24RS0040-01-2023-002956-69
Дело № 2-3647/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 15 августа 2023 года
Норильский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Саньковой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Даевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Брюхановой Е.С. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Истец – КГКУ «УСЗН» обратился в суд с иском к Брюхановой Е.С. о взыскании неосновательного обогащения, мотивируя тем, что 21.07.2022 ответчик обратилась в ТО КГКУ «УСЗН» по г. Норильску с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином (его семьей) трудной жизненной ситуации». 05.08.2022 между КГКУ «УСЗН» и ответчиком был заключен социальный контракт № (далее – социальный контракт) на срок 3 месяца – с 05.08.2022 по 04.11.2022. Согласно указанному социальному контракту, государственная помощь назначается в сумме 71001 руб. Размер ежемесячной (единовременной) денежной выплаты составляет 23667 руб., продолжительность выплаты 3 месяца. В период с 01.08.2022 по 31.10.2022 на расчетный счет ответчика, открытый в ПАО Сбербанк, были перечислены денежные средства в размере 71 001 руб. Брюханова Е.С. представила отчет от 05.09.2022 о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации за период с 05.08.2022 по 31.08.2022, в котором указала о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, к отчету приобщила кассовые чеки; отчет от 06.10.2022 за период с 01.09.2022 по 30.09.2022, в котором указала о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, к отчету приобщила кассовые чеки. Отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации за период с 01.10.2022 по 31.10.2022 Брюхановой Е.С. не предоставлен, с заявлением о продлении срока социального контракта не обращалась, документы, подтверждающие наличие уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств не предоставила, мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки не выполнила. В адрес Брюхановой Е.С. территориальным отделением в досудебном порядке неоднократно направлялись уведомления о расторжении социального контракта и возврате в добровольном порядке полученных денежных средств в размере 71001 руб. До настоящего времени денежные средства на расчетный счет истца не поступили, в связи с чем, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 71001 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2330 руб.
Представитель истца Руденко Т.В. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Ответчик Брюханова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена повесткой, направленной судом по последнему известному месту жительства. Заказное письмо возращено в суд в связи с истечением срока хранения.
Согласно ст.119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
В силу ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Одним из основных принципов гражданского процессуального законодательства является добросовестность действий сторон в процессе реализации принадлежащих им процессуальных прав.
Положения ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривают, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ. Осуществляя регистрацию проживания по тому или иному месту жительства, гражданин подтверждает свое волеизъявление на постоянное или преимущественное проживание по адресу регистрации и принимает на себя обязанность получения судебных извещений по этому адресу.
Заявлений о рассмотрении дела в отсутствие ответчика или об отложении рассмотрения дела, а также сведений об уважительности причин неявки или доказательств в опровержение заявленных исковых требований от ответчика в суд не поступало. Доказательств, подтверждающих уважительные причины не получения (невозможности получения) корреспонденции, суду не представлено.
Таким образом, ответчик в связи с неполучением почтовой корреспонденции фактически отказалась принять судебное извещение, и в соответствии с ч.2 ст.117 ГПК РФ следует признать её надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела.
Судом Брюхановой Е.С. была предоставлена возможность реализовать свои процессуальные права, однако она ей не воспользовалась по своему усмотрению. Учитывая необходимость обеспечения доступа к правосудию и соблюдения баланса интересов сторон, суд рассматривает дело в порядке заочного производства.
Принимая во внимание доводы представителя истца, изложенные в исковом заявлении, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, в том числе в виде излишних выплат денежных средств.
На основании п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Ст. 1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено, что 21.07.2021 Брюханова Е.С. обратилась в ТО КГКУ «УСЗН» по г. Норильску с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
С 01.01.2020 полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в т.ч. на основании социального контракта, осуществляет КГКУ «УСЗН» в лице его территориальных отделений. На территории муниципального образования город Норильск указанные полномочия осуществляет ТО КГКУ «УСЗН» по г. Норильску.
Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» от 18.06.2021 территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п (ред. от 14.10.2021) «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее – Постановление) государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее – Подпрограмма).
Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложении № 2 к Подпрограмме.
В соответствии с подпунктом 3.4.4.10 Постановления мероприятие 2.13 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок) устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Государственная помощь назначается малоимущим одиноко проживающим гражданам, малоимущим семьям в целях повышения качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию (обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и улучшить материальное положение гражданина (семьи гражданина) ( пункт 5 Порядка).
Уполномоченное учреждение при оказании государственной помощи взаимодействует с органами государственной власти Красноярского края, уполномоченными на решение вопросов в целях содействия в реализации малоимущими одиноко проживающими гражданами, малоимущими семьями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, в том числе, иных мероприятий в социальном контракте, направленных на преодоление гражданином (его семьей) трудной жизненной ситуации.
Под иными мероприятиями, направленными на преодоление гражданином (его семьей) трудной жизненной ситуации, понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абз.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №178-ФЗ в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 6 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает иные мероприятия. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (пункт 7 Порядка). Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающий мероприятие по осуществлению иных мероприятий (подпункт 4 пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 13 Порядка, при реализации мероприятия, указанного в подпункте 4 пункта 8 Порядка, заявителю предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (но не более 6 месяцев). В приоритетном порядке оказывается государственная помощь заявителям, проживающим в семьях с детьми.
Согласно пунктам 27, 28 Порядка, уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. Получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятия, указанного в подпункте 4 п. 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин (тяжелая болезнь (беспомощное состояние) получателя (члена семьи получателя, за которым требуется уход), смерть близких родственников, чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства), предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающий мероприятие по осуществлению иных мероприятий (подпункт 4 пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 13 Порядка, при реализации мероприятия, указанного в подпункте 4 пункта 8 Порядка, заявителю предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (но не более 6 месяцев). В приоритетном порядке оказывается государственная помощь заявителям, проживающим в семьях с детьми.
Согласно пунктам 27, 28 Порядка, уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. Получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Уполномоченное учреждение в течение 10 дней со дня получения отчета получателя, осуществляет проверку содержащихся в нем сведений о выполнении получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом программой социальной адаптации, и в случае, если социальным контрактом предусмотрена реализация мероприятия, указанного в подпункте 4 п. 8 Порядка, принимает решение о предоставлении ежемесячной денежной выплаты или об отказе в ее предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин (тяжелая болезнь (беспомощное состояние) получателя (члена семьи получателя, за которым требуется уход), смерть близких родственников, чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, в связи с которыми получатель (его семья) оказывается неспособным (ой) надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства), предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).
В соответствии с пунктом 33 Порядка, при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, подтвержденных соответствующими документами, срок, на который заключен социальный контракт, продлевается не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта. В случае подписания получателем дополнительного соглашения к социальному контракту срок действия социального контракта и программы социальной адаптации не продлевается.
В соответствии с пунктом 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления, в том числе, следующих обстоятельств:
- невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка);
- непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка.
В силу пункта 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании заявления Брюхановой Е.С. от 21.07.2022 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином (его семьей) трудной жизненной ситуации», принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, и 05.08.2022 между КГКУ «УСЗН» и Брюхановой Е.С. был заключен социальный контракт № (далее – социальный контракт) на срок 3 месяца – с 05.08.2022 по 04.11.2022, предметом которого являлось сотрудничество между Управлением и Брюхановой Е.С. по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности ответчика (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), а именно, по осуществлению иных мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абз.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №178-ФЗ в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Согласно социальному контракту от 05.08.2022 ответчику назначена государственная помощь в сумме 71 001 руб. (п. 2.1 социального контракта).
Размер ежемесячной (единовременной) денежной выплаты составляет 23667 руб., продолжительность выплаты 3 месяца (п. 2.1.1 социального контракта).
Предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществлялось путем перечисления денежных средств на счет, открытый Брюхановой Е.С. в ПАО Сбербанк, что подтверждается справкой от 16.02.2023.
В территориальное отделение ответчиком предоставлялись отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации:
- в отчете за период с 05.08.2022 по 31.08.2022 ответчик указала, что ею приобретены одежда, обувь, школьные принадлежности, продукты питания;
- в отчете за период с 01.09.2022 по 30.09.2022 ответчик указала, что приобрела продукты питания.
За период с 01.10.2022 по 31.10.2022 отчет ответчиком не предоставлен.
В адрес Брюхановой Е.С. территориальным отделением в досудебном порядке направлялись уведомления 07.12.2022 и 19.01.2023 о возврате в добровольном порядке полученных денежных средств в размере 71001 руб.
До настоящего времени денежные средства на расчетный счет истца не поступили.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4).
Согласно п. 4 ст. 10 ГК РФ, если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
При указанных обстоятельствах заявленный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судом установлено, что при обращении в суд истцом уплачена государственная пошлина в общем размере 2330 руб., данные расходы подлежат взыскания в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты наследия» к Брюхановой Е.С. о взыскании неосновательного обогащения – удовлетворить.
Взыскать с Брюхановой Е.С. (паспорт №) в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ОГРН 1142468053683) сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 71001 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2330 рубля.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня получения копии заочного решения обратиться в суд, постановивший заочное решение, об отмене этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на выводы суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.Н. Санькова
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2023.