытового корпуса), назначение: нежилое здание, площадью 2 562,0 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных 1, местоположение: <адрес>,
здание с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с пристроями (здание котельной), назначение: нежилое здание, площадью 796,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, местоположение: <адрес>,
здание с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с пристроями инвентарный номер на предприятии 01.0000383 литера ЖЖ1Ж2, назначение: нежилое здание, площадью 341,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, местоположение: <адрес>.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 15.10.2022 года, Мякишева Л.С. продала указанные здания Королеву А.В.
В настоящее время собственником зданий с кадастровыми номерами №, № является муниципальное образование городской округ Сызрань Самарской области, сведения о зарегистрированных правах в отношении здания с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 26.08.2022 года.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118, в период с 12.12.2012 года по 31.12.2021 года по состоянию на 12.12.2013 года определена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № в размере 2653481 рубль 22 копейки, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № определена в размере 19918602 рубля 06 копеек, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № определена в размере 6193270 рублей 26 копеек, что подтверждается соответствующими резолюциями от 04.04.2022 года..
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 года № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» утверждена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2021 года. Приказ вступил в законную силу с 01.01.2022 года.
На основании п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости, в том числе оспариваемая архивная кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Не согласившись с кадастровой стоимостью зданий и считая свои права нарушенными, 04.08.2022 года Мякишева Л.С. обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
На дату обращения в суд у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, как плательщика налога на имущество, в этой связи пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением подлежит восстановлению.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Административный истец в обоснование своих требований представил отчеты об оценке ООО «НПО «Азимут» от 10.06.2022 года № 061-ФЛ-03, от 06.06.2022 года № 061-ФЛ-02, от 10.06.2022 года № 061-ФЛ-01.
Согласно отчету об оценке от 10.06.2022 года № 061-ФЛ-03, рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года составляет 177 971 рубль 16 копеек.
Согласно отчету об оценке от 06.06.2022 года № 061-ФЛ-02, рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года составляет 1 589 502 рубля 52 копейки.
Согласно отчету об оценке от 10.06.2022 года № 061-ФЛ-01, рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 12.12.2013 года составляет378 447 рублей 61 копейка.
Общие требования к отчетам об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 12.12.2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости зданий основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость зданий, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчеты об оценке в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости зданий по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установление кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд 04.08.2022 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Мякишевой Любови Сергеевны об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с подвалом (здание бытового корпуса), назначение: нежилое здание, площадью 2 562,0 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных 1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 1 589 502 рубля 52 копейки.
Установить архивную кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с пристроями (здание котельной), назначение: нежилое здание, площадью 796,6 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 378 447 рублей 61 копейка.
Установить архивную кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, наименование: Отдельностоящее нежилое здание с пристроями инвентарный номер на предприятии 01.0000383 литера ЖЖ1Ж2, назначение: нежилое здание, площадью 341,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.12.2013 года в размере 177 971 рубль 16 копеек.
Дата подачи административного иска в суд 04.08.2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.10.2022 года.
Судья: М.А.Панкова