Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-87/2023 ~ М-52/2023 от 09.03.2023

Дело № 2-87/2023

УИД 76 RS0007-01-2023-000073-49

Мотивированное решение изготовлено 28.03.2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2023 года

    Пошехонский районный суд Ярославской области в составе

    Исполняющего обязанности судьи Альштадт С.Н.

    при секретаре Ганичевой Н.В.,

    с участием прокурора Туршиной С.В.

    представителя ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ Егорова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании г. Пошехонье Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области и ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, в котором просит обязать департамент здравоохранения и фармации Ярославской области в срок до 01 июля 2024 года профинансировать, а Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Пошехонская центральная районная больница (далее ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ) в течение шести месяцев с момента финансирования оснастить структурное подразделение Патринский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, деревня Патрино улица Колхозная дом 16, необходимым медицинским оборудованием в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н, медицинским оборудованием, а именно: рабочее место фельдшера персональным компьютером с выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; электрокардиографом портативным 3– или 6-канальным, автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом; дыхательным аппаратом ручным (мешком Амбу); пульсоксиметром портативным; спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.

    В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ и его структурное подразделение – Патринский фельдшерско-акушерский пункт на основании лицензии № ЛО-76-01-0011383 от 17 ноября 2014 года осуществляют определенные виды медицинской деятельности. В нарушение действующего законодательства в области охраны здоровья в Патринском фельдшерско-акушерском пункте отсутствует указанное медицинское оборудование, что нарушает права граждан на своевременное и качественное оказание медицинское помощи.

    В судебном заседании прокурор Туршина С.В. исковые требования поддержала.

    Представитель ответчика ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ по доверенности Егоров В.В. исковые требования признал в полном объеме.

    Ответчик Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, возражений относительно заявленных требований не представил.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

    Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

    Статьей 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323) предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

    Согласно статье 4 Федерального закона № 323 основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи.

    В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающее правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации (далее Положение).

    Согласно пункту 2 Положения, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями.

    В силу п. 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.

    В соответствии с пунктом 9 Положения первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

    Приложением № 15 к Положению утверждены правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

    В силу п.2 указанных Правил фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

    Согласно п.11 Правил основными задачами ФАПа в числе прочих являются диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; организация патронажа детей и беременных женщин; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

    Стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта предусмотрен Приложением №14 к Положению и предусматривает конкретный перечень медицинского оборудования.

    Из материалов дела следует, что на территории Пошехонского района медицинская помощь населению оказывается государственным учреждением здравоохранения Пошехонская центральная районная больница (далее ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ) на основании лицензии № ЛО-76-01-0011383 от 17 ноября 2014 года.

    Согласно п.1.8 Устава ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ имеет территориально обособленное структурное подразделение, не являющееся её филиалом, - Патринский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, деревня Патрино улица Колхозная дом 16.

    Патринский фельдшерско-акушерский пункт оказывает первичную доврачебную, медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях.

    Проведенной прокуратурой Пошехонского района в январе 2023 года проверкой установлено, что Патринский фельдшерско-акушерский пункт не укомплектован оборудованием в соответствии со Стандартом.

    Так, рабочее место фельдшера не оборудовано персональным компьютером с выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; отсутствуют электрокардиограф портативный 3 – или 6-канальный; автоматический дефибриллятор; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; одеяло с подогревом; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); пульсоксиметр портативный; спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками); набор для проведения коникотомии одноразовый; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления.

    Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.         

    Стандарты оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, содержащие исчерпывающий перечень строго определенных медицинских изделий и иного оборудования, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

    Отсутствие в Патринском фельдшерско-акушерском пункте необходимого медицинского оборудования не отвечает требованиям Стандарта оснащения врачебной амбулатории, не соответствует требованиям Федерального закона №323, нарушает права граждан на гарантированное государством своевременное, доступное и качественное оказание медицинской помощи.

    Как следует из Устава, ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ является бюджетным учреждением, его учредителем - департамент здравоохранения и формации Ярославской области (пункты 1.1, 1.2).

    В силу п. 3.1 Устава учредитель формирует и утверждает государственное задание для бюджетного учреждения и осуществляет его финансовое обеспечение.

    Финансирование ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ осуществляется за счет средств областного бюджета (п.6.4).

    Согласно Положению о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 № 52, департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в области охраны здоровья граждан на территории Ярославской области (п.1.1); осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области (пункт 3.2.3); является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, предусмотренных на содержание организаций государственной системы здравоохранения области, находящихся в функциональном подчинении департамента, и реализацию функций, возложенных на департамент, выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ярославской области (п. 5.5, 5.6).

    На основании изложенного суд признает департамент здравоохранения и фармации Ярославской области надлежащим ответчиком по настоящему делу и не усматривает оснований для привлечения департамента финансов Ярославской области к участию в деле в качестве соответчика.

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по оснащению необходимым медицинским оборудованием должна быть возложена на ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ, как лицо, владеющее данным объектом на праве оперативного управления, а департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, как учредитель и главный распорядитель средств бюджета, обязан профинансировать оснащение Патринского фельдшерско-акушерского пункта необходимым медицинским оборудованием.

     Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

     Учитывая конкретные действия, которые обязаны совершить ответчики, объем мероприятий, необходимых для их совершения, баланс интересов сторон, что медицинские организации должны иметь возможность оказывать необходимый объем медицинской помощи ежедневно, суд признает разумными заявленные прокурором сроки для исполнения решения суда.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Прокуратуры Пошехонского района (ИНН 7604008189) к Государственному учреждению здравоохранения Ярославской области «Пошехонская ЦРБ» (ИНН 7624001921), Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области (ИНН 7604044726) удовлетворить.

    Обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области в срок до 1 июля 2024 года профинансировать ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ для оснащения Патринского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, деревня Патрино улица Колхозная дом 16, в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н, медицинским оборудованием, а именно: рабочее место фельдшера персональным компьютером с выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; электрокардиографом портативным 3 – или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом; дыхательным аппаратом ручным (мешком Амбу); пульсоксиметром портативным; спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.     

    Обязать ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ в течение шести месяцев со дня поступления из департамента здравоохранения и фармации Ярославской области необходимых денежных средств обеспечить оснащение структурного подразделения Патринского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, деревня Патрино улица Колхозная дом 16, в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н, медицинским оборудованием, а именно: рабочее место фельдшера персональным компьютером с выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; электрокардиографом портативным 3 – или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом; дыхательным аппаратом ручным (мешком Амбу); пульсоксиметром портативным; спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                         Альштадт С.Н.        

2-87/2023 ~ М-52/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Пошехонского района
Ответчики
ГУЗ ЯО "Пошехонская ЦРБ"
Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области
Суд
Пошехонский районный суд Ярославской области
Судья
Альштадт Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
poshehonsky--jrs.sudrf.ru
09.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Дело оформлено
03.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее