Мировой судья Голованова А.Е. Дело №
Судебный участок №9 г. Петрозаводска УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
08 августа 2023 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сучилкина Инга Сергеевна, при секретаре Васильевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного налогового инспектора Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Уховой Е.С. на постановление мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Милехиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, являющейся директором ООО «КЛИНИНГ ПТЗ»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшим обязанности мирового судьи№9 г.Петрозаводска Республики Карелия, от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении Милехиной А.А. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В жалобе государственного налогового инспектора Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Уховой Е.С. выражается несогласие с вынесенным по делу постановлением и ставится вопрос о его отмене. В обоснование своих требований заявитель указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, формируется и ведется Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИР БО). Соответствующие изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерской учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) внесены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №444-ФЗ. В целях формирования ГИР БО экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей (п.3 ст.18 Закона о бухгалтерском учете). Таким образом, налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в силу прямого указания закона осуществляет также деятельность по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ссылаясь на ч.4 ст.18 Закона о бухгалтерском учете, указывает, что данный закон освободил отдельные организации от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИР БО, но наряду с этим, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №447-ФЗ симметричным образом внесены изменения в ст.23 Налогового кодекса РФ, а именно изменен подпункт 5, статья дополнена подпунктом 5.1, в соответствии с которыми определен и ограничен круг налогоплательщиков, обязанных представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган – это организации, освобожденные от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИР БО. Данные организации представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения и орган государственной статистики по месту государственной регистрации в течение трех месяцев после окончания отчетного года. Указывает, что на организации, которые обязаны размещать свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ГИР БО, положение пп.5.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, обязывающее представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность только те организации, у которых отсутствует обязанность представлять такую отчетность в ГИР БО, не распространяется. С ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование отношений по представлению данной категорией налогоплательщиков бухгалтерской отчетности в налоговый орган осуществляется исключительно нормами Закона о бухгалтерском учете, который не относится к актам законодательства о налогах и сборах. Уточняет, что непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, в данном случае налогового органа по формированию и ведению ГИР БО, охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ. В то время как объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, составляют действия по непредставлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Полагает, что срок для предоставления бухгалтерской отчетности ООО «<данные изъяты>» законодательством о налогах и сборах не установлен, а порядок и сроки представления указанной отчетности установлены Законом о бухгалтерском учете, не относящемся к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, такое деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, а должно быть квалифицировано по ст.19.7 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Бокша А.И., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил удовлетворить заявленные требования.
Милехина А.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом.
Заслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба направлена в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3, частями 2, 7, 8 и 9 статьи 19.34 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен по тем основаниям, что Милехина А.А. ДД.ММ.ГГГГ, являясь директором ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, в нарушение чч.4,5 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не представила в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2022 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, указанная отчетность в электронном виде по ТКС была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного протокола и иных материалов дела мировой судья пришел к выводу, что действия по непредставлению директором ООО «<данные изъяты>» Милехиной А.А. в установленный законодательством о налогах и сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, подлежат квалификации по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст.19.7 КоАП РФ, при этом, учел, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.6 и ст.19.7 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства, что исключает возможность переквалификации вмененного Милехиной А.А. правонарушения, в связи с чем вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении Милехиной А.А. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ) устанавливаются единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ).
В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно чч.2,3 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.
На основании ч.4 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ от представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются: организации бюджетной сферы; Центральный банк Российской Федерации; религиозные организации; организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации; организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, в данном случае налогового органа по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
При этом объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, образуют действия по непредставлению в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, доводы, изложенные в жалобе, заслуживают внимания.
В силу ч.1, ч.1.1 ст.4.5 КоАП РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.5 и 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ составляет девяносто календарных дней со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Вменяемое Милехиной А.А. административное правонарушение согласно протоколу об административном правонарушении совершено ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности девяносто календарных дней, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из разъяснений п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и по истечении срока давности привлечения к административной ответственности проверка и оценка доводов об отсутствии состава административного правонарушения может быть дана лишь по жалобе лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности не может возобновляться обсуждение вопроса об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу было прекращено.
Также не вправе входить в обсуждение виновности лица и судья при пересмотре дела по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, усматривая состав административного правонарушения, при том, что постановление вынесено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку в данном случае может быть ухудшено положение лица, привлекаемого к ответственности.
Принимая во внимание изложенное и учитывая невозможность в силу п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, судья приходит к выводу, что правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьей 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия, от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Милехиной А.А. оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>).
Судья И.С. Сучилкина