Дело №2-3902/2021
2.068
УИД 16RS0049-01-2021-009761-06
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 октября 2021 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Л.М. Нуруллиной,
при секретаре судебного заседания А.Р. Бухарбаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по ... ... о назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратилась в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по ... ... о назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска указано, что истец обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного России в ... ... о назначении досрочной страховой пенсии, указав, что --.--.---- г. она обратилась в УПФР в ... ... с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Ответчик в назначении досрочной страховой пенсии отказал в связи с отсутствием требуемого специального педагогического стажа.
--.--.---- г. истец повторно обратилась в Управление ПФР в ... ..., ответчик повторно отказал ввиду отсутствия требуемого педагогического стажа.
Решением ответчика в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды: периоды работы истца с --.--.---- г. по --.--.---- г. (2 года 1 месяц 24 дня) и с --.--.---- г. по --.--.---- г. (2 года 7 месяцев 27 дней) в должности воспитателя, так как в данный период учреждение именовалось «Коммунальное дошкольное образовательное учреждение».
Стаж работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. (2 месяца 21 день) также не включен в стаж, поскольку учреждение именовалось «Дошкольным образовательным учреждением».
Управлением Пенсионного фонда указано, что на момент обращения истицей выработано 22 года 10 месяцев 14 дней.
Ответчик не включает данные периоды в специальный стаж, мотивируя тем, что данные типы учреждений не предусмотрены «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ №-- от --.--.---- г..
В спорные периоды с --.--.---- г. по --.--.---- г. и с --.--.---- г. по --.--.---- г. истец работала воспитателем и осуществляла педагогическую деятельность в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении.
Считает отказ Управления Пенсионного фонда России в ... ... незаконным.
В связи с вышеизложенным истец просила признать решение УПФ в ... ... от --.--.---- г. и от --.--.---- г. незаконными, включить в специальный педагогический стаж период работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. и с --.--.---- г. по --.--.---- г. в качестве воспитателя КДОУ №--, период работы с --.--.---- г. по --.--.---- г. в качестве воспитателя ДОУ №-- и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию.
В ходе рассмотрения дела истец увеличила исковые требования и так же просила взыскать с ответчика в ее пользу моральный вред в размере 5000 рублей.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить в полном объеме и обязать ответчика назначить страховую пенсию с --.--.---- г..
Представитель ответчика ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила возражение на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Судом установлено, что истец --.--.---- г. обратилась в Управление Пенсионного фонда в ... ... с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением Управления Пенсионного фонда в ... ... №-- от --.--.---- г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемой выслуги 25 лет.
--.--.---- г. истец вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Управления Пенсионного фонда в ... ... №-- от --.--.---- г. истцу вновь было отказано в назначении досрочной страховой пенсии.
Как следует из указанных решений, в специальный стаж истца не включены периоды работы с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №--, с --.--.---- г. по --.--.---- г. и с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении №--, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. №--, наименование учреждения «Дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено.
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж истца периодов работы с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя в Коммунальном дошкольном образовательном учреждении №--, с --.--.---- г. по --.--.---- г. год и с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении №--, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от --.--.---- г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от --.--.---- г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от --.--.---- г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до --.--.---- г..
Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно пункту 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №--, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей. Дошкольные образовательные учреждения включают в себя: детские сады всех наименований, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Согласно п. 18 части 2 Федерального закона от --.--.---- г. №273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу пункта 1 части 3 статьи 12 вышеуказанного Закона к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 23 указанного Закона в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Судом установлено, что ФИО5 была принята --.--.---- г. в детский сад №-- на должность воспитателя в детский сад №--, --.--.---- г. уволена в связи с ликвидацией ДОУ №--. --.--.---- г. принята на должность воспитателя в дошкольное образовательное учреждение № ... ..., где работает по настоящее время (л.д. 19-21).
Согласно ответу Министерства образования Республики Татарстан №-- от --.--.---- г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение /ДОУ/ это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности и в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад присмотра и оздоровления, центр развития ребенка. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение это и есть детский сад.
В уставе Коммунального дошкольного образовательного учреждения №---... ..., утвержденного --.--.---- г., указано, что ДОУ осуществляет образовательную деятельность.
В трудовой книжке истца имеется запись от --.--.---- г. о том, что изменен тип муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №-- комбинированного вида» на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №-- комбинированного вида». В данном учреждении истец работает по настоящее время, что подтверждается представленной справкой МАДОУ «Детский сад №-- комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» ... ....
В соответствии с уставом Коммунального дошкольного образовательного учреждения №-- «Детский сад комбинированного вида» от --.--.---- г., детский сад осуществляет образовательную деятельность по программам: программа воспитания и обучения в детском саду, программа обучения детей татарскому языку и другие…
Проанализировав представленные доказательства, суд считает, что, несмотря на смену наименования статус учреждения, его функции, цели и задачи не изменились, поскольку по виду дошкольное образовательное учреждение было детским садом, коим значится и сейчас.
Как видно из содержания Уставов, действующих в период его деятельности, учреждение осуществляло одни и те же функции и задачи: присмотр, уход и воспитание детей.
Таким образом, суд считает, что решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж истца периодов работы с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя Коммунального дошкольного учреждения №--, с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №-- являются незаконными, в связи с чем, данный период подлежит включению в специальный стаж.
То обстоятельство, что наименование учреждения не предусмотрено вышеуказанным Списком, не может нарушать права истца, поскольку установлено, что изменилось лишь наименование организации, а функции остались те же, что и до изменения наименования.
Учитывая, что спорные периоды судом включены в специальный стаж работы истца и на момент обращения истца к ответчику ее стаж работы составляет более 25 лет (на --.--.---- г.), то у истца возникает право на назначение льготной пенсии с --.--.---- г., то есть с момента ее повторного обращения к ответчику, в связи с чем, ее требования о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с --.--.---- г. подлежат удовлетворению.
Также истцом заявлено требование о возмещении морального вреда в размере 5 000 рублей.
В соответствии с абзацем 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от --.--.---- г. №-- "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" установлено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в силу буквального содержания приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Моральный вред, причиненный нарушениями имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Статья 1069 ГК РФ, регулирующая гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный публичной властью, прямо не предусматривает компенсации морального вреда гражданину или юридическому лицу.
Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства не добыто, а истцом не представлено доказательств причинения вреда неимущественным правам и благам истца виновными действиями ответчика. Требования истца основаны на нарушении его имущественных прав на получение пособия на ребенка.
Таким образом, требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по ... ... о назначении досрочной страховой пенсии и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда России в ... ... включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы ФИО1 с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя Коммунального дошкольного учреждения №--, с --.--.---- г. по --.--.---- г., с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №--, признав незаконными решения Управления Пенсионного фонда в ... ... №-- от --.--.---- г. и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по РТ №-- от --.--.---- г. в части невключения указанных периодов в специальный стаж работы ФИО1.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда России в ... ... назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с --.--.---- г..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Ново-Савиновский районный суд ... ... Республики Татарстан.
Судья Л.М. Нуруллина