В районном суде № 5-1/2024 (5-279/2023;) |
72RS0025-01-2023-013204-57 |
Дело № 12-66/2024 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 20 марта 2024 года |
Судья Тюменского областного суда Лешкова С.Б., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу Мининой Веры Николаевны, её защитника Черепанова Александра Киприяновича,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мининой Веры Николаевны на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мининой Веры Николаевны,
у с т а н о в и л:
08 ноября 2023 года участковым уполномоченным отдела полиции №4 УМВД России по г.Тюмени мл. лейтенантом полиции А. в отношении Мининой В.Н. составлен протокол № 72 Т 740015551 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.2).
Указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены в Центральный районный суд г. Тюмени для рассмотрения (л.д.1).
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 января 2024 года Минина Вера Николаевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.77-86).
С данным постановлением не согласна Минина В.Н., которая в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Обращает внимание, что протокол об административном правонарушении составлен в нарушение сроков и места составления, без её участия и надлежащего извещения, а с содержанием она была ознакомлена только 14.11.2024, в связи с чем протокол об административном правонарушении подлежал возвращению в УМВД России по г. Тюмень. Утверждает, что при вынесении постановления судом не выяснены обстоятельства, подлежащие выяснению, а именно: обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Обращает внимание, что ранее судьёй районного суда, при аналогичных обстоятельствах принимались решения о прекращении дела об административном правонарушении. Настаивает, что администрацией г. Тюмени незаконно отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, в связи с чем состав административного правонарушения отсутствует. Ссылаясь на п.2 ч.4 ст.5 и ч.1 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004г. №54 –ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», указывает, что 04 октября 2023 года проводилось собрание, а не митинг, в связи с чем согласовывать данное мероприятие не требовалось. Указывает, что суд необоснованно не принял во внимание объявления в газете «Трудовая Тюмень», опровергающих её виновность (л.д. 93-114).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу Минина В.Н. в судебном заседании суда вышестоящей инстанции доводы, изложенные в жалобе, поддержала, пояснив, что 04 октября 2023 года она находилась в указанное время на Центральной площади г. Тюмени в связи с проведением собрания. Указала, что при составлении протокола об административном правонарушении она не присутствовала, ознакомлена с ним по истечении месяца, при этом права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ей не разъяснялись, в связи с чем нарушено её право на защиту.
Защитник Черепанов А.К. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал, пояснив, что в действиях Мининой В.Н. отсутствует событие и состав административного правонарушения. Также обратил внимание на допущенные процессуальные нарушения, связанные с процедурой составления протокола об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении участковый уполномоченный ОП №4 УМВД России по г. Тюмени А., о времени и месте рассмотрения жалобы Мининой В.Н. извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав Минину В.Н., её защитника Черепанова А.К., просивших об удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия определен Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В силу положений ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ для целей указанного Федерального закона используются следующие основные понятия: публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1); митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера(пункт 3).
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ, к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Обязанности организатора публичного мероприятия установлены частью 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ, а именно, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона (пункт 1); обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 3).
Одним из принципов проведения публичного мероприятия является законность, определённая пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ, как соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ч.1 ст.20.2 КоАП РФ).
Пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» (далее по тексту также – постановление Пленума № 28 от 26.06.2018) предусмотрено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником. При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
Административная ответственность организатора публичного мероприятия по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ наступает также в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям (часть 5 статьи 5, часть 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях). В силу части 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях орган публичной власти отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, в том числе если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с указанным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, членами Общероссийским общественным движением Российской Коммунистической рабочей партией (далее по тексту также - РКРП), МОД «Трудовая Тюмень», областной Совет РКСС, областной комитет Советских женщин, в комитет по межнациональным отношениям администрации г. Тюмени направлено уведомление о проведении 04 октября 2023 года на у памятника В.И.Ленину на Центральной площади города Тюмени в период с 17 часов 00 минут до 20 часов 00 минут публичного мероприятия в форме пикета и митинга в связи с 30-летием трагических событий в Москве 3-4 октября 1993, а также восстановления советского пенсионного возраста, за отмену закона о Биометрии и цифрового рубля, с количеством участников пикета 50 чел., митинга 250 чел. (л.д.12).
В ответе Администрации г. Тюмени на указанное уведомление № 03-06-5720/21 от 17 сентября 2023г., содержится указание на то, что в указанный день и время на данной территории запланировано проведение общественного спортивного мероприятия «Готов к труду и обороне», предложено изменить место проведение митинга. Таким образом данный ответ является мотивированным, основан на предусмотренном действующим законодательством основании и направлен на защиту здоровья неопределённого круга лиц, могущих принять участие в данном публичном мероприятии, как это предусмотрено частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, вопрос о законности ответа на уведомление в согласовании публичного мероприятия в форме митинга выходит за рамки предмета рассмотрения по данному делу, а соответствующие доводы защитника Черепанова А.К., основанием к отмене оспариваемого постановления судьи районного суда не являются.
Согласно имеющемуся в материалах дела рапорту старшего оперативного дежурного дежурной части УМВД России по Тюменской области У. 04 октября 2023 года в 18 часов 10 минут в дежурную часть УМВД России по Тюменской области поступило сообщение от заместителя начальника полиции УМВД России по Тюменской области К. о том, что у здания правительства Тюменской области на Центральной площади по адресу: г. Тюмень, ул. Володарского, д.45, проходит несанкционированное массовое мероприятие.
Заместитель начальника отделения УУП ОП № 4 УМВД России по г. Тюмени П. в своем рапорте также изложила следующее: 04 октября 2023 года с 18 часов 00 минут до 19 часов 00 минут по адресу: г. Тюмень, ул. Республики уд. 49 на Центральной площади г. Тюмени у памятника В.И. Ленину, установлен факт проведения несогласованного публичного мероприятия в форме митинга и пикетирования в связи с 30летием трагических событий в г. Москве 3-4 октября 1993 года. в данном публичном мероприятии приняло участие около 20 человек, которые объединены единой целью и организованностью, у данных граждан присутствовали различные плакаты с наглядной агитацией в виде следующих фраз: «Мы не хотим умирать на работе», «Руки прочь от нашей пенсии», «Увеличивайте пенсии, а не возраст», «Нет цифровому фашизму», «Свободу в проведении собраний, митингов, публичных мероприятий граждан», «Закон о биометрии жирный крест на конституции», «Нет закону о биометрии», и другие. При проведении публичного мероприятия использовалось звукоусиливающее устройство. В 18 часов 05 минут на Центральной площади с использованием звукоусиливающего устройства выступление начала Минина В.Н. Во время проведения публичного мероприятия Минина В.Н. была неоднократно предупреждена, что данное мероприятие несогласованное, незаконное и было выдвинуто требование о прекращении противоправных действий, на что Минина В.Н. не реагировала и продолжала проведение данного мероприятия. 03 октября 2023 года было вручено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Аналогичные обстоятельства изложены в рапорте заместителя начальника ООООП и ПММ Управления организации охраны общественного порядка УМВД России по Тюменской области О.
В объяснениях к протоколу об административном правонарушении от 08 ноября 2023 г. Минина В.Н. и её защитник Черепанов А.К., не оспаривая руководство Мининой В.Н. проводимым 04 октября 2023 г. публичным мероприятием, указали о своём несогласии с тем, что проведённое публичное мероприятие на Центральной площади г. Тюмени у памятника В.И. Ленину квалифицированно, как митинг, утверждали, что данное мероприятие являлось собранием.
Устанавливая признаки вмененного Мининой В.Н. правонарушения, судья правомерно исходил из того, что объективная сторона указанного правонарушения состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении организатором обязанностей, предусмотренных статьями 3-5,7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Действия Мининой В.Н. как организатора, нарушение публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 ст. 20.2 КоАП РФ., правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Мининой В.Н. подтверждаются: протоколом № 72 Т 740015551 об административном правонарушении от 08 ноября 2023 года (л.д.2); рапортом от 04 октября 2023 года (л.д. 3, 4); фото-таблицей (л.д.16-23), ответом Комитета по межнациональным отношениям администрации г. Тюмени от 19 сентября 2023 года (л.д. 65), видеозаписью с места совершения административного правонарушения (л.д.25), иными материалами дела.
Событие административного правонарушения установлено судьей районного суда на основании вышеперечисленных доказательств, которые всесторонне, полно и объективно исследовались и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Мининой В.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что публичное мероприятие, в котором Минина В.Н. принимала участие в указанное выше время и месте, проходило в форме собрания, несостоятельны.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, собранием признается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Исходя из понятия этой формы публичного мероприятия, положений ст. 2 названного Федерального закона, в силу которых проведение публичных мероприятий допускается в различных сочетаниях перечисленных в данной норме форм, а также фактических обстоятельств дела, установленных материалами дела, проводимое публичное мероприятие обоснованно признано судьей районного суда не отвечающим признакам собрания.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № 12-П, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3).
Позиция заявителя жалобы и его защитника о том, что в указанное время проводилось собрание, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности в совершении вмененного названному лицу административного правонарушения не опровергают, поскольку противоречат собранным по делу доказательствам.
Из материалов дела следует, что публичное мероприятие, организованное и проведенное Мининой В.Н., как одним из его организаторов, с очевидностью не может быть расценено, как собрание, вследствие чего вывод судьи районного суда о том, что Мининой В.Н. допущены противоправные виновные действия, образующие состав вышеуказанного административного правонарушения, является правильным.
Указание заявителя на нарушение должностным лицом предусмотренных статьями 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и его направления для рассмотрения судье не влечет признание этого доказательства недопустимым и отмену принятых по делу актов, поскольку данные сроки не являются пресекательными. Соответствующее разъяснение содержит пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вместе с тем, представленные в дальнейшем Мининой В.Н. постановление за подписью секретаря Тюменского обкома РКРП(б)-КПСС Черепанова А.К. от 25 сентября 2023 об отмене проведения митинга 04 октября 2023 и проведении собрания жителей Тюмени 04 октября 2023, вывода суда о наличии состава административного правонарушения не опровергает, поскольку содержит указание на принятие решения о проведении 04 октября 2023г. на Центральной площади у памятника В.И. Ленину собрания жителей г. Тюмени, то есть запланированного мероприятия, направленного на доведение своего мнения по указанному в постановлении вопросу неограниченному кругу лиц, поскольку вопреки утверждениям жалобы вышеуказанное постановление предусматривало участие в данном мероприятии, определяемом, как собрание, не членов партии, а жителей г. Тюмени, то есть неограниченного круга лиц, вследствие чего указанное мероприятие собранием признано быть не может.
Так из имеющихся в материалах дела видеозаписей следует, что состоявшееся 04 октября 2023г. публичное мероприятие, принимая во внимание фактически неограниченное чем-либо количество его участников, виды и характер размещения на территории Центральной площади г. Тюмени используемых участниками публичного мероприятия средств массовой агитации, предназначенных для доведения своего мнения неопределённому кругу лиц, а также использование звукоусиливающей аппаратуры и её параметров, являлось митингом, поскольку было направлено именно на публичное доведение выступавшими неограниченному кругу лиц своего мнения о относительно восстановления советского пенсионного возраста, за отмену закона о Биометрии и цифрового рубля, а также в связи с 30-летием трагических событий в Москве 3-4 октября 1993, а также, а также действий государственной власти в данной области.
С учётом изложенного нахожу, что судьёй районного суда сделан правильный вывод о том, что Минина В.Н., являясь организатором публичного мероприятия, направив в числе других лиц уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета и митинга в соответствующий государственный орган, но не получив согласие на его проведение, заведомо и достоверно зная о незаконности проводимого 04.10.2023г. несогласованного публичного мероприятия в форме пикета и митинга, допустила нарушение требований ст.ст.3,5 Федерального закона №54.
Кроме того, защитником Мининой В.Н. Черепановым А.К. в судебном заседании суда вышестоящей инстанции представлена повестка на имя Мининой В.Н. о явке 08 ноября 2023 г. к 11 ч.00 мин. для составления протокола об административном правонарушении. Следовательно, Минина В.Н. была извещена о времени и месте составления протокола.
Таким образом, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, всем, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях Мининой В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ, порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, при этом судьёй районного суда учтено наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность Мининой В.Н. обстоятельств, в соответствии с установленной частью 1 ст. 20.2 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется.
В то же время доводы защитника Мининой В.Н. – Черепанова А.К. в судебном заседании Тюменского областного суда об иных, указываемых им нарушениях, допускаемых властными органами, выходят за рамки предмета рассмотрения по делу и основанием к отмене оспариваемого постановления судьи районного суда не являются.
Принимая во внимание изложенное, полагаю, что порядок привлечения Мининой В.Н. к административной ответственности соблюден, обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 1 ст. 20.2 указанного Кодекса санкцией, в связи с чем оснований к отмене либо изменению постановления судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 января 2024 года оставить без изменения, жалобу Мининой Веры Николаевны- без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда / подпись/ С.Б.Лешкова
копия верна:
Судья Тюменского областного суда С.Б.Лешкова