7р-252
РЕШЕНИЕ
5 мая 2022 года | город Архангельск |
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу защитника закрытого акционерного общества «Лесозавод 25» К. на решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 3 февраля 2022 года,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу № от 22 октября 2021 года закрытое акционерное общество «Лесозавод 25» (далее – ЗАО «Лесозавод 25», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 3 февраля 2022 года постановление должностного лица изменено, административный штраф снижен до 100 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник ЗАО «Лесозавод 25» К. подала жалобу, в которой ставит вопрос об их отмене и прекращении производства, ссылаясь на невиновность юридического лица в инкриминированном правонарушении, а также приводит доводы о повторном привлечении к административной ответственности за вмененное деяние.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, заслушав защитника ЗАО «Лесозавод 25» К., ее поддержавшую, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, 8 ноября 2019 года между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (арендодателем) и ЗАО «Лесозавод 25» (арендатором) заключен договор № аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемый в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В соответствии с пунктом 1.2 договора № арендатору передан лесной участок площадью 6335,4867 га (по данным государственного лесного реестра 6275 га), расположенный по адресу: <адрес>, кварталы 58-69, 80-88, 93-96, 107-111, кадастровые номера: №, №, №, категория защищенности: защитные и эксплуатационные леса, вид разрешенного использования: заготовка древесины.
В силу пункта 6.1 договора № срок его действия с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет.
По условиям данного договора арендатор обязался осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (подпункт «н» пункта 3.4 договора №), не позднее, чем за один месяц до начала лесовосстановительных работ представлять арендодателю проекты лесовосстановления, а также информацию и документы, подтверждающие качество посевного и посадочного материала и его происхождение (подпункт «з» пункта 3.4 договора №).
Согласно проекту лесовосстановления, утвержденному представителем ЗАО «Лесозавод 25» 31 августа 2020 года, в период с 1 октября 2020 года по 30 ноября 2020 года на площади 7,2 га в квартале 96 выделах 1 и 5 <адрес> запланирована посадка лесных культур с закрытой корневой системой, предусмотрена механизированная подготовка почвы лесным орудием в агрегате с трактором ТДТ-55 бороздами шириной 0,9-1,1 м с расстоянием между бороздами 4-4,5 м.
21 и 30 сентября 2020 года в данный проект освоения лесов внесены изменения в части замены посадочного материала на сеянцы с открытой корневой системой, а также ширины подготовленных полос до 0,7-0,9 м с расстоянием между бороздами 3,5-4 м, способ подготовки почвы остался прежним.
31 декабря 2020 года ЗАО «Лесозавод 25» предоставлен отчет по форме 1-ВЛ «Отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении» за январь – декабрь 2020 года, в котором в строке 16 указана подготовка почвы под лесные культуры в квартале 96 выделах 1 и 5 <адрес> на площади 2,2 га, в том числе выделе 1 – на площади 0,1 га, в выделе 5 – на площади 2,1 га.
Выполнение работ по созданию лесных культур на площади 2,2 га в указанных выделах подтверждено актом технической приемки лесных культур от 16 ноября 2020 года. Невозможность выполнения подобных работ на остальной площади обусловлена заболоченностью почвы, наличием недоруба и ветровала.
24 сентября 2021 года должностным лицом Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу в отношении ЗАО «Лесозавод 25» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу № от 22 октября 2021 года ЗАО «Лесозавод 25» привлечено к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ за невыполнение работ по воспроизводству лесов, а именно за невыполнение подготовки почвы под лесные культуры на площади 5 га на лесном участке, расположенном в выделах 1 и 5 квартала 96 <адрес> в нарушение частей 1, 2 статьи 61, частей 1, 5, 6 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации.
С таким выводом согласился судья районного суда, рассмотрев жалобу, поданную защитником юридического лица З., в порядке статей 30.1 – 30.2 КоАП РФ.
Оставляя без изменения постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу, судья районного суда не учел, что должностными лицами данного Департамента проводилась документарная проверка договоров аренды лесных участков на территории Архангельской области, в их числе, заключенных с ЗАО «Лесозавод 25», в рамках которой установлен факт не проведения работ по искусственному лесовосстановлению на площади 5 га в выделах 1 и 5 квартала 96 <адрес>: по подготовке почвы и посадке лесных культур на указанном лесном участке.
По результатам данной документарной проверки, должностными лицами Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу вынесены определения о возбуждении двух дел об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Лесозавод 25», а по итогам их рассмотрения – два постановления о назначении административного наказания по статье 8.27 КоАП РФ в каждом случае: № от 22 октября 2021 года, вынесенное заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу, и № от 8 сентября 2021 года, вынесенное начальником отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу.
Постановлением № от 22 октября 2021 года ЗАО «Лесозавод 25» привлечено к административной ответственности за невыполнение работ по воспроизводству лесов в части невыполнения подготовки почвы под лесные культуры на площади 5 га на лесном участке, расположенном в выделах 1 и 5 квартала 96 <адрес>, а постановлением № от 8 сентября 2021 года - за невыполнение работ по воспроизводству лесов в части невыполнения искусственного лесовосстановления на том же лесном участке.
Между тем выявленные нарушения законодательства по воспроизводству лесов и лесовосстановлению образуют состав одного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.27 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление.
В силу положений статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия, на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 приведенной нормы искусственное лесовосстановление (невыполнение которого инкриминировалось ЗАО «Лесозавод 25») представляет собой деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений, в том числе посев, посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, агротехнический уход за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста), а также иные мероприятия.
Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года N 188 утверждены Правила лесовосстановления (действовавшие в период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности), устанавливающие критерии и требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 10 названных Правил лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, и считаются завершенными после отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 64.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Разделом III настоящих Правил определены мероприятия по проведению искусственного и комбинированного лесовосстановления.
Проведению данных мероприятий предшествует обследование лесного участка (пункт 28 Правил N 188) и подготовка лесного участка для создания лесных культур (пункт 29 Правил N 188).
Согласно пункту 30 Правил N 188 подготовка лесного участка к созданию лесных культур включает: маркировку линий будущих рядов лесных культур или полос обработки почвы и обозначение мест, опасных для работы техники; сплошную или полосную (частичную) расчистку площади от валежника, камней, нежелательной древесной растительности, мелких пней, стволов усохших деревьев; корчевку пней, препятствующих движению техники или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники; планировку поверхности лесного участка, при необходимости проведение мелиоративных работ, нарезку террас на склонах; при необходимости - предварительную борьбу с вредными почвенными организмами; на заболоченных, избыточно увлажненных почвах - проведение осушительных мероприятий.
По окончании подготовительных работ выполняются мероприятия по созданию лесных культур методами, предусмотренными данными Правилами.
В совокупности вышеперечисленные мероприятия определяют собой комплекс работ по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, подготовка почвы к искуственному лесовосстановлению является одним из этапов лесовосстановительных работ. Однако невыполнение каждого этапа таких работ не образует самостоятельного состава административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Вынесение двух постановлений о назначении административного наказания за совершение деяния, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, с указанием в качестве объективной стороны невыполнения различных этапов лесовосстановительных работ на одном и том же лесном участке свидетельствует о том, что ЗАО «Лесозавод 25» дважды понесло административную ответственность за одно и то же административное правонарушение, что не допускается законом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению ввиду наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
С учетом изложенного решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 3 февраля 2022 года и постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу № от 22 октября 2021 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 24.5, пунктов 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу защитника ЗАО «Лесозавод 25» К. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-западному федеральному округу № от 22 октября 2021 года и решение судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 3 февраля 2022 года, вынесенные в отношении ЗАО «Лесозавод 25» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Лесозавод 25» прекратить ввиду наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Судья Я.С. Рохина