УИД 21RS0024-01-2020-000092-30
№2-654/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Валеевой Э.Х., с участием истца Виноградовой А.Ю., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Виноградовой А.Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости,
установил:
Виноградова А.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности по досрочному назначению ей страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого спецстажа. Однако решением суда в спецстаж истца включены периоды ее работы, нахождения на курсах повышения квалификации, в связи с чем, по подсчетам истца, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ею выработан педагогический стаж, который на указанную дату составил 25 лет 2 мес. 4 дня. Учитывая то, что по новым правилам назначения досрочной пенсии по старости необходимо дополнительно выработать шесть месяцев, истица считает, что такая пенсия ей должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Виноградова А.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании в иске истцу просил отказать по основаниям, изложенным в самом решении управления об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, а также письменном заявлении – возражении на иск.
Рассмотрев исковые требования, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел Виноградовой А.Ю., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 названной статьи.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
требования Виноградовой А.Ю. удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по включению в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Виноградовой А.Ю. периодов:
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Дошкольном образовательном учреждении №;
- нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МБДОУ «Детский сад №».
В удовлетворении требований Виноградовой А.Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
При этом судом было установлено, что с письменным заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости Виноградова А.Ю. обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ за № ответчиком истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией. Фактическая продолжительность специального стажа истца по подсчетам ответчика составила 20 лет 5 месяцев 8 дней, при требуемом специальном стаже – 25 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Виноградова А.Ю. вновь обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с указанной выше нормой. Однако, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № (с учетом решения от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений) Виноградовой А.Ю. вновь было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом фактическая продолжительность специального стажа на момент обращения истца с заявлением ответчиком установлена в 25 лет 2 мес. 4 дня. Основанием же для отказа в назначении пенсии послужило то, что истцом не выработано 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в законную силу решения – ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные доводы пенсионного фонда суд находит несостоятельными в силу следующего.
В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному Федеральному закону.
Так, в соответствии с приложением 7 досрочная страховая пенсия по старости истцу в 2019 году может быть назначена не ранее, чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Суд не может согласиться с доводами пенсионного фонда о том, что исчисление вышеназванного 6-месячного срока должно осуществляться с момента вступления в законную силу решения суда о включении в подсчет специального стажа истца спорных периодов, поскольку решением суда в данном случае фактически была установлена неправомерность действий ответчика по невключению спорных периодов в подсчет специального стажа истца.
Право истца на включение спорного периода работы в подсчет специального стажа не возникло в силу установления судом каких-либо новых обстоятельств, а уже имелось на момент обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Установление в судебном порядке неправомерности действий ответчика и подтверждение указанного обстоятельства вступившим в законную силу решением суда в данном случае не может служить основанием для отказа застрахованному лицу в реализации его пенсионных прав.
Не может вышеназванный 6-месячный срок исчисляться и с момента повторного обращения истца за назначением пенсии, поскольку анализируя положения ч. 1 ст. 8 и ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе Приложение №7, в их совокупности, понятие «назначение пенсии» является фактически производным от понятия «возникновение права на пенсию», то есть сроком, ранее которого пенсия не может быть назначена (за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 22), в том числе и при наличии соответствующего права (выработка стажа), поскольку реализация права на пенсию в силу действующего законодательства носит заявительный характер.
При этом формулировка вышеназванных положений законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что именно наличие возникшего права на досрочную страховую пенсию по старости, то есть наличие совокупности условий: выработки соответствующего специального стажа и истечение 6-месячного срока с момента его выработки, является основополагающим принципом при определении даты, с которой досрочная страховая пенсия (при наличии заявления о назначении пенсии) может быть назначена застрахованному лицу.
Как следует из материалов дела, в частности представленного суду расчета стажа работы истца, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Виноградовой А.Ю. выработалась необходимая продолжительность специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, именно указанная выше дата является для истца датой выработки стажа на соответствующих видах работ (в данном случае 25 лет), соответственно, и датой возникновения права для досрочного назначения страховой пенсии по старости, а потому именно с указанной даты подлежит исчислению срок в 6 месяцев (необходимое условие при назначении пенсии), по истечении которого досрочная страховая пенсия может быть назначена заявителю.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд считает возможным удовлетворить требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
требования Виноградовой А.Ю. удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанность по досрочному назначению Виноградовой А.Ю. страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 17 февраля 2020 года.
Судья С.Н. Тигина