ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2022 года станица Зеленчукская, КЧР
Судья Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Евсегнеева Г.Ю. при подготовке дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3 КоАП РФ в отношении Чернышева Дениса Владимировича,
установил:
12 июля 2022 года в Зеленчукский районный суд КЧР поступил административный материал в отношении Чернышева Д.В. по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Изучив протокол об административном правонарушении и материалы, представленные с ним, полагаю необходимым возвратить их по следующим основаниям.
Согласно п.п.3 5 ст.29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст.29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Санкцией ч.1 ст.19.3 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
В силу ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) указано, что при подготовке административного материала к рассмотрению, в случае, если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Представленная справка о наличии у Чернышева Д.В. инвалидности второй группы не может являться безусловным основанием для неприменения административного наказания в виде административного ареста с учетом отсутствия в деле документа, удостоверяющего личность правонарушителя.
Более того, в протоколе об административном правонарушении отражены сведения об отказе Чернышева Д.В. от подписания и получения его копии. В связи с не доставлением лица у суда отсутствует возможность при рассмотрении дела восполнить сведения относительно получения (отказа в получении и его причин) копии протокола об административном правонарушении. По указанным основаниям протокол об административном правонарушении и материалы дела подлежат возвращению в МО МВД России «Зеленчукский».
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что в связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.29.1, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
протокол об административном правонарушении в отношении Чернышева Дениса Владимировича по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ с материалами дела возвратить в Межмуниципальный отдел МВД России «Зеленчукский».
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также опротестовано прокурором в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Зеленчукского районного суда Евсегнеева Г.Ю.