Дело № 2-3370/2023 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 ноября 2023 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Конышевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Пермского края к Ткаченко Ивану Анатольевичу о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство) обратилось в Верещагинский районный суд Пермского края с иском к Ткаченко Ивану Анатольевичу о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, штрафа. Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Пермского края и Ткаченко И.А. заключен договор о целевом обучении в ФГБОУ ВО «ПГМУ им. академика Е.А.Вагнера» Минздрава России, в соответствии с которым Министерство в период обучения приняло на себя обязательство оказывать Ткаченко И.А. меры социальной поддержки в виде денежных выплат в размере 121 000 рублей за каждый год обучения, а Ткаченко И.А. принял на себя обязательство освоить образовательную программу по специальности и по окончании обучения отработать врачом-анестезиологом-реаниматологом не менее 3-х лет в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Пермского края «Верещагинская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ ПК «Верещагинская ЦРБ», Учреждение). ДД.ММ.ГГГГ ответчик принят в Учреждение на должность врача-анестезиолога-реаниматолога и ДД.ММ.ГГГГ уволился из Учреждения по собственному желанию, тем самым нарушил обязательство отработать в Учреждении не менее 3 лет. Таким образом, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных договором, Ткаченко И.А. обязан возместить Министерству в течение трех месяцев расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки – денежные выплаты в размере 121 000 рублей, а также уплатить штраф в двойном размере в сумме 242 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес Ткаченко И.А. направлено требование о добровольном исполнении обязательств, которое до настоящего времени не исполнено. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в размере 121 000 рублей, штраф в размере 242 000 рублей.
Определением Верещагинского районного суда Пермского края от 02.08.2023 настоящее гражданское дело передано по подсудности в Пермский районный суд Пермского края (л.д. 43).
Истец - Министерство здравоохранения Пермского края представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Ответчик Ткаченко И.А. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Ткаченко И.А. – Маджуга С.С., действующий на основании доверенности, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие ответчика, просит применить срок исковой давности по заявленным истцом требованиям, поскольку истец узнал о нарушении своего права в январе 2018 года после увольнения ответчика.
Третье лицо - ГБУЗ ПК «Верещагинская центральная районная больница» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, представило отзыв на исковое заявление, в котором просит исковые требования истца удовлетворить.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Согласно ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абз. 8 ч. 1 ст. 21 ТК РФ относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным Кодексом, иными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 196 ТК РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора о целевом обучении от ДД.ММ.ГГГГ) необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Положениями статьи 197 ТК РФ определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 ТК РФ.
Частью 1 статьи 198 ТК РФ предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 ТК РФ, в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Из правового регулирования порядка заключения работодателем ученического договора на профессиональное обучение с лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя, следует, что обязанность такого лица возместить затраты, связанные с его обучением, понесенные работодателем, возникает в связи с намерением работодателя заключить трудовой договор с данным лицом по окончании обучения и невыполнением учеником после окончания обучения обязательства отработать у данного работодателя установленный ученическим договором период.
В соответствии с ч. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с ч. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату заключения договора о целевом обучении от 19.06.2014) (далее - Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со ст. 100 Закона об образовании контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Обучение за счет бюджетных ассигнований осуществляется на основании квоты (ч. 2 ст. 56 Закона об образовании).
Из ч. 3 ст. 56 Закона об образовании следует, что целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином соответствующим органом или организацией, в уставном капитале которой присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Трудоустройство гражданина в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией, является существенным условием договора о целевом обучении (п. 2 ч. 6 ст. 56 Закона об образовании).
Согласно ч. 7 ст. 56 Закона об образовании гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.
Кроме того, особенности заключения и исполнения договора о целевом обучении, а также ответственность за исполнение обязательств по нему в спорный период регламентировалась Правилами заключения и расторжения договора о целевом обучении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 (вместе с «Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Пермского края и Ткаченко И.А. (гражданин) заключен договор о целевом обучении № 10-14, в соответствии с которым гражданин обязуется освоить образовательную программу по уровню образования: высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры; направление подготовки (специальность): ДД.ММ.ГГГГ «Анестезиология-реаниматология», реализуемую в Пермской государственной медицинской академии имени академика Е.А. Вагнера, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с МБМУ «Верещагинская районная больница» (организация), а организация обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом (п. 1 договора о целевом обучении) (л.д. 18-10).
Гражданин обязан возместить организации в течение трех месяцев расходы, связанные с предоставлением гражданину мер социальной поддержки, в также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением гражданину мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором; после заключения трудового договора (контракта) с МБМУ «Верещагинская районная больница», отработать в данной организации не менее трех лет (пп. «е, з» п. 5 договора о целевом обучении).
Договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует до заключения трудового договора (контракта) (п. 8 договора о целевом обучении).
На основании приказа №/п от ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко И.А. принят на работу в отделение анестезиологии-реанимации ГБУЗ ПК «Верещагинская центральная районная больница» врачом-анестезиологом-реаниматологом, в связи с чем с ним заключен ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор (л.д. 11).
Из выписок из лицевого счета за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерством здравоохранения Пермского края производились денежные выплаты по договору о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ за Ткаченко И.А. в сумме 121 000 (л.д.33, 33 (оборот)).
В соответствии с приказом №/у от ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко И.А. – врач-анестезиолог-реаниматолог уволен с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 3 части первой статьи 77 ТК РФ по собственному желанию, основанием к увольнению Ткаченко И.А. явилось его личное заявление (л.д. 13, 37).
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ПК «Верещагинская центральная районная больница» в адрес Министерства здравоохранения Пермского края направлено уведомление об увольнении Ткаченко И.А. по собственному желанию с 09.01.2018 (л.д. 12).
Судом установлено, что Ткаченко И.А. не исполнил обязательства по договору о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ, доказательства обратного ответчиком суду не предоставлены.
Со стороны ответчика поступило заявление о применении срока исковой давности по заявленным истцом требованиям.
Представитель ответчика указывает на то, что истцом пропущен установленный ст. 196 ГК РФ трехгодичный срок для обращения в суд, который истек в феврале 2022 года.
Из определенных договором о целевом обучении № от ДД.ММ.ГГГГ условий следует, что приведенный договор заключен между Министерством здравоохранения Пермского края как работодателем и Ткаченко И.А. с целью дальнейшего трудоустройства ответчика в ГБУЗ ПК «Верещагинская центральная районная больница» по окончании его обучения. Такой контракт, по смыслу ч. 1 ст. 198 ТК РФ, является ученическим договором, заключаемым между работодателем и лицом, претендующим на осуществление трудовой функции у данного работодателя.
Соответственно, дела по спорам об исполнении обязательств по договору о целевом обучении являются индивидуальными трудовыми спорами, поэтому к данным отношениям подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Заявляя о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящим иском, представитель ответчика ссылался на то, что истец узнал о нарушении своего права в январе 2018 года, то есть после увольнения ответчика из ГБУЗ ПК «Верещагинская центральная районная больница».
Из материалов дела следует, что Ткаченко И.А. уволен из числа сотрудников ГБУЗ ПК «Верещагинская центральная районная больница» по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией, направленной Учреждением в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок обращения в суд, по мнению суда, следует исчислять с даты увольнения ответчика из Учреждения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, срок для обращения с заявленным иском истек ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с настоящим иском Министерство здравоохранения Пермского края обратилось ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного срока. Ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд истцом не заявлялось, доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска срока, в материалы дела не представлены.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, общий срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, составляющий три года, истек ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, в силу положений статьи 199 ГК РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, следовательно, исковые требования Министерства здравоохранения Пермского края к Ткаченко Ивану Анатольевичу о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, штрафа подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства здравоохранения Пермского края к Ткаченко Ивану Анатольевичу о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, штрафа оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья /подпись/ М.В. Степанова
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2023 года.
Судья М.В. Степанова
подлинник подшит
в гражданском деле № 2-3370/2023
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0014-01-2023-000963-52