84RS0001-01-2022-000745-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Дудинка 21 декабря 2022 года
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи А.А.Калмыкова,
при секретаре Крыловой Н.Н.,
с участием прокурора Гребенюк А.И.,
представителя ответчика Панова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-573 по иску Красноярского природоохранного прокурора к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о понуждении к получению заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организации площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
У С Т А Н О В И Л :
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации ТДН района, указывая, что по результатам проведенной прокуратурой проверки, было установлено, что ответчику принадлежат контейнеры для накопления твердых бытовых отходов, расположенные возле здания дома № 35 по ул.Советская г.Дудинка. В нарушение положений законодательства, контейнеры установлены не на площадке накопления ТКО, оборудованной твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Помимо этого, в нарушение требований законодательства у ответчика отсутствует заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам мест накопления ТКО. Поэтому просит суд обязать ответчика в двухмесячный срок получить в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с п.7 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года; а также обязать ответчика в шестимесячный срок организовать площадку накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В судебном заседании прокурор Гребенюк А.И. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Панов А.А. в судебном заседании иск не признал, поддержав ранее поданные возражения на иск (л.д.36-37), с указанием, что в силу положений законодательства администрация ТДН района не является органом, уполномоченным на обращение в Роспотребнадзор по вопросу получения заключения о соответствии площадки размещения ТКО санитарно-эпидемиологическим требованиям. Также указывает, что создание и содержание мест накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и на органы местного самоуправления муниципальных районов не возложены.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц администрация г.Дудинка, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. Управление Роспотребнадзора представило заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Рассмотрев иск, заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.13.4 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 года, утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 года, утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила), данные Правила, в числе прочего, устанавливают порядок осуществления накопления и сбора ТКО (п.1).
При этом, для целей указанных Правил, собственники твердых коммунальных отходов, заключившие с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, именуются «потребителями».
Пунктом 9 Правил установлено, что Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Согласно п.3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (п.4).
Пунктом 49 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Дудинка», утвержденных Решением Городского собрания г.Дудинка № 07-0373 от 14.07.2008 года, установлено, что для сбора бытовых отходов и мусора собственники, владельцы объектов благоустройства организуют места временного хранения отходов, осуществляют их уборку и техническое обслуживание.
Таким образом, действующим законодательством предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются ТКО, организовывать площадки накопления указанных отходов, соответствующие требованиям законодательства. Создание таких площадок должно быть ими согласовано с органами местного самоуправления.
Согласно пп.5-7 Правил, Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса. В случае направления запроса срок рассмотрения заявки может быть увеличен по решению уполномоченного органа до 20 календарных дней, при этом заявителю не позднее 3 календарных дней со дня принятия такого решения уполномоченным органом направляется соответствующее уведомление. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Из представленных суду доказательств следует, что прокуратурой была проведена проверка деятельности ответчика в части соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки было установлено, что ответчику принадлежат контейнеры для накопления ТКО, данные контейнеры установлены на асфальте возле дома № 35 по ул.Советская г.Дудинка.
При этом, в нарушение требований ст.13.4 Закона РФ № 89-ФЗ и п.3 СанПиН 2.1.3684-21, площадка накопления ТКО, соответствующая установленным требованиям (твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки), ответчиком не оборудована.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются представленными в деле актами проверок от 30.05.2022 года и 24.10.2022 года, копией муниципального контракта на оказание услуг по вывозу ТКО с указанного места расположения ТКО, заключенного ответчиком с региональным оператором, ответом ответчика на направленное ему прокурором представление об устранении нарушений законодательства (л.д.9-10, 13-20, 24, 27-28).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора к ответчику о понуждении к организации площадки накопления ТКО, соответствующей требованиям п.3 СанПиН 2.1.3684-21, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсуждая вопрос об установлении ответчику срока, необходимого для устранения выявленных нарушений и обустройства площадки накопления ТКО, соответствующей установленным требованиям, суд отмечает, что проведение указанных работ, в том обустройство асфальтового либо бетонного покрытия, в зимних условиях является затруднительным, и с учетом природно-климатических особенностей нахождения г.Дудинка, полагает разумным установление срока исполнения решения суда до 01.10.2023 года.
Суд не приемлет возражений ответчика об отсутствии у него обязанности по оборудованию площадки накопления ТКО, поскольку данная обязанность прямо возложена на него в силу вышеприведенных положений законодательства.
Суд также отмечает, что в соответствии с п.4-7 Правил, не предусмотрена обязанность заинтересованного лица по непосредственному обращению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).
Данная обязанность в силу указанного правового регулирования возложена на Уполномоченный орган местного самоуправления, который направляет соответствующий запрос в органы Роспотребнадзора, который, в свою очередь, подготавливает заключение и направляет его в Уполномоченный орган (орган местного самоуправления) в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
В связи с изложенным исковые требования прокурора о понуждении ответчика к получению в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю заключения о соответствии места (площадки) накопления ТКО требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, не основаны на нормах законодательства, а следовательно, в их удовлетворении надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района организовать площадку накопления твердых коммунальных отходов, оборудованную твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, высотой не менее одного метра в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 года, в срок до 01.10.2023 года.
В удовлетворении исковых требований к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о понуждении к получению в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю заключения о соответствии места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, Красноярскому природоохранному прокурору, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы, а прокурором – представления, через Дудинский районный суд.
Судья А.А.Калмыков
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2022 года