Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-83/2013 ~ М-94/2013 от 10.06.2013

№ 2 - 83/ 2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2013 г. пос. Жарковский

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

при секретаре Ладыка В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Ковалевой О.А., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. к администрации <адрес> и Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Быкова Л.В., Виноградова С.В., Ковалева О.А., Лапшина И.А., Маркова Ю.А., Начевко Е.А., Рыженкова А.А., Тимошенкова Н.В., Чернова Н.В. и Якушева Р.Ф. обратились в суд с исковыми заявлениями (10 исков) к администрации <адрес> и Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения, мотивируя тем, что они зарегистрированы и постоянно проживают в пгт. <адрес>, работают в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «<адрес> центральная районная больница».

Ранее (до ДД.ММ.ГГГГ) они, как медицинские работники, проживающие и работающие в поселке городского <адрес>, имели право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением.

Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ее прежней редакции до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До декабря 2004 года медицинские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и они. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, был внесен ряд изменений. В частности, ее часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров и работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введена часть шестая, согласно которой, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствие с действующим с законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

До настоящего времени меры социальной поддержки для вышеуказанных категорий лиц в <адрес> не установлены.

10 февраля 2005 года Законодательным Собранием Тверской области был принят Закон Тверской области от 22.02.2005 г. № 12-ЗО «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» (далее – Закон от 22.02.2005 № 12-ЗО), которым были определены категории граждан (статья 2 Закона от 22.02.2005 г. № 12-ЗО), пользующиеся правом на ежемесячную денежную компенсацию стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг, в частности врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Вышеуказанным Законом от 22.02.2005 г. № 12-ЗО был установлен размер данной компенсации в размере 150 рублей на одного человека, впоследствии увеличенный до 300 рублей, а Законом Тверской области от 13.06.2006 г. № 62-ЗО был введен абзац в статью 1 Закона от 22.02.2005 г. № 12-ЗО, в соответствии с которым указанная ежемесячная денежная компенсация подлежит индексации в соответствии с Законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год.

За период с ДД.ММ.ГГГГ год включительно ими было оплачено:

- Быковой Л.В. за <данные изъяты> (расчет прилагается);

- Виноградовой СВ. за <данные изъяты> (расчет прилагается);

- Ковалевой О.А. за <данные изъяты>расчет прилагается);

- Лапшиной И.А. за <данные изъяты> (расчет прилагается);

Марковой Ю.А. за <данные изъяты> (рас­чет прилагается);

- Начёвко Е.А. <данные изъяты> (расчет прилагается);

- Рыженковой А.А. <данные изъяты> (расчет: илагается);

- Тимошенковой Н.В. <данные изъяты> (расчет прилагается);

- Черновой Н.В. <данные изъяты> (рас­чет прилагается);

- Якушевой Р.Ф. <данные изъяты> (расчет прилагается).

С учетом полученной в ДД.ММ.ГГГГ. компенсации расходов за коммунальные услуги в сумме <данные изъяты> разни­ца между затраченными денежными средствами и выплаченными компенсациями состав­ляет:

- в ДД.ММ.ГГГГ г.г.:

у Быковой - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Виноградовой СВ. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Ковалевой О.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Лапшиной И.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Марковой Ю.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Начёвко Е.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Рыженковой А.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Тимошенковой Н.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Черновой Н.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Якушевой Р.Ф. - <данные изъяты> (расчет прилагается).

- в ДД.ММ.ГГГГ

у Быковой Л.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Виноградовой СВ. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Ковалевой О.А. - <данные изъяты> (рас­чет прилагается);

у Лапшиной И.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Марковой Ю.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Начёвко Е.А.- <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Рыженковой А.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Тимошенковой Н.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Черновой Н.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Якушевой Р.Ф. - <данные изъяты> (расчет прилагается).

Исходя из того, что учреждение здравоохранения, в котором они работают, после ДД.ММ.ГГГГ, в интересующих их ДД.ММ.ГГГГ гг. и по ДД.ММ.ГГГГ находилось в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес> Твер­ской области» (с ДД.ММ.ГГГГ - данное учреждение перешло в собственность Твер­ской области) и обязанность по принятию соответствующих мер социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения <адрес> была возложена на органы местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», но не была ими исполнена, считаем возможным и справедливым исключить из сумм возмещения Ответчика-1 разме­ры компенсаций, выплаченных субъектом РФ - <адрес> в соответствии с Зако­ном от 22.02.2005 № 12-ЗО с 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно, то есть в пе­риод нахождения вышеуказанного учреждения здравоохранения в муниципальной соб­ственности.

Заявленные требования о взыскании компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения вытекают из трудовых правоотношений и в силу пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ они, как истцы, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Исходя из содержания заявленных требований, считают возможным привлечь в каче­стве ответчиков <адрес> (далее - Ответ­чик-1) и Министерство социальной защиты населения <адрес> (далее - Ответчик-2).

Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца (часть 1 статьи 31 Гражданского процессуального кодекса РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, просят суд:

1. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Быковой Л.В. денежную компенсацию стоимости комму­нальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

2. Взыскать с Ответчика-2, Министерства социальной защиты населения <адрес>, за счет казны <адрес> в пользу Быковой Л.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

3. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Виноградовой С.В. денежную компенсацию стоимости ком­мунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

4. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, засчет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Ковалевой О.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

5. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Лапшиной И.А. денежную компенсацию стоимости комму­нальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Марковой Ю.А. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

7. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Начёвко Начевко Е.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

8. Взыскать с Ответчика-2, Министерства социальной защиты населения <адрес>, за счет казны <адрес> в пользу Начёвко Начевко Е.А. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в раз­мере <данные изъяты>

9. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Рыженковой А.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

10. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Тимошенковой Н.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

11. Взыскать с Ответчика-2, Министерства социальной защиты населения <адрес>, за счет казны <адрес> в пользу Тимошенковой Н.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

12. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Черновой Н.В. денежную компенсацию стоимости комму­нальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

13.Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Якушевой Р.Ф. денежную компенсацию стоимости коммунальных слуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Истцы в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени судебного заседания были надлежаще уведомлены, в деле имеются расписки.

В судебном заседании представитель истцов Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Ковалевой О.А., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. – Белов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. По его мнению, денежная компенсация, выплачиваемая медицинским работникам на основании Закона Тверской области № 12-ЗО, является дополнительной мерой социальной поддержки работников здравоохранения. До 2012 года орган местного самоуправления обязан был издать нормативный акт о предоставлении медицинским работникам бесплатного жилья с отоплением и освещением, но этого в нарушение федерального законодательства не было сделано. Данная позиция подтверждена Конституционным Судом РФ. Просит суд взыскать с ответчиков в пользу истцов денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение: с администрации <адрес> Тверской об­ласти за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с Министерства социальной защиты населения <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации <адрес> Тверской об­ласти Можарова А.Н. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, а также пояснила, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ меры социальной поддержки не относятся к вопросам местного значения. В соответствии с Законом Тверской области № 12-ЗО расходные обязательства отнесены на бюджет области. С ДД.ММ.ГГГГ расходы на работников отдельных категорий перешли на областной бюджет. Из федерального и областного бюджетов не было субвенций на финансирование мер социальной поддержки. <адрес> дотационный, поэтому нет средств на эти цели. Законодательно не установлено, в каком порядке это должно происходить. Истец Ковалева О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не работала в <адрес>, хотя и имеет квартиру в <адрес>, поэтому её исковые требования необоснованны. Предоставленные истцами расчеты вызывают сомнения.

Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, от него поступила телефонограмма с просьбой рассмотреть дело без его участия и отказать истцам в иске.

Представитель третьего лица - ГБУЗ «<адрес> в судебном заседании не присутствовал, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие Выслушав представителя истцов, представителя ответчика - администрации <адрес> Тверской об­ласти, а также, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела истцы Быкова Л.В., Виноградова С.В., Ковалева О.А., Лапшина И.А., Маркова Ю.А., Начевко Е.А., Рыженкова А.А., Тимошенкова Н.В., Чернова Н.В. и Якушева Р.Ф. зарегистрированы и проживают в пгт. <адрес>.

Согласно выпискам из приказов по <адрес> и копиям трудовых книжек: - Быкова Л.В. принята на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г.; - Виноградова С.В. принята на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и работает в <данные изъяты> по настоящее время; - Лапшина И.А. принята на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г., а с ДД.ММ.ГГГГ на должности <данные изъяты>; - Маркова Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>; - Начевко Е.А. принята на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.; - Рыженкова А,А. принята на должность <данные изъяты>; - Тимошенкова Н.В. принята на должность <данные изъяты>; - Чернова Н.В. принята на должность <данные изъяты>; - Якушева Р.Ф. принята на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает <данные изъяты>

Истец Ковалева О.А. ДД.ММ.ГГГГ уволена из <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> <адрес>.

Согласно Уставу муниципального учреждения «<адрес>», утверждённому постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 131-пг, <адрес> центральная районная больница являлась муниципальным учреждением, её учредителем является администрация <адрес>.

Из Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> центральная районная больница», утверждённого приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 748, следует, что <адрес> центральная районная больница является государственным лечебно-профилактическим учреждением <адрес>.

Согласно справкам о расчетах за потребленную электроэнергию <данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ г. фактические расходы по оплате освещения составили: Быковой Л.В. – <данные изъяты> Виноградовой С.В. – <данные изъяты> Ковалевой О.А. - <данные изъяты>.; Лапшиной И.А. – <данные изъяты>.; Марковой Ю.А. – <данные изъяты>.; Начевко Е.А. – <данные изъяты>.; Рыженковой А.А. – <данные изъяты>.; Тимошенковой Н.В. – <данные изъяты>.; Черновой Н.В. - <данные изъяты>.; Якушевой Р.Ф. – <данные изъяты>

В соответствии с расчетами истцов их расходы по оплате отопления жилых помещений в период ДД.ММ.ГГГГ. составили:

- у Виноградовой С.В. - <данные изъяты>

- у Лапшиной И.А. - <данные изъяты>

- у Марковой Ю.А. - <данные изъяты>

- у Начёвко Е.А. - <данные изъяты>

- у Рыженковой А.А. - <данные изъяты>

- у Тимошенковой Н.В. - <данные изъяты>

- у Черновой Н.В. - <данные изъяты>

- у Якушевой Р.Ф. - <данные изъяты>

Согласно справкам <данные изъяты> о расчетах по оплате отопления жилого помещения Быкова Л.В. в ДД.ММ.ГГГГ. уплатила - <данные изъяты>; Начёвко Е.А. в ДД.ММ.ГГГГ. уплатила <данные изъяты>, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ. -<данные изъяты>

Факт проживания истцов в поселке городского типа <адрес>, то есть, в сельской местности, подтверждается имеющимися в материалах дела справками администрации городского поселения - <адрес> и отметками в паспортах.

Из справок территориального отдела социальной защиты населения <адрес> следует, что истцам Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Ковалевой О.А., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. выплачены ежемесячные денежные компенсации (ЕДК) стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг в ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>., в ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>

Разрешая возникший спор, суд руководствуется следующим.

В соответствии ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-I (далее – Основы законодательства об охране здоровья граждан), в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей, имеют право на бесплатное представление квартир с отоплением и освещением в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с п. 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 63 Основы законодательства об охране здоровья граждан были внесены изменения, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-I признаны утратившими силу.

Как указано в ч. 2 ст. 72 указанного выше Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно положений ст. 17 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со ст. 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся: создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, действующее правое регулирование вопроса о предоставлении медицинским работникам, проживающим в сельской местности, льгот по оплате фактических расходов на освещение и отопление не предусматривает возможности снижений ранее существующего совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат указанной категории граждан.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной как в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 5-П, так и в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 947-О-П, от 01.04.2008 г. № 268-О-П, от 07.02.2008 г. № 383-О-П, 05.02.2009 г. № 149-О-П действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, прав и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации установил также, что в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, Правительству Российской Федерации надлежит незамедлительно установить меры их социальной поддержки, а до установления таких мер на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01.01.2005г. - даты вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.

Статьями 2 и 3 Закона Тверской области от 22.02.2005 г. № 12-ЗО «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» предусмотрено, что право на ежемесячную денежную компенсацию стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг имеют врачи, провизоры, работники со средним меди­цинским и фармацевтическим образованием, педагогические работники государ­ственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения. Ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг выплачивается в размере 150 рублей в месяц на одного человека, подлежит индексации в соответствии с законом <адрес> об областном бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год и выплачивается территориальными отделами социальной защиты населения <адрес>.

Законом Тверской области от 20.11.2006 г. № 120-ЗО «О внесении изменений в закон Тверской области «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» размер ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг увеличена до 300 рублей, а с 01.04.2013 г. – до 388 руб.

В силу ст. 4 вышеназванного Закона финансовое обеспечение расходов по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящим законом, является расходным обязательством Тверской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона органы местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных настоящим законом Тверской области, для указанных в настоящем законе категорий граждан.

Вышеуказанным нормативным актом были ухудшены условия предоставления льгот медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, что противоречит положениям ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и является недопустимым.

Решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> меры социальной поддержки медицинских работников не устанавливались.

Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.

Учитывая изложенное, руководствуясь вышеназванными нормами права, суд считает, что выплатой денежной компенсации в размере 300 рублей (а с 01.04.2013 г. – до 388 руб.) нарушаются права истцов, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами незначителен.

Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства о здравоохранении граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей имели право на бесплатное представление квартир с отоплением и освещением. Указанной категории работников в соответствии с действующим законодательством должно было производиться полное возмещение расходов как на отопление, так и затрат на электроэнергию в полном объёме. Освещение трактовалось не только как электроэнергия, затрачиваемая на горении лампочек, а в более широком смысле как электроэнергия в целом.

Доводы представителей ответчика о том, что обязательство по возмещению затрат на оплату коммунальных услуг медицинским работникам должно быть возложено на федеральный бюджет противоречит действующему правовому регулированию, так как ГБУЗ «Жарковская ЦРБ» до 12.01,2012 г. являлось муниципальным, а не государственным медицинским учреждением, и обязанность по обеспечению предоставления льгот была возложена на органы местного самоуправления.

Представленные в суд истицами расчеты по определению суммы денежных средств, подлежащих взысканию с ответчиков за отопление жилья за 2010-2012 г.г., суд находит обоснованными, поскольку они произведены на основании Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного Постановлением администрации <адрес> от 29.06.2006 г. № 157-па (в редакции от 30.10.2012 г.). Ввиду отсутствия нормативного правового акта, регулирующего данные спорные правоотношения, суд в силу ч. 3 ст. 11 ГПК РФ применяет нормы права, регулирующие сходные отношения.

Таким образом, требования истцов Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. о взыскании с ответчиков возмещения произведенных истцами фактических расходов на освещение и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в их пользу подлежат удовлетворению.

Требования истца Ковалевой О.А. удовлетворению не подлежат, так как согласно представленным документам она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Областной клинической больнице <адрес>.

Судом при рассмотрении дела установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ указанные меры социальной поддержки должны были предоставляться истцам (медицинским работникам) из бюджета <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» перешла в областное подчинение. В связи с этим у истцов возникло право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета <адрес>.

Стоимость коммунальных услуг за отопление и освещение подлежит взысканию в пользу истцов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>», а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет казны <адрес>.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, в суде выступает в качестве надлежащего ответчика главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования.

Аналогичное положение закреплено в подпункте «о» пункта 1 статьи 9 Закона Тверской области от 18.01.2006 № 13-ЗО «О бюджетном процессе в <адрес>».

В соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона Тверской области от 28.12.2011 г. № 92-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на вышеуказанные годы, в соответствии с которой Министерство социальной защиты населения <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета <адрес>.

Согласно подп. «б» п. 13 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 71-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функцию главного распорядителя бюджетных средств областного бюджета <адрес>.

Анализируя в совокупности показания представителя истцов, представителя ответчика - администрации <адрес> Тверской об­ласти и материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованны, подтверждены доказательствами и подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иски Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. к администрации <адрес> о взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с администрации <адрес> Тверской об­ласти за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Быковой Л.В. денежную компенса­цию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> Тверской об­ласти за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Виноградовой С.В. денежную компенса­цию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> Тверской об­ласти за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Лапшиной И.А. денежную компенса­цию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Марковой Ю.А. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Начёвко Начевко Е.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Рыженковой А.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Тимошенковой Н.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Черновой Н.В. денежную компенсацию стоимости комму­нальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Якушевой Р.Ф. денежную компенсацию стоимости коммунальных слуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Иски Быковой Л.В., Начевко Е.А. и Тимошенковой Н.В. к Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет казны <адрес> в пользу Быковой Л.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет казны <адрес> в пользу Начёвко Начевко Е.А. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в раз­мере <данные изъяты>

Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет казны <адрес> в пользу Тимошенковой Н.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

В иске Ковалевой О.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Жарковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

Председательствующий

№ 2 - 83/ 2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2013 г. пос. Жарковский

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

при секретаре Ладыка В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Ковалевой О.А., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. к администрации <адрес> и Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Быкова Л.В., Виноградова С.В., Ковалева О.А., Лапшина И.А., Маркова Ю.А., Начевко Е.А., Рыженкова А.А., Тимошенкова Н.В., Чернова Н.В. и Якушева Р.Ф. обратились в суд с исковыми заявлениями (10 исков) к администрации <адрес> и Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения, мотивируя тем, что они зарегистрированы и постоянно проживают в пгт. <адрес>, работают в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «<адрес> центральная районная больница».

Ранее (до ДД.ММ.ГГГГ) они, как медицинские работники, проживающие и работающие в поселке городского <адрес>, имели право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением.

Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ее прежней редакции до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До декабря 2004 года медицинские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и они. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, был внесен ряд изменений. В частности, ее часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров и работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введена часть шестая, согласно которой, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствие с действующим с законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

До настоящего времени меры социальной поддержки для вышеуказанных категорий лиц в <адрес> не установлены.

10 февраля 2005 года Законодательным Собранием Тверской области был принят Закон Тверской области от 22.02.2005 г. № 12-ЗО «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» (далее – Закон от 22.02.2005 № 12-ЗО), которым были определены категории граждан (статья 2 Закона от 22.02.2005 г. № 12-ЗО), пользующиеся правом на ежемесячную денежную компенсацию стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг, в частности врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Вышеуказанным Законом от 22.02.2005 г. № 12-ЗО был установлен размер данной компенсации в размере 150 рублей на одного человека, впоследствии увеличенный до 300 рублей, а Законом Тверской области от 13.06.2006 г. № 62-ЗО был введен абзац в статью 1 Закона от 22.02.2005 г. № 12-ЗО, в соответствии с которым указанная ежемесячная денежная компенсация подлежит индексации в соответствии с Законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год.

За период с ДД.ММ.ГГГГ год включительно ими было оплачено:

- Быковой Л.В. за <данные изъяты> (расчет прилагается);

- Виноградовой СВ. за <данные изъяты> (расчет прилагается);

- Ковалевой О.А. за <данные изъяты>расчет прилагается);

- Лапшиной И.А. за <данные изъяты> (расчет прилагается);

Марковой Ю.А. за <данные изъяты> (рас­чет прилагается);

- Начёвко Е.А. <данные изъяты> (расчет прилагается);

- Рыженковой А.А. <данные изъяты> (расчет: илагается);

- Тимошенковой Н.В. <данные изъяты> (расчет прилагается);

- Черновой Н.В. <данные изъяты> (рас­чет прилагается);

- Якушевой Р.Ф. <данные изъяты> (расчет прилагается).

С учетом полученной в ДД.ММ.ГГГГ. компенсации расходов за коммунальные услуги в сумме <данные изъяты> разни­ца между затраченными денежными средствами и выплаченными компенсациями состав­ляет:

- в ДД.ММ.ГГГГ г.г.:

у Быковой - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Виноградовой СВ. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Ковалевой О.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Лапшиной И.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Марковой Ю.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Начёвко Е.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Рыженковой А.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Тимошенковой Н.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Черновой Н.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Якушевой Р.Ф. - <данные изъяты> (расчет прилагается).

- в ДД.ММ.ГГГГ

у Быковой Л.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Виноградовой СВ. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Ковалевой О.А. - <данные изъяты> (рас­чет прилагается);

у Лапшиной И.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Марковой Ю.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Начёвко Е.А.- <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Рыженковой А.А. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Тимошенковой Н.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Черновой Н.В. - <данные изъяты> (расчет прилагается);

у Якушевой Р.Ф. - <данные изъяты> (расчет прилагается).

Исходя из того, что учреждение здравоохранения, в котором они работают, после ДД.ММ.ГГГГ, в интересующих их ДД.ММ.ГГГГ гг. и по ДД.ММ.ГГГГ находилось в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес> Твер­ской области» (с ДД.ММ.ГГГГ - данное учреждение перешло в собственность Твер­ской области) и обязанность по принятию соответствующих мер социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения <адрес> была возложена на органы местного самоуправления муниципального образования «<адрес>», но не была ими исполнена, считаем возможным и справедливым исключить из сумм возмещения Ответчика-1 разме­ры компенсаций, выплаченных субъектом РФ - <адрес> в соответствии с Зако­ном от 22.02.2005 № 12-ЗО с 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ год включительно, то есть в пе­риод нахождения вышеуказанного учреждения здравоохранения в муниципальной соб­ственности.

Заявленные требования о взыскании компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения вытекают из трудовых правоотношений и в силу пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ они, как истцы, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Исходя из содержания заявленных требований, считают возможным привлечь в каче­стве ответчиков <адрес> (далее - Ответ­чик-1) и Министерство социальной защиты населения <адрес> (далее - Ответчик-2).

Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца (часть 1 статьи 31 Гражданского процессуального кодекса РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, просят суд:

1. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Быковой Л.В. денежную компенсацию стоимости комму­нальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

2. Взыскать с Ответчика-2, Министерства социальной защиты населения <адрес>, за счет казны <адрес> в пользу Быковой Л.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

3. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Виноградовой С.В. денежную компенсацию стоимости ком­мунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

4. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, засчет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Ковалевой О.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

5. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Лапшиной И.А. денежную компенсацию стоимости комму­нальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Марковой Ю.А. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

7. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Начёвко Начевко Е.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

8. Взыскать с Ответчика-2, Министерства социальной защиты населения <адрес>, за счет казны <адрес> в пользу Начёвко Начевко Е.А. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в раз­мере <данные изъяты>

9. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Рыженковой А.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

10. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Тимошенковой Н.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

11. Взыскать с Ответчика-2, Министерства социальной защиты населения <адрес>, за счет казны <адрес> в пользу Тимошенковой Н.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

12. Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Черновой Н.В. денежную компенсацию стоимости комму­нальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

13.Взыскать с Ответчика-1, <адрес>, за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Якушевой Р.Ф. денежную компенсацию стоимости коммунальных слуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Истцы в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени судебного заседания были надлежаще уведомлены, в деле имеются расписки.

В судебном заседании представитель истцов Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Ковалевой О.А., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. – Белов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. По его мнению, денежная компенсация, выплачиваемая медицинским работникам на основании Закона Тверской области № 12-ЗО, является дополнительной мерой социальной поддержки работников здравоохранения. До 2012 года орган местного самоуправления обязан был издать нормативный акт о предоставлении медицинским работникам бесплатного жилья с отоплением и освещением, но этого в нарушение федерального законодательства не было сделано. Данная позиция подтверждена Конституционным Судом РФ. Просит суд взыскать с ответчиков в пользу истцов денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение: с администрации <адрес> Тверской об­ласти за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с Министерства социальной защиты населения <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации <адрес> Тверской об­ласти Можарова А.Н. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, а также пояснила, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ меры социальной поддержки не относятся к вопросам местного значения. В соответствии с Законом Тверской области № 12-ЗО расходные обязательства отнесены на бюджет области. С ДД.ММ.ГГГГ расходы на работников отдельных категорий перешли на областной бюджет. Из федерального и областного бюджетов не было субвенций на финансирование мер социальной поддержки. <адрес> дотационный, поэтому нет средств на эти цели. Законодательно не установлено, в каком порядке это должно происходить. Истец Ковалева О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не работала в <адрес>, хотя и имеет квартиру в <адрес>, поэтому её исковые требования необоснованны. Предоставленные истцами расчеты вызывают сомнения.

Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, от него поступила телефонограмма с просьбой рассмотреть дело без его участия и отказать истцам в иске.

Представитель третьего лица - ГБУЗ «<адрес> в судебном заседании не присутствовал, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие Выслушав представителя истцов, представителя ответчика - администрации <адрес> Тверской об­ласти, а также, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела истцы Быкова Л.В., Виноградова С.В., Ковалева О.А., Лапшина И.А., Маркова Ю.А., Начевко Е.А., Рыженкова А.А., Тимошенкова Н.В., Чернова Н.В. и Якушева Р.Ф. зарегистрированы и проживают в пгт. <адрес>.

Согласно выпискам из приказов по <адрес> и копиям трудовых книжек: - Быкова Л.В. принята на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г.; - Виноградова С.В. принята на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и работает в <данные изъяты> по настоящее время; - Лапшина И.А. принята на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г., а с ДД.ММ.ГГГГ на должности <данные изъяты>; - Маркова Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>; - Начевко Е.А. принята на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.; - Рыженкова А,А. принята на должность <данные изъяты>; - Тимошенкова Н.В. принята на должность <данные изъяты>; - Чернова Н.В. принята на должность <данные изъяты>; - Якушева Р.Ф. принята на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает <данные изъяты>

Истец Ковалева О.А. ДД.ММ.ГГГГ уволена из <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> <адрес>.

Согласно Уставу муниципального учреждения «<адрес>», утверждённому постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 131-пг, <адрес> центральная районная больница являлась муниципальным учреждением, её учредителем является администрация <адрес>.

Из Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> центральная районная больница», утверждённого приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 748, следует, что <адрес> центральная районная больница является государственным лечебно-профилактическим учреждением <адрес>.

Согласно справкам о расчетах за потребленную электроэнергию <данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ г. фактические расходы по оплате освещения составили: Быковой Л.В. – <данные изъяты> Виноградовой С.В. – <данные изъяты> Ковалевой О.А. - <данные изъяты>.; Лапшиной И.А. – <данные изъяты>.; Марковой Ю.А. – <данные изъяты>.; Начевко Е.А. – <данные изъяты>.; Рыженковой А.А. – <данные изъяты>.; Тимошенковой Н.В. – <данные изъяты>.; Черновой Н.В. - <данные изъяты>.; Якушевой Р.Ф. – <данные изъяты>

В соответствии с расчетами истцов их расходы по оплате отопления жилых помещений в период ДД.ММ.ГГГГ. составили:

- у Виноградовой С.В. - <данные изъяты>

- у Лапшиной И.А. - <данные изъяты>

- у Марковой Ю.А. - <данные изъяты>

- у Начёвко Е.А. - <данные изъяты>

- у Рыженковой А.А. - <данные изъяты>

- у Тимошенковой Н.В. - <данные изъяты>

- у Черновой Н.В. - <данные изъяты>

- у Якушевой Р.Ф. - <данные изъяты>

Согласно справкам <данные изъяты> о расчетах по оплате отопления жилого помещения Быкова Л.В. в ДД.ММ.ГГГГ. уплатила - <данные изъяты>; Начёвко Е.А. в ДД.ММ.ГГГГ. уплатила <данные изъяты>, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ. -<данные изъяты>

Факт проживания истцов в поселке городского типа <адрес>, то есть, в сельской местности, подтверждается имеющимися в материалах дела справками администрации городского поселения - <адрес> и отметками в паспортах.

Из справок территориального отдела социальной защиты населения <адрес> следует, что истцам Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Ковалевой О.А., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. выплачены ежемесячные денежные компенсации (ЕДК) стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг в ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>., в ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>

Разрешая возникший спор, суд руководствуется следующим.

В соответствии ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-I (далее – Основы законодательства об охране здоровья граждан), в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей, имеют право на бесплатное представление квартир с отоплением и освещением в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии с п. 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 63 Основы законодательства об охране здоровья граждан были внесены изменения, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-I признаны утратившими силу.

Как указано в ч. 2 ст. 72 указанного выше Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно положений ст. 17 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со ст. 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся: создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, действующее правое регулирование вопроса о предоставлении медицинским работникам, проживающим в сельской местности, льгот по оплате фактических расходов на освещение и отопление не предусматривает возможности снижений ранее существующего совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат указанной категории граждан.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной как в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 5-П, так и в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 947-О-П, от 01.04.2008 г. № 268-О-П, от 07.02.2008 г. № 383-О-П, 05.02.2009 г. № 149-О-П действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, прав и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 г. на основании ч. 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации установил также, что в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, Правительству Российской Федерации надлежит незамедлительно установить меры их социальной поддержки, а до установления таких мер на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01.01.2005г. - даты вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ.

Статьями 2 и 3 Закона Тверской области от 22.02.2005 г. № 12-ЗО «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» предусмотрено, что право на ежемесячную денежную компенсацию стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг имеют врачи, провизоры, работники со средним меди­цинским и фармацевтическим образованием, педагогические работники государ­ственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения. Ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг выплачивается в размере 150 рублей в месяц на одного человека, подлежит индексации в соответствии с законом <адрес> об областном бюджете <адрес> на соответствующий финансовый год и выплачивается территориальными отделами социальной защиты населения <адрес>.

Законом Тверской области от 20.11.2006 г. № 120-ЗО «О внесении изменений в закон Тверской области «О ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» размер ежемесячной денежной компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг увеличена до 300 рублей, а с 01.04.2013 г. – до 388 руб.

В силу ст. 4 вышеназванного Закона финансовое обеспечение расходов по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящим законом, является расходным обязательством Тверской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона органы местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных настоящим законом Тверской области, для указанных в настоящем законе категорий граждан.

Вышеуказанным нормативным актом были ухудшены условия предоставления льгот медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, что противоречит положениям ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и является недопустимым.

Решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> меры социальной поддержки медицинских работников не устанавливались.

Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.

Учитывая изложенное, руководствуясь вышеназванными нормами права, суд считает, что выплатой денежной компенсации в размере 300 рублей (а с 01.04.2013 г. – до 388 руб.) нарушаются права истцов, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами незначителен.

Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства о здравоохранении граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей имели право на бесплатное представление квартир с отоплением и освещением. Указанной категории работников в соответствии с действующим законодательством должно было производиться полное возмещение расходов как на отопление, так и затрат на электроэнергию в полном объёме. Освещение трактовалось не только как электроэнергия, затрачиваемая на горении лампочек, а в более широком смысле как электроэнергия в целом.

Доводы представителей ответчика о том, что обязательство по возмещению затрат на оплату коммунальных услуг медицинским работникам должно быть возложено на федеральный бюджет противоречит действующему правовому регулированию, так как ГБУЗ «Жарковская ЦРБ» до 12.01,2012 г. являлось муниципальным, а не государственным медицинским учреждением, и обязанность по обеспечению предоставления льгот была возложена на органы местного самоуправления.

Представленные в суд истицами расчеты по определению суммы денежных средств, подлежащих взысканию с ответчиков за отопление жилья за 2010-2012 г.г., суд находит обоснованными, поскольку они произведены на основании Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного Постановлением администрации <адрес> от 29.06.2006 г. № 157-па (в редакции от 30.10.2012 г.). Ввиду отсутствия нормативного правового акта, регулирующего данные спорные правоотношения, суд в силу ч. 3 ст. 11 ГПК РФ применяет нормы права, регулирующие сходные отношения.

Таким образом, требования истцов Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. о взыскании с ответчиков возмещения произведенных истцами фактических расходов на освещение и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в их пользу подлежат удовлетворению.

Требования истца Ковалевой О.А. удовлетворению не подлежат, так как согласно представленным документам она с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Областной клинической больнице <адрес>.

Судом при рассмотрении дела установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ указанные меры социальной поддержки должны были предоставляться истцам (медицинским работникам) из бюджета <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» перешла в областное подчинение. В связи с этим у истцов возникло право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета <адрес>.

Стоимость коммунальных услуг за отопление и освещение подлежит взысканию в пользу истцов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>», а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – с Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет казны <адрес>.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, в суде выступает в качестве надлежащего ответчика главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования.

Аналогичное положение закреплено в подпункте «о» пункта 1 статьи 9 Закона Тверской области от 18.01.2006 № 13-ЗО «О бюджетном процессе в <адрес>».

В соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона Тверской области от 28.12.2011 г. № 92-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на вышеуказанные годы, в соответствии с которой Министерство социальной защиты населения <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета <адрес>.

Согласно подп. «б» п. 13 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 71-пп, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функцию главного распорядителя бюджетных средств областного бюджета <адрес>.

Анализируя в совокупности показания представителя истцов, представителя ответчика - администрации <адрес> Тверской об­ласти и материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованны, подтверждены доказательствами и подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иски Быковой Л.В., Виноградовой С.В., Лапшиной И.А., Марковой Ю.А., Начевко Е.А., Рыженковой А.А., Тимошенковой Н.В., Черновой Н.В. и Якушевой Р.Ф. к администрации <адрес> о взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с администрации <адрес> Тверской об­ласти за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Быковой Л.В. денежную компенса­цию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> Тверской об­ласти за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Виноградовой С.В. денежную компенса­цию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> Тверской об­ласти за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Лапшиной И.А. денежную компенса­цию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Марковой Ю.А. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Начёвко Начевко Е.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Рыженковой А.А. денежную компенсацию стоимости коммуналь­ных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Тимошенковой Н.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Черновой Н.В. денежную компенсацию стоимости комму­нальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «<адрес>» в пользу Якушевой Р.Ф. денежную компенсацию стоимости коммунальных слуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Иски Быковой Л.В., Начевко Е.А. и Тимошенковой Н.В. к Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании денежной компенсации стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет казны <адрес> в пользу Быковой Л.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет казны <адрес> в пользу Начёвко Начевко Е.А. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в раз­мере <данные изъяты>

Взыскать с Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет казны <адрес> в пользу Тимошенковой Н.В. денежную компенсацию стоимости коммунальных услуг за отопление и освещение в размере <данные изъяты>

В иске Ковалевой О.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Жарковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

Председательствующий

1версия для печати
10.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2013Передача материалов судье
14.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2013Судебное заседание
07.08.2013Судебное заседание
12.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2013Дело оформлено
23.01.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее