№ 2- 5330 /2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года г.Уфа РБ
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Латыпова А.Р.,
при секретаре Минязовой А.Г.,
с участием помощника прокурора Бикметовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ в интересах неопределенного круга лиц к Благотворительному фонду защиты животных «Доброта», об обязании устранить нарушения законодательства Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республики Башкортостан,
установил:
Прокурор по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением Благотворительному фонду защиты животных «Доброта», об устранении нарушения ч. 12, 13 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ и п. 5.25 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.02.2020 №117 (далее – Постановление).
В обоснование требований указано, что в приюте не полностью выполняются требования по обеспечению посещения приюта гражданами и добровольцами (волонтерами), отсутствует график посещения приюта, правила поведения посетителей приюта, которые должны быть размещены на стендах при входе в приют. Территория приюта огорожена забором высотой не менее 2-х метров. Договора и акты выполненных работ и на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию твердых бытовых отходов, биологических отходов, на оказание ветеринарных услуг, на проведение дезинфекционных работ не предоставлены. Территория приюта содержится в неудовлетворительном состоянии, загрязнена фекальными массами животных и захламлена посторонними предметами, биологическими останками, в виде костей от крупных сельскохозяйственных животных. Кроме того, на территории находится не закрытый автомобильный мусорный контейнер с бытовыми и пищевыми отходами, с доступом для животных, чем нарушены п.п. 5.22, п.п. 5.23 п. 5 Постановления.
Просит обязать Благотворительный фонд защиты животных «Доброта» устранить нарушения ч. 12, 13 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 5.22, 5.23, 5.6, 5.10, 5.5, 5.8, 5.11 п. 5, п. 5.25, п.п. 3.7. п. 3 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.02.2020 №117, в срок не позднее 3 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Бикметова Н.А. исковое заявление поддержала, по доводам, изложенным в нем, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель Благотворительного фонда защиты животных «Доброта» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен.
Заслушав стороны участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам. Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям данного Федерального закона.
Статьей 2 Федерального закона № 498-ФЗ установлены нравственные принципы и принципы гуманности обращения с животными: отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания; ответственность человека за судьбу животного; воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным; научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.
Согласно части 13 статьи 16 и части 7 статьи 18 Федерального закона № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан 28.02.2020 № 117 «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республике Башкортостан» утверждены правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них, в которых должны быть соблюдены установленные статьями 9, 16 и 17 Федерального закона № 498-ФЗ требования к осуществлению деятельности по обращению с животными.
Статьей 16 Федерального закона № 498-ФЗ предусмотрены требования к организации приютов для животных в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности, на которых владельцы отказались.
Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона № 498-ФЗ владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования: проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных; осуществлять учет животных, маркирование не снимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались; осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных без владельцев; содержать поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам; возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах; обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных без владельцев; размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о находящихся в приютах для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались; вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.
Судом установлено, в нарушение ч. 12, 13 ст. 16 Федерального закона № 498-ФЗ и п. 5.25 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.02.2020 №117 (далее – Постановление) в приюте не полностью выполняются требования по обеспечению посещения приюта гражданами и добровольцами (волонтерами), отсутствует график посещения приюта, правила поведения посетителей приюта, которые должны быть размещены на стендах при входе в приют; территория приюта огорожена забором высотой не менее 2-х метров. Договора и акты выполненных работ и на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию твердых бытовых отходов, биологических отходов, на оказание ветеринарных услуг, на проведение дезинфекционных работ не предоставлены.
Кроме того территория приюта содержится в неудовлетворительном состоянии, загрязнена фекальными массами животных и захламлена посторонними предметами, биологическими останками, в виде костей от крупных сельскохозяйственных животных; на территории находится не закрытый автомобильный мусорный контейнер с бытовыми и пищевыми отходами с доступом для животных, в нарушение п.п. 5.22, п.п. 5.23 п. 5 Постановления.
В нарушение пп. 5.10, п. 5 Постановления животные в приюте не содержатся как в индивидуальных, так и в групповых помещениях для содержания животных в зависимости от социализации животных и их индивидуальной совместимости. Нестерилизованные животные содержатся совместно независимо от пола, возраста, не исключающих наличие физического контакта друг с другом. Не осуществляется учет животных, маркирование не снимаемыми и несмываемыми метками.
В нарушение пп. 5.6, п. 5 Постановления территория приюта не разделена на следующие зоны: зону временного содержания животных, включающую в себя ветеринарный пункт, предназначенный для амбулаторного и стационарного лечения животных, проведения профилактических ветеринарных мероприятий, и карантинное помещение (ветеринарный пункт и карантинное помещение отсутствуют);
- производственную зону, включающую в себя помещения для длительного содержания животных и площадки для выгула животных (отдельная площадка выгула для животных отсутствует);
- административно- хозяйственную зону, включающую здания и сооружения административно- хозяйственных служб, подсобные помещения, склада хранения кормов, склада для хранения опилок, сена и другого постилочного материала, инвентаря;
- зону хранения отходов содержания животных;.
При входе в помещение для содержания животных отсутствуют дезинфекционные коврики по ширине прохода и длиной не менее одного метра, пропитанные дезинфицирующим раствором, чем нарушен п.п. 5.12, п. 5 Постановления.
Установлен, факт отсутствия дезинфекции колес автомобильного транспорта при въезде (выезде), чем нарушен пп. 5.5 п. 5. Постановления.
В помещении для содержания животных (в пяти вольерах) отсутствует информация, позволяющая идентифицировать содержащихся в них животных, в том числе дату рождения, вид, пол, возраст, порода, окрас, номер присвоенный при проведении мероприятий по учету животного, и иные признаки идентификации, чем нарушен п. б ч. 3 - Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.11.2019 № 1504 и п.п. 5.8, п. 5 Постановления.
Животные, содержащиеся в приюте, не имеют индивидуальных мисок для воды и кормов, чем нарушен п.п. 5.11 п. 5 Постановления.
Требования по смене подстилки по мере загрязнения, требования к дверям вольеров по открыванию двери вовнутрь и наличия запора, обеспечивающего невозможность самопроизвольного выхода собаки из вольера, не выполняются, чем нарушен п.п. 5.19 п. 5 Постановления.
В соответствии с п.п 3.7. п. 3 Постановления, после карантинирования клинически здоровым животным без владельцев в обязательном порядке должны быть проведены дегельминтизация, обработка против эктопаразитов и вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, и стерилизация, которая производится специалистом в области ветеринарии с соблюдением правил асептики и антисептики, с применением анестезирующего средства. Какие – либо документы, подтверждающие проведение таких мероприятий, отсутствуют.
На основании исследованных материалов дела, суд пришел к выводу о том, что содержание приюта, имеет нарушения ветеринарных и санитарных правил, законодательства в сфере ответственного обращения с животными, создает угрозу жизни, здоровью, а также безопасности неопределенного круга лиц, причинения вреда окружающей среде, животным в результате возникновения и распространения карантинных и особо опасных заболеваний.
Отсутствие соответствующей материально-технической базы не является основанием для отказа в иске.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ 0277086128, ░░░ 027601001, ░░░░ 1070200002740), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░, ░░. ░░░░ ░░░░░░░░, ░. 74, ░░. 176, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 12, 13 ░░. 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27.12.2018 № 498-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░.░. 5.22, 5.23, 5.6, 5.10, 5.5, 5.8, 5.11 ░. 5, ░. 5.25, ░.░. 3.7. ░. 3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 28.02.2020 №117, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 12.09.2022.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░