№ 2-4109/2023
УИД 61RS0003-01-2023-004728-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2023 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора», действующей в интересах Токарь В.В. к ОСФР по <адрес>, третье лицо: ООО «Центр протезирования и ортопедии» о признании бездействия незаконным,
установил:
Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора» (далее также - Общество инвалидов), действующее в интересах члена организации Токарь В.В., обратилось в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>) о признании бездействия незаконным и взыскании компенсации за приобретенное средство реабилитации.
В обоснование исковых требований указано, что Токарь В.В., является инвали<адрес>-й группы бессрочно и членом Общества инвалидов.
Индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №.46.61/2022 установлена нуждаемость Токарь В.В. в предоставлении ему технических средств реабилитации, в том числе в виде протеза бедра для купания (8-07-05).
Для изготовления протеза, Токарь В.В. обратился в ООО «Центр протезирования и ортопедии» и самостоятельно приобрел техническое средство реабилитации - протез бедра для купания (8-07-05) по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, стоимостью 105 941,02 руб.
Обязательство по оплате протеза исполнено Токарь В.В. в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №, средство реабилитации получено Токарь В.В., что подтверждается актом сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ №, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ №.
Токарь В.В. направил по почте ответчику заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации, который был получен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок компенсация ответчиком не выплачена.
Истец полагает, что бездействие ответчика незаконно, необоснованно и нарушает права инвалида.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации и взыскать с ответчика сумму невыплаченной компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра для купания в размере 105 941,02 руб.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено производство по делу в части требований о взыскании с ответчика суммы невыплаченной компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра для купания в размере 105 941,02 руб., в связи с отказом истца от иска в этой части.
В судебное заседание представитель Общества инвалидов, действующего в интересах Токарь В.В. не явился, извещен надлежащим образом. От представителя Общества инвалидов по доверенности Дудникова Н.Н. поступило ходатайство, в котором он просил рассмотреть дело в отсутствие истца. Настаивал на удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в длительной невыплате Токарь В.В. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации.
Представитель ответчика ОСФР по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представили возражения на иск, в которых просили отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо ООО «Центр протезирования и ортопедии» уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом. Представили отзыв на исковое заявление, в котором полагали, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце первом пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (действующего на дату подачи заявления Токарь В.В. о выплате компенсации), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Согласно пункту 5 приведенного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления ряда документов.
В силу пункта 6 Порядка решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации
Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом, или путем почтового перевода.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из таких способов является возмещение убытков (абзац девятый названной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Токарь В.В., является инвали<адрес>-й группы бессрочно и членом Общества инвалидов (л.д. 12-14).
Индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №.46.61/2022 установлена нуждаемость Токарь В.В. в предоставлении ему технических средств реабилитации, в том числе в виде протеза бедра для купания (8-07-05) в количестве 1 шт. (л.д. 15-18).
Для изготовления протеза, Токарь В.В. обратился в ООО «Центр протезирования и ортопедии» и самостоятельно приобрел техническое средство реабилитации - протез бедра для купания (8-07-05) по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, стоимостью 105 941,02 руб. (л.д. 19).
Обязательство по оплате протеза исполнено Токарь В.В. в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 22), средство реабилитации получено Токарь В.В., что подтверждается актом сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 20), товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ Токарь В.В. направил ответчику заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации, которые были получены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-26).
В установленный срок компенсация Токарь В.В. ответчиком не выплачена, что явилось основанием для обращения Общества инвалидов в интересах Токарь В.В. с настоящим иском в суд.
В ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком на счет Токарь В.В. перечислена компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 105 941,02 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с чем, от представителя Общества инвалидов по доверенности Дудникова Н.Н. поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части требования к ответчику о взыскании суммы невыплаченной компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра для купания в размере 105 941,02 руб., который был принят судом и дело в этой части прекращено определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, Общество инвалидов настаивало на удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в длительной невыплате Токарь В.В. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации.
Разрешая указанное требование, суд приходит к следующим выводам.
Из разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» следует, что по искам о признании разрешается вопрос о наличии или отсутствии того или иного правоотношения либо отдельных прав и обязанностей участвующих в деле лиц, поэтому суд при удовлетворении иска обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения на те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание.
На основании указанных разъяснений и в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ просьба к суду оценить соответствие действий ответчика материальному закону (признать не соответствующими закону или нормам права) относится к обстоятельствам, на которых истец основывает свое требование (основанию иска), материальный закон, примененный судом к правоотношениям, на которых истец основывает свои требования, указывается в мотивировочной части решения.
Требование Общества инвалидов о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в длительной невыплате Токарь В.В. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, является основанием иска Общества инвалидов о взыскании с ответчика в пользу Токарь В.В. компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, от которого Общество инвалидов отказалось в связи с выплатой Токарь В.В. компенсации в полном объеме после обращения в суд.
В связи с этим, результатом рассмотрения требования истца о признании незаконным бездействия ответчика не будет возложение на ответчика обязанности по совершению в пользу истца конкретных действий, направленных на восстановление нарушенного права.
Судебная защита нарушенного права осуществляется предусмотренными законами способами защиты нарушенного права (ст. 12 ГК РФ).
Поскольку признание бездействия ответчика незаконным в рассматриваемом случае не может являться самостоятельным способом защиты, влекущим восстановление нарушенного права, при этом материальных требований о восстановлении нарушенного данным бездействием прав истцом не заявлено, то оснований для удовлетворении иска Общества инвалидов в интересах Токарь В.В. о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в длительной невыплате Токарь В.В. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, не имеется.
При этом, суд считает необходимым отметить, что отказ в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в длительной невыплате Токарь В.В. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, не препятствует истцу обратиться к ответчику с какими-либо требованиями, основанными на таком бездействии, поскольку бездействие ответчика по настоящему делу законным не признано.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора», действующей в интересах Токарь В.В. к ОСФР по <адрес> о признании бездействия незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.Ю. Молошников
Мотивированное решение суда изготовлено 22.12.2023