Дело №2-4453/20 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2020 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Марухина С.А.
при секретаре Михайлове Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Железновой А.А. к ООО «Территория Северо-Запад» о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет, компенсации морального вреда,
установил:
Железнова А.А. обратилась в суд с иском к ООО «ТСЗ» (далее – Общество) о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в размере 47 882 рубля 52 копейки за период с ноября 2019 года по май 2020 года включительно, компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей, указав в обоснование заявленных требований, что состоит в трудовых отношениях с Обществом. С 29 января 2019 года находится в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. До ноября 2019 года истец получал положенное ему пособие, однако впоследствии выплата прекратилась по неизвестным причинам, хотя и основания для её получения сохранились в том же виде. Такие неправомерные действия работодателю дают истцу право на взыскание компенсации морального вреда. На основании изложенного Железнова А.А. просит суд удовлетворить заявленные требования.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУ НРО ФСС РФ (впоследствии освобождено от такого участия), ФСС РФ, а также ГУ – СПБ РО ФСС РФ.
Истец (просил о рассмотрении дела в его отсутствие), представитель ответчика, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства. На основании ч.3, ч.4 и ч.5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании трудового договора № от 29 января 2018 года истец был принят на работу к ответчику в должности юрисконсульта.
11 сентября 2018 года Железнова А.А. представила работодателю заявление о предоставление отпуска по беременности и родам, предоставив требуемый листок нетрудоспособности.
18 ноября 2018 года у Железновой А.А родился сын Железновой А.А., что подтверждается свидетельством о рождении №, выданным ОЗАГС Администрации Великого Новгорода Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывает истец, в период по ноябрь 2019 года он получал от работодателя денежные выплаты в связи с отпуском по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
Поскольку ответчик доказательств обратного не представил, постольку суд исходит из установленности такого факта.
В силу ч.1, ч.3 и ч.4 ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи.
Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.
Учитывая, что оснований предусмотренных ч.3 и ч.4 ст. 13 Федерального закона не установлено, то суд приходит к выводу о том, что именно Общество обязано выплачивать истцу ежемесячно денежные средства в счёт отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно протоколу расчёта пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, составленному филиалом №12 ГУ СПб РО ФСС РФ сумма, ежемесячного пособия для Железновой А.А. составляет 6 840 рублей 36 копеек в месяц.
Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в размере 47 882 рубля 52 копейки за период с ноября 2019 года по май 2020 года включительно.
В соответствии с ч.1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Учитывая, что именно страхователь, который является работодателем истца обязан к выплате такого пособия, то суд в таком случае исходит из нарушения прав истца, как работника Общества.
В силу ч.1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Размер определяется судом в 10 000 рублей, учитывая длительность нарушения прав истца, характер нарушения, так как в данном случае обеспечиваются права работника на получение денежных средств, направленных на содержание ребёнка, а также принцип разумности и справедливости.
Указанная сумма подлежит взыскать с ответчика в пользу истца.
По ч.1 ст. 103 ГПК РФ с Общества в доход местного бюджета надлежит взыскать госпошлину в размере 1 936 рублей 48 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с ООО «ТСЗ» в пользу Железновой А.А. ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в размере 47 882 рубля 52 копейки за период с ноября 2019 года по май 2020 года включительно, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Взыскать с ООО «ТСЗ» в доход местного бюджета госпошлину в размере 1 936 рублей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий С.А. Марухин