Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1188/2024 (33-14881/2023;) от 13.12.2023

Судья: Коваленко О.П. Гр. дело № 33-1188/2024 (33-14881/2023)

(Номер дела в суде первой инстанции 2-1124/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2024 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:

председательствующего судьи – Соболевой Ж.В.,

судей – Житниковой О.В., Чирковой И.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Самарского районного суда г. Самары от 12 июля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» о признании незаконными и неподлежащими к исполнению ИПРА инвалида, признании действующей ИПР инвалида, отказать»,

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Соболевой Ж.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1, являющаяся законным представителем недееспособной ФИО6, обратилась в суд с иском к ответчику ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России о признании незаконной и не подлежащей исполнению индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА) ДД.ММ.ГГГГ/2023 к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; ИПРА инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023(2)И 1 к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; признании действующей ИПР инвалида, разработанную на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указала, что истец осуществляет уход за инвалидом с детства 1 группы ФИО6, является ее опекуном на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с ИПР, разработанной на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Карте недееспособная ФИО6 обеспечивается TCP «Подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1 800г» из расчета 3 шт. в сутки. ДД.ММ.ГГГГ экспертами Бюро медико-социальной экспертизы для освидетельствования лиц с психическими расстройствами была проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой была разработана новая ИПРА инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023, в разделе «Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета», «Перечень TCP и услуг по реабилитации» в качестве рекомендованного средства реабилитации инвалида указаны: Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см) с полным влагопоглощением не менее 1450 г из расчета 3 шт. в сутки. Указано, что рекомендованные TCP изменены по заявлению опекуна гражданина 198.12.4 63/2023 от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истец просила отменить ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 и оставить действующим ИПР от ДД.ММ.ГГГГ. Никаких медицинских показаний ФИО6 для внесения изменений в действующий ИПР от ДД.ММ.ГГГГ не было. В связи с внесением изменений в ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ в части уточнения характеристик TCP ответчиком была разработана ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023(2)И 1 согласно протоколу проведения МСЭ гражданина от ДД.ММ.ГГГГ. Характеристики TCP были изменены: показатель влагопоглощения подгузников изменен на 2000 <адрес> этом необоснованно указано, что изменения внесены по заявлению опекуна гражданина 198.ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ. Взамен ранее выданной, составляется новая ИПРА без дополнительного освидетельствования инвалида. Истец не согласна с ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ и ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в связи с их принятием инвалид лишается возможности воспользоваться отдельными видами социальной помощи. До настоящего времени ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ и ИПРА 1 от ДД.ММ.ГГГГ не отменены, результат рассмотрения жалобы ответчиком не представлен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО7 просила признать незаконной и не подлежащей исполнению индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА) ДД.ММ.ГГГГ/2023 к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; ИПРА инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023(2)И 1 к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; признать действующей ИПР инвалида, разработанную на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 указывает, что суд не обратил внимание на то обстоятельство, что в новой ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023, разработанной по результатам заочной МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, без каких-либо медицинских показаний рекомендованный ТСР изменен на «Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150) с полным влагопоглощением не менее 1450 г, 3 шт. в сутки», при этом имеется ссылка на основание – заявление опекуна гражданина 198.ДД.ММ.ГГГГ./2023 от ДД.ММ.ГГГГ. Изменения в характеристики ТСР в повторно разработанной ИПРА ДД.ММ.ГГГГ./2023(2)И1 были внесены без участия истца, несмотря на это, ответчик как на основание ссылается на заявление .ДД.ММ.ГГГГ./2023 от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для внесение изменений в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ не было, также как и не было оснований для разработки новых ИПРА. Отсутствие видов социальной поддержки в ранее выданной ИПР не свидетельствует об отсутствии нуждаемости инвалида в их получении в настоящее время. Тот факт, что инвалид состоит на учете в ОСФР по <адрес> для получения путевки на санаторно-курортное лечение, не свидетельствует об отсутствии нуждаемости на предоставление подобной услуги в рамках ИПРА. Заявление о разработке новой ИПРА взамен старой истец не подавала, выводы суда в этой части не соответствуют действительности и не доказаны. Новые ИПРА разработаны ответчиком в одностороннем порядке, в отсутствие каких-либо медицинских показаний, ссылка суда на заявление опекуна и медицинскую справку не обоснована и не свидетельствует о наличии у истца соответствующего волеизъявления. Просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Истец ФИО8 в суд апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила удовлетворить.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - ФИО9 против доводов апелляционной жалобы возражала. На вопросы судебной коллегии пояснила, что направление на МСЭ не требовалось, на основании заявления истца изменили только размер подгузников, в связи с антропометрическими изменениями, также изменен размер влагопоглощения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.

В силу статьи 327 и статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Пунктами 3, 4 указанной статьи предусмотрено, что на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются, в том числе, обязанности по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно статье 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 3 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 486н, ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).

В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка при необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

В новой ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) указываются реабилитационные или абилитационные мероприятия, товары и услуги, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид). Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в право верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

Судом установлено, что ФИО1 осуществляет уход за инвалидом с детства 1 группы ФИО6, 1981 года рождения, признанной решением суда недееспособной, является ее опекуном на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разработанной на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно карте недееспособная ФИО6 обеспечивается TCP «Подгузники для взрослых, размер «М» (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1 800г» из расчета 3 шт. в сутки.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила незамедлительно решить вопрос о внесении изменений в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ согласно медицинской справке от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой у ФИО6 объем талии 105 см, объем бедер 128 см, рекомендованы подгузники для взрослых размер 100-150 см.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 заочно, на основании заявления своего законного представителя ФИО1, была освидетельствована в бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), где врачи- эксперты, изучив представленные медицинские документы, в соответствии с действующими на момент освидетельствования Правилами признания лица инвалидом, разработали и выдали ФИО6 новую индивидуальную программу реабилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023.

В обоснование экспертного решения, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ указано, что на основании заявления, поданного законным представителем инвалида ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с методическим письмом ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России .ФБ77/2021 от ДД.ММ.ГГГГ «По вопросам разработки ИПРА и внесению рекомендаций по обеспечению TCP, предоставляемых в рамках федерального бюджета» разработана ИПРА с целью коррекции ИПР в части технических характеристик адсорбирующего белья, а именно: изменение размера подгузников с «М» на «L».

Технические средства реабилитации (далее ТСР), ранее включенные в состав ИПР к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, включены в ИПРА, в соответствии с действующими нормативными актами: Приказа Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Содержание реабилитационных или абилитационных мероприятий соответствует таковым в ИПР к акту освидетельствования ».

При этом в экспертном решении указано, что в силу содержания Перечня технических средств реабилитации, выдаваемых инвалидам <адрес> бесплатно за счет средств областного бюджета, показаний и противопоказаний к их выдаче (далее - Перечень), утвержденного Постановления <адрес> от 03.11.2017г. , при составлении ИПРА не имеется возможности для полного копирования прежней ИПР, а именно TCP «Сиденье для ванной», являющееся аналогом отсутствующего в перечне и фигурирующего в ИПР «Сиденья для ванны деревянного со спинкой», не включено в ИПРА. Основанием для этого решения послужил п. 3 Перечня, указывающий, что TCP «Сиденье для ванной» имеет противопоказания для назначения его при психических расстройствах с тяжелой либо глубокой умственной отсталостью, то есть данное TCP противопоказано для свидетельствуемого инвалида.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 заочно, в рамках исправления ошибки в характеристиках, предусмотренных в ИПРА технических средств реабилитации, была освидетельствована в бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские документы, в соответствии с действующими на момент освидетельствования Правилами признания лица инвалидом, разработали и выдали ФИО6 новую индивидуальную программу реабилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023 (2)/И1.

Ранее рекомендованное в ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ «Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г» изменено в ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 (2)/И1 от ДД.ММ.ГГГГ на рекомендованное TCP «Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г».

ДД.ММ.ГГГГ из ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России поступило письмо, сообщающее о направлении гр. ФИО1 в адрес ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, минуя этап освидетельствования в экспертном составе главного бюро по субъектам Российской Федерации, заявления о проведении медико-социальной экспертизы в порядке обжалования решения бюро МСЭ .

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 заочно, по инициативе экспертного состава в порядке контроля за решением бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ была освидетельствована в экспертном составе смешанного профиля ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка- инвалида), где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские документы пришли к заключению: экспертное решение БМСЭ от ДД.ММ.ГГГГ (акт ДД.ММ.ГГГГ/2023/И1) верное, не изменено.

В соответствии с экспертным решением, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ, экспертиза проведена экспертным составом по контролю решения БМСЭ (акт и протокол ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ), без личного присутствия получателя услуг.

Коллегиальным решением экспертного состава ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» последняя действующая ИПРА инвалида (ДД.ММ.ГГГГ/2023 (2)/И1 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина ДД.ММ.ГГГГ/2023/И1 от ДД.ММ.ГГГГ) разработана правильно с целью коррекции (п.41 Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О признании лица инвалидом») технических характеристик TCP в соответствии с заявлением законного представителя ФИО1 и представленным документам.

Согласно доводам истца, ответчик в одностороннем порядке, без соответствующего заявления со стороны инвалида, была осуществлена замена ИПР от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО6, что фактически ухудшило условия реабилитации инвалида.

Допрошенная в суде первой инстанции главный специалист бюро МСЭ ФКУ ГБ МСЭ по <адрес> ФИО10 подтвердила, что от ФИО11 поступило заявление о внесении изменений в ИПР, на основании которого в рамках федерального бюджета разработана ИПРА с целью коррекции ИПР в части технических характеристик адсорбирующего белья, однако, ФИО1 не согласилась с объемом влагопоглощения, в связи с этим были внесены корректировки к ранее рекомендованной в ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 от ДД.ММ.ГГГГ с влагопоглощением не менее 2000 <адрес> этом при заполнении других разделов никакие изменения не вносились, а дублировались при заполнении новой формы Программы. В действующей ранее ИПР от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала заполненная графа о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, в связи с чем, эти сведения не отражены в новой программе. При несогласии законного представителя с разработанной ИПРА по другим разделам реабилитации (показания о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства, виды помощи) необходимо новое направление по форме 088/у-06.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 187 ГПК РФ, руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствий оснований для признания незаконной и не подлежащей исполнению ИПРА инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023 к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконной и не подлежащей исполнению ИПРА инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2023(2)И 1 к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; признании действующей ИПР инвалида, разработанную на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд учел, что при проведении освидетельствования врачами-экспертами была изучена представленная медицинская документация о состоянии здоровья недееспособной, оснований сомневаться в квалификации экспертов, проводивших освидетельствование, а также в обоснованности выводов экспертной комиссии, не имеется.

В соответствии с п. 41 Правил признания лица инвалидом, при необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, поданному в установленном пунктом 21 настоящих Правил порядке, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации или абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.

Также вышеизложенные положения повторяются в абзаце втором п. 9 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка- инвалида, выдаваемых федеральным учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минтруда России от 13.06.2017г. н.

Пункт 21 Правил перечисляет случаи, при которых направление на медико- социальную экспертизу не требуется и освидетельствование проводится на основании заявления гражданина (его законного или уполномоченного представителя), с разъяснением в данном пункте порядка подачи соответствующего заявления. В числе подобных случаев указано проведение медико-социальной экспертизы в целях разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

В соответствии с письмами ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 18.05.2021 N 15086.ФБ.77/2021 и от 08.06.2021 N 18177.ФБ.77/2021 по вопросам разработки ИПРА и внесения рекомендаций по обеспечению ТСР, предоставляемых в рамках федерального бюджета и в соответствии с п. 34 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 при необходимости внесения исправлений в ИПР, разработанную до 01.01.2016, в связи с необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных мероприятий инвалиду, по заявлению инвалида (его законного или уполномоченного представителя) либо по заявлению законного или уполномоченного представителя ребенка-инвалида составляется новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида. Изменение иных сведений, указанных в индивидуальной программе реабилитации, не осуществляется. Учитывая, что ранее действующая форма ИПР отличается от действующей формы ИПРА, использование стандартного механизма ФГИС ЕАВИИАС МСЭ по внесению изменений не представляется возможным. Вместе с тем правовых оснований для отказа инвалиду в реализации его прав не имеется. Таким образом, при поступлении заявления гражданина на внесение изменений в действующую ИПР необходимо зарегистрировать его в разделе "Заявления/Направления" ФГИС ЕАВИИАС МСЭ и провести МСЭ, используя алгоритм разработки ИПРА, за исключением истребования направления на МСЭ.

В медико-экспертном деле ФИО6 имеется заявление от ее опекуна ФИО1, в котором заявитель просила «незамедлительно решить вопрос о внесении изменений в ИПР от 17.07.09г. (бессрочно) согласно медицинской справке (прилагается)», с приложением медицинской справки от врача ГБУЗ СО «ТГП », где указаны данные ФИО6 и характеристика рекомендуемого технического средства реабилитации (подгузники для взрослых).

Указанное заявление зарегистрировано ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России в системе ЕАВИИАС МСЭ за входящим номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное заявление послужило основанием для освидетельствования ФИО6 в Бюро МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с ранее указанными положениями Правил признания лица инвалидом и Порядка разработки и реализации ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).

Отклоняя доводы истца о том, что в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 просила отменить ИПРА , никаких медицинских показаний для внесения изменений в действующую ИПР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ не было, суд первой инстанции указал, что в тексте указанного заявления каких-либо волеизъявлений подобного содержания не имеется. ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 разработана на основании заявления , соответственно ФИО1 в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не могла просить отменить документ, которого на тот момент еще не существовало, и который был составлен на основании этого заявления, 02.03.2023г. истец подала письменное заявление о внесении изменений в действующую ИПР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ согласно медицинской справке, которая к данному заявлению была приложена истцом. При проведении освидетельствования врачами-экспертами была изучена представленная медицинская документация о состоянии здоровья недееспособной, оснований сомневаться в квалификации экспертов, проводивших освидетельствование, а также в обоснованности выводов экспертной комиссии, не имеется.

Обращаясь в суд, ФИО1 также выражено несогласие с содержанием разработанных ИПРА и ИПРА , а именно в том, что не был заполнен ряд разделов и не указаны виды помощи, в которых инвалид нуждается.

Вместе тем, судом первой инстанции обращено внимание на то, что в силу п. 41 Правил и п. 9 Порядка, указывающих, что, в ходе разработки новой ИПРА в связи с изменением антропометрических данных инвалида, уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.

Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н утверждает не только Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), но также и форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Указанная форма, также, как и Порядок, действует с ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь ИПР ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ была составлена по действующей на тот момент форме, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н. Указанная форма ИПР отличается от формы ИПРА, действующей на момент освидетельствования ФИО6 в Бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В частности, в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ нет никаких указаний на TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; нет заключения о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; нет сведений о нуждаемости в помощи для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Соответственно, все вышеперечисленное не может быть включено экспертами в разрабатываемую ИПРА в рамках проведения медико-социальной экспертизы в связи с изменением антропометрических данных инвалида, уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, так как все эти сведения отсутствовали в ранее выданной ФИО6 ИПР от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, отсутствие указанных сведений в ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 и ИПРА ДД.ММ.ГГГГ/2023 (2)/И1 не может быть расценено как ухудшение условий реабилитации инвалида, поскольку в действующей ранее ИПР от ДД.ММ.ГГГГ указанные сведения также отсутствовали, в связи с чем, суд первой инстанции отклонил доводы истца о том, что в связи с принятием новой ИПРА инвалид лишается возможности воспользоваться отдельными видами социальной помощи.

Отклоняя доводы ФИО1 о том, что инвалид с учетом разработанной новой программы лишен права на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции исходил из того, что действующая ранее ИПР не содержала сведения о нуждаемости в нем, кроме того, ФИО6 для получения путевки на санаторно-курортное лечение стоит на учете в ОСФР по <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ей выдана путевка в санаторий «Автотранспортник» <адрес> с датой заезда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также выдан талоны для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, которые она имеет право реализовать.

При этом судом первой инстанции верно отмечено, что истцу давалось письменное разъяснение ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ (исх. .ГБ.63/2023) о необходимости в случае внесения новых TCP или реабилитационных мероприятий в ИПРА инвалида обратиться в медицинскую организация для оформления нового направления на медико-социальную экспертизу, в соответствии с абзацем 1 п. 9 Порядка. На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции нового направления на медико-социальную экспертизу в отношении ФИО12 в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не поступало.

Таким образом, судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку освидетельствование ФИО6 в Бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) было осуществлено в рамках положений действующего законодательств и с соблюдением надлежащей процедуры, на основании письменного волеизъявления законного представителя гражданина и представленных на рассмотрение экспертов сведений о состоянии здоровья инвалида, в соответствии с действующими на момент освидетельствования Правилами признания лица инвалидом, а также Порядком, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Выводы комиссии подтверждаются результатами осуществления главным бюро контроля за решением бюро.

При этом, ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ исправила фактическую ошибку в объеме влагопоглощения памперсов, указанную в ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, при разработке новой ИПРА предыдущая от ДД.ММ.ГГГГ отменяется, в связи с чем, оснований для ее отмены не имелось.

Доказательств, указывающих на то, что при оформлении ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ были нарушены права ФИО6, суду не представлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО6 нуждается в дополнительных мерах реабилитации и данные меры не отражены в индивидуальной программе реабилитации, не может быть принят судебной коллегией, поскольку доказательств, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено.

Другие доводы апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, представленные доказательства, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 12 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-1188/2024 (33-14881/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Митрофанова Т.А.
Ответчики
ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России
Другие
Фонд социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.12.2023[Гр.] Передача дела судье
23.01.2024[Гр.] Судебное заседание
02.02.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее