Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
03 октября 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Калиматовой З.М.,
при секретаре Ганижевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алмазова И. Г., Кусиева Ю. И., Костоевой Ф. А., Камурзоевой Х. М., Гуражевой З. И. к администрации муниципального образования «<адрес>» об урегулировании разногласий по соглашению,
УСТАНОВИЛ:
Алмазов И.Г., Кусиев Ю.И., Костоева Ф.А., Камурзоева Х.М., Гуражева З.И. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования образования «<адрес>» (далее – Администрация <адрес>) об урегулировании разногласий по соглашению, предусматривающему изъятие у истцов жилых помещений по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд, связанных с несогласием доплаты разницы стоимости между выкупной ценой изымаемого жилого помещения и ценой предоставляемого жилого помещения.
Требования мотивируют тем, что являются сособственниками квартир, расположенных по адресу: <адрес>. Указанный многоквартирный дом включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Программа). Программа направлена на решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке таковыми до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, расположенных на территории городов и районов Республики Ингушетия, путем в том числе, строительства и приобретения жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В программе приведен перечень муниципальных образований городов и районов Республики Ингушетия, участвующих в реализации мероприятий Программы, а также перечень аварийных многоквартирных домов.
Администрации <адрес> направила в адрес истов соглашение об изъятии принадлежащих нам на праве собственности жилых помещений (квартир) и взыскании денежных средств в виде разницы между выкупной стоимости изымаемого жилого помещения и стоимостью квартир, которые предлагает взамен изымаемого.
Встречным письмом истцы направили в Администрацию <адрес> протокол разногласий к Соглашениям №,02,03,04 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в которых выразили несогласие о передаче принадлежащей им на праве собственности жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность и передаче им Администрацией <адрес> других жилых помещений (квартир) на праве собственности.
С учётом изложенного, просили урегулировать разногласия по соглашению, предусматривающему изъятие у них жилого помещения по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд. Исключить пункта 1.1 проекта соглашения в редакции ответчика. Принять пункты 1.1 спорного соглашения в редакции истцов.
В судебное заседание истцы не явились, представили заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, на иске настаивают.
Представитель ответчика Администрации <адрес>, в суд также не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками квартир, расположенных по адресу: <адрес>, квартиры: 35, 41, 32, 25 и 29.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ Костоева Ф.А. и Администрация <адрес> заключили соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии принадлежащего истице праве собственности жилого помещения, трёхкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пр-т. Базоркина, дом, 3, <адрес> предоставлением взамен квартиры по адресу: <адрес>, ЦАО, <адрес>, с доплатой за предоставляемое жилое помещение в размере 1 317 574, 94 рубля, поскольку рыночная стоимость предаваемого жилого помещения выше рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Алмазов И.Г. и Администрация <адрес> заключили соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии принадлежащего истице праве собственности жилого помещения, двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пр-т. Базоркина, дом, 3, <адрес> предоставлением взамен квартиры по адресу: <адрес>, ЦАО, <адрес>, с доплатой за предоставляемое жилое помещение в размере 893 204, 81 рубля, поскольку рыночная стоимость предаваемого жилого помещения выше рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Кусиев Ю.И. и Администрация <адрес> заключили соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии принадлежащего истице праве собственности жилого помещения, двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пр-т. Базоркина, дом, 3, <адрес> предоставлением взамен квартиры по адресу: <адрес>, ЦАО, <адрес>, с доплатой за предоставляемое жилое помещение в размере 993 578,05 рубля, поскольку рыночная стоимость предаваемого жилого помещения выше рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Камурзиева Х.М. и Администрация <адрес> заключили соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии принадлежащего истице праве собственности жилого помещения, трёхкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пр-т. Базоркина, дом, 3, <адрес> предоставлением взамен квартиры по адресу: <адрес>, ЦАО, <адрес>, с доплатой за предоставляемое жилое помещение в размере 955 269,1 рубля, поскольку рыночная стоимость предаваемого жилого помещения выше рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.
Указанные соглашение было подписаны истцами с учётом протоколов разногласий к Соглашениям №,02,03,04 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в котором они выразили согласие о передаче принадлежащего им на праве собственности жилых помещений в муниципальную собственность и передаче им Администрацией другого жилого помещения на праве собственности. Одновременно собственники не согласились с выплатой ими Администрации разницы между выкупной стоимостью изымаемого жилого помещения и рыночной стоимостью предоставляемой квартиры взамен изымаемого жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что истцы выбрали способ защиты своих жилищных прав путём предоставления им другого жилого помещения.
При этом вопрос о доплате разницы стоимости предоставленного и изъятого жилья и её размере сторонами поднимался при заключении соглашений об изъятии, оформлен в форме протокола разногласий.
Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Между тем, согласно пункту 3 статьи 2 и статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (далее – Закон №185-ФЗ) собственник жилого помещения, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, включённом в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право на предоставление ему в собственность другого жилого помещения либо его выкуп по своему усмотрению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Закона №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, порядок обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с положениями Закона №185-ФЗ выполнение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда производится посредством приобретения жилых помещений субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями за счёт средств их бюджетов при финансовой поддержке Фонда, предоставляемой при соблюдений определённых условий.
В соответствии со статьей 16 Закона №185-ФЗ, в целях реализации мероприятий по сокращению доли аварийного жилья в жилищном фонде в <адрес> Правительства Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы».
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.
Жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, включён в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2015 годы», утверждённую Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №, целью которой являлась ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного до ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Республики Ингушетия, участвующих в Программе, путём, в том числе, строительства и приобретения жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
При этом, как указано в пункте 2 раздела V «Механизм реализации программы» адресной программы Республики Ингушетия «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2015 годы», Источниками финансирования Программы являются средства Фонда и средства из бюджета Республики Ингушетия.
<адрес> помещений в аварийном жилищном фонде, подлежащем расселению в рамках Программы, составляет 35958,6 кв. м.
Предоставляемая дополнительная жилая площадь на каждую расселяемую квартиру в I-ом этапе программы составляет 1680 кв. м (10 кв. м на каждую расселяемую квартиру).
Способ переселения граждан из аварийного жилищного фонда - мена на другое вновь построенное жилое помещение - 35958,6 кв. м.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
Таким образом, при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счёт средств бюджета соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование связано со специальным характером этой подпрограммы, принимающей во внимание исключительно состояние жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывающей, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.
При этом заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства, предполагающие равноценность изымаемого имущества по его рыночной стоимости.
Равноценность изымаемой и предоставляемой квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и тому подобное), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учётом их разумных потребностей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 подпункта «и» пункта 20 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Из приведенных норм права следует, что обязательство муниципального органа в рамках государственной целевой программы переселения в отношении граждан-собственников жилья вследствие признания его ветхим, аварийным заключается в обеспечении их безопасными жилищными условиями в пределах стоимости выкупной цены изымаемого жилья, принадлежащего им на праве собственности; муниципальный орган уполномочен на предоставление иного жилого помещения со стоимостью не выше стоимости выкупной цены изъятого жилья.
Обращение истцов Алмазова И.Г., Кусиева Ю.И., Костоевой Ф.А., Камурзоевой Х.М., Гуражевой З.И. в суд с рассматриваемым иском свидетельствует о том, что ими избран способ обеспечения своих прав путём предоставления иного жилого помещения в собственность вместо аварийного, а не выплата выкупной цены или зачёт его стоимости при предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилья.
В связи с чем доводы представителя ответчика о том, что стороны процедуры изъятия жилого помещения для муниципальных нужд обязаны доплачивать соответствующую разницу рыночной стоимости жилых помещений при их неравноценности, не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об урегулировании разногласий по соглашению, предусматривающему изъятие у истцов жилых помещений по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд, связанных с несогласием доплаты разницы стоимости между выкупной ценой изымаемого жилого помещения и ценой предоставляемого жилого помещения, исключив п.1.1 спорных соглашений в редакции истцов.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГПК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в её редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алмазова И. Г., Кусиева Ю. И., Костоевой Ф. А., Камурзоевой Х. М., Гуражевой З. И. к администрации муниципального образования «<адрес>» об урегулировании разногласий по соглашению, предусматривающему изъятие у истцов жилых помещений по адресу <адрес>, для муниципальных нужд, удовлетворить.
Исключить из п.1.1 соглашений №,02,03,04 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ абзац об оплате стоимости жилых помещений (квартир) в части превышающей площадь принадлежащего Собственнику жилого помещения в аварийном доме площади передаваемого жилого помещения (квартиры).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Магасский районный суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья
Магасского районного суда З.М. Калиматова