Дело №2-901/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2020 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Онжолова М.Б.,
при секретаре Байбаевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ашурлаева ФИО7 к Ашурлаевой ФИО8 о признании договоров недействительными, применении последствий признания сделок недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Ашурлаев М-А.М-Р. обратился в суд с исковым заявлением к Ашурлаевой Р.М. о признании договоров недействительными, применении последствий признания сделок недействительными.
В обосновании иска указал, что между ним и Ашурлаевой Р.М. заключен договор купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок, согласно которому он передает ответчику 33/50 доли в праве общей собственности на земельный участок, общей площадью 168,7 кв.м, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>. 10.10.2019 между истцом и ответчиком также заключен договор купли-продажи доли в праве собственности на жилой дом, согласно которому Ашурлаев М-А. М-Р. передает Ашурлаевой Р.М. 13/50 доли в праве общей собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Также указал, что договора купли-продажи, заключенные между ними составлены в простой письменной форме, без нотариального удостоверения, что не соответствуют требованию закона. На сегодняшний день истец лишен своего права пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, так как ответчиком ему чинятся препятствия, а именно перекрыт проход к жилому дому.
В связи с чем просит признать договор купли-продажи 33/50 доли в праве собственности на земельный участок, заключенный 10.10.2019 между Ашурлаевым М-А.М-Р. и Ашурлаевой Р.М. недействительным, применить последствия признания сделки недействительной путем аннулирования записи о праве собственности №, признать договор купли-продажи 13/50 доли в праве собственности на жилой дом, заключенный 10.10.2019 между Ашурлаевым М-А.М-Р. и Ашурлаевой Р.М. недействительным, применить последствия признания сделки недействительной путем аннулирования записи о праве собственности №.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, однако от представителя истца – Абдусамадовой Л.А. поступило заявление, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась и дело рассмотрено в порядке заочного производства. Определением суда принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу принципа состязательности, равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ) и требований ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, для чего может представлять доказательства сама, либо просить помощи суда в их истребовании.
В соответствии с ч.1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права. Выбор способа защиты гражданских прав не может быть произвольным.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту гражданских прав.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с частью 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Как усматривается из материалов дела, 10.10.2019 между Ашурлаевым М-А. М-Р. и Ашурлаевой Р.М. заключен договор купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок, согласно которому Ашурлаев М-А. М-Р. передает Ашурлаевой Р.М. 33/50 доли в праве общей собственности на земельный участок, общей площадью 168,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
10.10.2019 между Ашурлаевым М-А. М-Р. и Ашурлаевой Р.М. также заключен договор купли-продажи доли в праве собственности на жилой дом, согласно которому Ашурлаев М-А. М-Р. передает Ашурлаевой Р.М. 13/50 доли в праве общей собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Отчуждаемая 13/50 доля в праве собственности на жилой дом состоит из Литера «Б», которая включает в себя: жилую комнату №1 площадью 7,5 кв.м., кухню №2 площадью 10,8 кв.м., жилую комнату №3 площадью 20,0 кв.м., жилую комнату №4 площадью 8,8 кв.м., галерею №5 площадью 15,0 кв.м., веранда площадью 11,9 кв.м., что составляет 74,0 кв.м.
Согласно п. 1 ст. 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
Согласно ч.1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что договора купли-продажи, заключенные между Ашурлаевым М-А. М- Р. и Ашурлаевой Р.М. 10.10.2019 года составлены в простой письменной форме, без нотариального удостоверения, что не соответствуют требованию закона.
Согласно ст.550 ГК РФ несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В соответствии со ст. 550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).В соответствии со ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Пунктом 2 ст. 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Следовательно, согласно вышеприведенным нормам, оспариваемые договора купли-продажи являются ничтожными сделками и подлежат признанию их недействительными.
Однако, несмотря на это, спорные договора зарегистрированы в Управлении Росреестра по РД, о чем имеются записи о регистрации права собственности Ашурлаевой Р.М., которые также подлежат аннулированию.
Кроме того, в договоре купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок неверно определена доля земельного участка, которая продана Ашурлаевой Р.М.
Судом также установлено, что в указанном выше договоре не указана площадь земельного участка, которая продана Ашураевой Р.М., в результате чего истец был введен в заблуждение относительно указанных в договоре долей.
Земельное законодательство основано на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в соответствии с этим принципом все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 4 подпункта 2 пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.
Пунктом 1 статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации также закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, провозглашенный Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с этими нормами при переходе права собственности (независимо от способа перехода) на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, судом установлено, что Ашурлаев М-А. М-Р. лишен своего права пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, так как ответчиком ему чинятся препятствия, поскольку последней перекрыт проход к жилому дому.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что доводы истца, отраженные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и признаются судом достоверными, поскольку они подтверждаются вышеуказанными доказательствами.
На основании чего, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению, в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ашурлаева ФИО9 к Ашурлаевой ФИО10 о признании договоров недействительными, применении последствий признания сделок недействительными, удовлетворить.
Признать договор купли-продажи 33/50 доли в праве собственности на земельный участок, заключенный 10.10.2019 между Ашурлаевым М-А.М-Р. и Ашурлаевой Р.М. недействительным.
- применить последствия признания сделки недействительной путем аннулирования записи о праве собственности №.
- признать договор купли-продажи 13/50 доли в праве собственности на жилой дом, заключенный 10.10.2019 между Ашурлаевым М-А.М-Р. и Ашурлаевой Р.М. недействительным.
- применить последствия признания сделки недействительной путем аннулирования записи о праве собственности №.
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2020 года.
Мотивированное решение в окончательной форме вынесено 21 марта 2020 года.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Б. Онжолов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>