РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Чугуевка 02 марта 2022 года
Судья Чугуевского районного суда Приморского края Колесникова Т.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «ФОРЕСТ-СТАР» Медведевой Е.В. на постановление от 09.11.2021 года №359-02/2021л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Николаева Е.Г., юридическое лицо - ООО «ФОРЕСТ-СТАР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным, защитник ООО «ФОРЕСТ-СТАР» Медведева Е.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы указала, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не установлено событие административного правонарушения, допущены нарушения норм процессуального и материального права. Так, из содержания протокола об административном правонарушении от 28.07.2021 года следует, что ООО «ФОРЕСТ-СТАР» допущено нарушение п/п. «з» п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст.23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 года №993. Фактически лесозаготовительная деятельность на территории лесосеки окончена в ноябре 2020 года. В указанный период времени правоотношения в сфере заготовки древесины регламентированы Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках указанных в ст.23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 года №474. В связи с этим, на момент осуществления лесозаготовительной деятельности в обязанности ООО «ФОРЕСТ-СТАР» не входило соблюдение и исполнение Правил заготовки древесины от 01.12.2020 года, т.к. они не действовали. ООО «ФОРЕСТ-СТАР» необоснованно и несостоятельно инкриминировано нарушение положений недействующего нормативно-правового акта.
Защитник полагала, что акт осмотра лесосеки от 21.06.2021 года является недопустимым доказательством, поскольку осмотр лесосеки произведен по истечению более 6 месяцев со дня окончания работ, что в свою очередь, свидетельствует о нарушении положений Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 года №367. В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют и иные допустимые и относимые доказательства совершения ООО «ФОРЕСТ-СТАР» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, защитник просил постановление по делу об административном правонарушении от 09.11.2021 года №359-02/2021л отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ООО «ФОРЕСТ-СТАР» и его защитник Е.В. Медведева не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Заместитель начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Николаев Е.Г. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Изучив доводы жалобы, возражения представителя министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, в районный суд по месту совершения правонарушения. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины. Санкция данной статьи предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу ч.ч. 1, 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, которые действовали до 01.01.2021.
В силу п.п. «з» п. 12 названных Правил заготовки древесины, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке. При этом, пунктом 11 этих Правил установлено, что вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков вывоза древесины допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, не более, чем на 12 месяцев и только по письменному заявлению лица, использующего леса.
В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132, Приказ Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474, которым утверждены названные Правила, признан утратившим юридическую силу с 01.01.2021, и Приказом Минприроды РФ от 01.12.2020 № 993 с 01.01.2021 введены в действие новые Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ. Подпунктом «з» п. 12 новых Правил также установлено, что не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалами ООО «ФОРЕСТ-СТАР» на основании договора аренды от 11.09.2008 №75/29 является арендатором лесных участков, расположенных в Березовском участковом лесничестве Чугуевского лесничества Приморского края, в том числе квартала № 204. 13.12.2019 ООО «ФОРЕСТ-СТАР» в департамент лесного хозяйства Приморского края направлена лесная декларация №2 от 13.12.2019 о намерении использования лесов для заготовки древесины в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, на территории лесосеки № 83 в выделе № 8 квартала № 204 Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества.
13.04.2021 года ООО «ФОРЕСТ-СТАР» уведомлено директором Чугуевского филиала КГКУ «Примлес» об осмотре мест рубок по договору аренды № 75/29 от 11.09.2008 в Березовском участковом лесничестве в период с 10.06.2021 по 25.06.2021.
21 июня 2021 года участковым лесничим Березовского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Примлес», проведен осмотр места рубок лесосеки №83 в выделе 8 квартале 204 Березовского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Примлес», разрабатываемой ООО «ФОРЕСТ-СТАР» по договору аренды лесного участка от 11.09.2008 №75/29 на основании лесной декларации от 13.12.2019 №2. В ходе осмотра мест рубки, участковым лесничим Березовского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Примлес» ФИО4, в присутствии представителя ООО «ФОРЕСТ-СТАР» по доверенности от 07.06.2021 ФИО5, обнаружено, что при заготовке древесины на указанной лесосеке, допущено нарушение, а именно не вывезена в срок дровяная древесина со склада, а именно Береза белая в объеме – 50 куб.м. и Осина в объяме – 30 куб.м., что является нарушением Правил заготовки древесины, а именно п.п. «з» п. 12 названных Правил, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474, действовавших на момент фактической лесозаготовительной деятельности, и п.п. «з» п. 12 новых Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 01.12.2020 № 993, которые действовали в момент осмотра лесосеки.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении ООО «ФОРЕСТ-СТАР» протокола от 28.07.2021 №66 об административном правонарушении по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения этого юридического лица к административной ответственности по указанной норме.
Проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ООО «ФОРЕСТ-СТАР» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Оснований для признания недопустимым доказательством акта осмотра лесосеки не имеется. Осмотр лесосеки проведен в соответствии с приложением № 4 «Порядок осмотра лесосек» к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 367 в присутствии представителя юридического лица. Согласно п.5 указанного Порядка, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со для окончания выполнения лесосечных работ. В соответствии с лесной декларацией №2 от 13.12.2019 года, ООО «ФОРЕСТ-СТАР» заявлен период заготовки древесины с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года. Таким образом, нарушений не допущено, окончанием выполнения лесосечных работ является 31.12.2020 года, осмотр проведен в пределах 6-ти месячного срока - 21.06.2021 года.
Также суд находит несостоятельным довод жалобы о том, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют допустимые и относимые доказательства совершения ООО «ФОРЕСТ-СТАР» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28.07.2021 года №66, актом осмотра лесосеки от 21.06.2021 года, фотоматериалами, договором аренды лесного участка от 11.09.2008 № 75/29, технологической картой лесосечных работ и другими материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Более того, представитель ООО «ФОРЕСТ-СТАР» ФИО5 согласился с выявленными правонарушениями и подписал акт осмотра лесосеки без замечаний.
Доводы защитника о том, что действовавшие на момент осмотра лесосеки по состоянию на 26 июня 2020 года Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года №474, были отменены с 01 января 2021 года и на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не могли являться основанием для привлечения к административной ответственности, основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Так, Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", который определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Согласно ст. 15 указанного Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ, Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. При этом, Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N2467, утвержден Перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Так, Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474, в названный перечень не входят.
Постановлением Правительства от 28.07.2020 №1132, Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474, утратили силу с 01.01.2021, но в связи принятием Приказа Минприроды РФ от 01.12.2020 № 993 с 01.01.2021 утверждены новые Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах и п.п. «з» п. 12 новых Правил, установлено требование аналогичное п.п. «з» п. 12 старых Правил, а именно, что не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Таким образом, признание утратившим силу нормативного акта, нарушение которого вменяется ООО « Форест-Стар», было обусловлено принятием нового нормативного акта, аналогичным образом регламентирующего те же правоотношения. В связи с этим, изменений, улучшающих положение юридического лица, в действующее законодательство не вносилось и оснований для применения положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ и прекращения производства по делу об административном правонарушении по п.5 либо 5.1 ч. 1 ст. 24.5 того же кодекса не имеется.
Рассматривая доводы защитника ООО «Форест-Стар» о том, что юридическому лицу необоснованно вменено нарушение п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины, вступивших в силу только с 01 января 2021 года, суд принимает во внимание следующее. В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, лицо совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Поскольку вмененное в вину ООО «Форест-Стар» правонарушение является длящимся, то в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 КоАП РФ датой его совершения является дата выявления допущенных лицом нарушений, то есть 21.06.2021 года.
На момент осмотра лесосеки и выявления факта правонарушения, допущенного ООО «Форест Стар» действовали правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года №993. В связи с тем, что диспозиция ст. 8.25 КоАП РФ носит бланкетный характер и предусматривает административную ответственность за нарушение правил заготовки древесины, с учетом приведенных выше положений закона в постановлении по делу об административном правонарушении должностным лицом верно указано на нарушение юридическим лицом п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года №993. Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 № 474, на тот момент уже не действовали.
Вина Общества в совершении вмененного административного правонарушения установлена в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ. У Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Юридическим лицом ООО «ФОРЕСТ-СТАР» не были приняты должные меры по организации лесозаготовительной деятельности в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ, направленные на своевременное соблюдение требований Правил заготовки древесины, предусматривающие безусловное их исполнение.
Таким образом, ООО «ФОРЕСТ-СТАР» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО «ФОРЕСТ-СТАР» с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соразмерно содеянному, правила назначения административного наказания должностным лицом не нарушены. Оснований для снижения размера наказания, с учетом обстоятельств дела, не имеется.
При производстве по настоящему делу существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не допущено.
Противоречий по делу, которые в силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу Общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Николаева Е.Г. от 09.11.2021 года №359-02/2021л, согласно которого ООО «ФОРЕСТ-СТАР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ФОРЕСТ-СТАР» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.В. Колесникова