Дело № 2-252\2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«7» мая 2024 г. с. Енотаевка
Енотаевский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Сызрановой Т.Ю.,
при секретаре Тлюгалиевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» о возложении обязанности организовать проведение работ по замене разводящих сетей теплоснабжения,
у с т а н о в и л:
прокурор Енотаевского района Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области, МУП «Никольское» МО «Енотаевский район», в котором просит суд возложить на администрацию МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» обязанность организовать проведение работ по замене разводящих сетей теплоснабжения на участке сети теплотрассы в селе Никольское от котельной «Никольская» до ул. Московская до дома № 45 с ответвлениями к МКД в двухтрубном исполнении диаметром 700 м, общей протяженностью 1 400 м, диаметром 110 мм, до 15.10.2024. Возложить на МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области обязанность провести работы по замене разводящих сетей теплоснабжения на участке сети теплотрассы в селе Никольское от котельной «Никольская» до ул. Московская до дома № 45 с ответвлениями к МКД в двухтрубном исполнении диаметром 700 м, общей протяженностью 1 400 м, диаметром 110 мм, до 15.10.2024.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка соблюдения администрацией МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» и МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» законодательства в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относятся в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с ч.ч. 4,5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1, 1.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) организация водоснабжения на территории сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:
1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
3) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;
4) обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах определенных в соответствии с настоящим кодексом.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
На основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надежности ответственные лица разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию сети, проведению профилактических, текущих и капитальных ремонтов.
Установлено, что в целях реализации публичной обязанности по теплоснабжению населения сельских поселений Енотаевского района Астраханской области администрацией МО «Енотаевский район» 16.05.2006 создано МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области.
Инженерные сети и объекты водоснабжения, расположенные на территории Енотаевского района на праве собственности, принадлежат администрации МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области».
На основании распоряжения администрации МО «Енотаевский район» от 08.04.2015 № 072 инженерные сети и объекты теплоснабжения переданы в хозяйственное ведение МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области.
Основным видом деятельности предприятия является предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению населения сельских поселений Енотаевского района Астраханской области.
В соответствии с п. 2.3.1 Устава МУП «Никольское» МО «Енотаевский район, утвержденный постановлением администрации МО «Енотаевский район» от 27.01.2020 № 21 предприятие, осуществляет эксплуатацию, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и другиз объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения населения и прочих потребителей тепловой энергией.
Согласно п. 2.3.4. предприятие оказывает услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению населению и прочим потребителям.
Истцом установлено, что на участке сети теплотрассы в с. Никольское от котельной «Никольская» до ул. Московская, далее по ул. московская до дома № 45 с ответвлениями к МКД имеется 100 % износ стальной металлической трубы, в двухтрубном исполнении 700м, общей протяженностью 1400 м.
Данная теплотрасса находится на праве хозяйственного ведения в МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области в аварийном состоянии, что несет за собой угрозу прекращения подачи теплоснабжения в отопительный период на территории Енотаевского района.
Вопреки требованиям вышеуказанного закона ответчиками меры по надлежащему техническому содержанию, проведению профилактических, текущих, капитальных ремонтов и замене аварийных участков магистральных сетей теплоснабжения не принимаются.
Ненадлежащее состояние сетей теплоснабжения создает возможность возникновения аварийных ситуаций и нарушение прав граждан на получение качественных услуг по теплоснабжению, что в свою очередь может привести к причинению вреда здоровью граждан, а также к чрезвычайным ситуациям в сельском поселении.
Непринятие мер, направленных на проведение мероприятий по техническому содержанию сетей, проведение профилактических, текущих, капитальных ремонтов, замене магистральных сетей теплоснабжения может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на не ограничение в предоставлении коммунальных услуг, установленных ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представитель истца прокурор Енотаевского района Астраханской области Якунин М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, исковые требования признает полностью.
Представитель ответчика МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом. От него поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, исковые требования признает полностью.
Выслушав в судебном заседании представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относятся в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом В соответствии с ч.ч. 4,5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1, 1.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) организация водоснабжения на территории сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:
5) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
6) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
7) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;
8) обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Из п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах определенных в соответствии с настоящим кодексом.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
На основе результатов осмотров и проверки действия оборудования, оценки уровня его надежности ответственные лица разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию сети, проведению профилактических, текущих и капитальных ремонтов.
В судебном заседании установлено, что в целях реализации публичной обязанности по теплоснабжению населения сельских поселений Енотаевского района Астраханской области администрацией МО «Енотаевский район» 16.05.2006 создано МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области.
Инженерные сети и объекты водоснабжения, расположенные на территории Енотаевского района на праве собственности, принадлежат администрации МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области».
На основании распоряжения администрации МО «Енотаевский район» от 08.04.2015 № 072 инженерные сети и объекты теплоснабжения переданы в хозяйственное ведение МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области.
Основным видом деятельности предприятия является предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению населения сельских поселений Енотаевского района Астраханской области.
В соответствии с п. 2.3.1 Устава МУП «Никольское» МО «Енотаевский район, утвержденный постановлением администрации МО «Енотаевский район» от 27.01.2020 № 21 предприятие, осуществляет эксплуатацию, реконструкцию, текущий и капитальный ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и другиз объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения населения и прочих потребителей тепловой энергией.
Согласно п. 2.3.4. предприятие оказывает услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению населению и прочим потребителям.
Истцом установлено, что на участке сети теплотрассы в с. Никольское от котельной «Никольская» до ул. Московская, далее по ул. московская до дома № 45 с ответвлениями к МКД имеется 100 % износ стальной металлической трубы, в двухтрубном исполнении 700м, общей протяженностью 1400 м.
Данная теплотрасса находится на праве хозяйственного ведения в МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области в аварийном состоянии, что несет за собой угрозу прекращения подачи теплоснабжения в отопительный период на территории Енотаевского района.
Вопреки требованиям вышеуказанного закона ответчиками меры по надлежащему техническому содержанию, проведению профилактических, текущих, капитальных ремонтов и замене аварийных участков магистральных сетей теплоснабжения не принимаются.
Ненадлежащее состояние сетей теплоснабжения создает возможность возникновения аварийных ситуаций и нарушение прав граждан на получение качественных услуг по теплоснабжению, что в свою очередь может привести к причинению вреда здоровью граждан, а также к чрезвычайным ситуациям в сельском поселении.
Непринятие мер, направленных на проведение мероприятий по техническому содержанию сетей, проведение профилактических, текущих, капитальных ремонтов, замене магистральных сетей теплоснабжения может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании, нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на не ограничение в предоставлении коммунальных услуг, установленных ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основываясь на данных обстоятельствах дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» о возложении обязанности организовать проведение работ по замене разводящих сетей теплоснабжения – удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» организовать проведение работ по замене разводящих сетей теплоснабжения на участке сети теплотрассы в селе Никольское от котельной «Никольская» до ул. Московская до дома № 45 с ответвлениями к МКД в двухтрубном исполнении диаметром 700 м, общей протяженностью 1 400 м, диаметром 110 мм, до 15.10.2024.
Обязать МУП «Никольское» МО «Енотаевский район» Астраханской области провести работы по замене разводящих сетей теплоснабжения на участке сети теплотрассы в селе Никольское от котельной «Никольская» до ул. Московская до дома № 45 с ответвлениями к МКД в двухтрубном исполнении диаметром 700 м, общей протяженностью 1 400 м, диаметром 110 мм, до 15.10.2024.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 1 месяца в апелляционном порядке через Енотаевский районный суд Астраханской области.
Судья: Т.Ю. Сызранова.