Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Шадринский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьиСухановой А.Г.
при секретареКоротковой С.Э.
с участием представителя истца помощника Шадринского межрайонного прокурора Грохотовой Е.Г., представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1» Степановой О.Г., представителя ответчика Администрации г.Шадринска Ананьиной Т.А., представителя ответчика Отдела образования Администрации г. Шадринска Ильиной А.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске 9 февраля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей № 1», Администрации г.Шадринска и Отделу образования Администрации г.Шадринска о возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования,
у с т а н о в и л:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей № 1» (далее – МБОУ «Лицей № 1»), Администрации г.Шадринска Курганской области о возложении обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования.
В ходе рассмотрения дела в качестве ответчика привлечен Отдел образования Администрации г.Шадринска, в качестве третьего лица – Финансовый отдел Администрации г.Шадринска.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки состояния законности в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму образовательными учреждениями г.Шадринска установлены нарушения исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ «Лицей № 1». Установлено, что здание по ул.Спартака, 18 в г.Шадринске является объектом, подлежащим антитеррористической защите, на который составлен паспорт безопасности и присвоена 1 категория опасности.
Вместе с тем, до настоящего времени здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Не проведены мероприятия по обеспечению охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации. Основные входы в здание, входящие в состав объекта не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны). Отсутствуют средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
В адрес Главы Администрации г.Шадринска 18.07.2022 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. На указанное представление предоставлен ответ, что приняты меры к устранению нарушений, спланирована поэтапная работа по выполнению данных мероприятий. Однако до настоящего времени указанные мероприятия антитеррористической защищенности МБОУ «Лицей № 1» не выполнены.
С учетом уточнения требований просит обязать МБОУ «Лицей № 1» обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования, расположенного по адресу: г.Шадринск, ул.Спартака, 18, а именно:
оборудовать объекты (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
обеспечить охрану объекта образования сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
основные входы в здание, входящие в состав объектов (территорий), оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
на 1 этаже в помещении для охраны установить средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Обязать Администрацию г.Шадринска, Отдел образования Администрации г.Шадринска обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов МБОУ «Лицей № 1» в срок до 31.03.2023.
В судебном заседании истец помощник Шадринского межрайонного прокурора исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Лицей № 1» Степанова О.Г. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что МБОУ «Лицей №1» присвоена первая категория опасности. Лицеем была проделана большая работа по принятию мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности здания, осталось выполнить только дорогостоящие работы. Она многократно обращалась к Главе г.Шадринска и его заместителю, руководителю финансового отдела, руководителю Отдела образования с просьбой о выделении денежных средств на выполнение мероприятий. Запланировано выполнение всех работ в 2023 году. Финансирование школы осуществляется Отделом образования Администрации г. Шадринска.
Представитель ответчика Отдела образования Администрации г. Шадринска Ильина А.И. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время утвержден график выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объектов образования и работы в отношении здания МБОУ «Лицей № 1» будут выполнены в июне-июле 2023 года.
Представитель ответчика Администрации г.Шадринска Ананьина Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в возражениях указала, что Администрация г.Шадринска является ненадлежащим ответчиком, поскольку на территории муниципального образования действует программа «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в городе Шадринске» на 2020-2023 годы, утвержденная постановлением Администрации г.Шадринска от 13.12.2019 № 2277. Ответственным исполнителем за повышение уровня антитеррористической защищенности учреждений, подведомственных отделу образования Администрации г.Шадринска, является отдел, который наделен полномочиями главного распорядителя бюджета города и обязан обеспечивать образовательное учреждение необходимыми средствами.
Представитель третьего лица Финансового отдела Администрации г. Шадринска в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в свое отсутствие, будучи опрошенным ранее, пояснял, что Отдел образования Администрации г.Шадринска является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для нужд образовательных учреждений, и надлежащим ответчиком по делу. Получатели бюджетных средств, в частности МБОУ «Лицей №1», вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, здание МБОУ «Лицей № 1» расположено по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Спартака, 18, ему присвоена 1 категория опасности. Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства в деятельности МБОУ «Лицей № 1», в результате которой выявлены нарушения, а именно: здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не проведены мероприятия по обеспечению охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; основные входы в здание, входящие в состав объекта, не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); отсутствуют средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; нести ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктами 17 и 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
Пунктами 24,25,26 указанных Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Таким образом, судом установлено, что на территории МБОУ «Лицей № 1» не выполнены предъявляемые к 1 категории опасности объектов образования обязательные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности. Графиком, согласованным с руководством Администрации г.Шадринска, предусмотрено выполнение работ в МБОУ «Лицей № 1» в июне-июле 2023 года.
Суд отмечает, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Указанное создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.
При таких обстоятельствах исковые требования о возложении на МБОУ «Лицей № 1» заявленных обязанностей по обеспечению антитеррористической защищенности его объектов являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос о возложении на ответчиков обязанности по финансированию обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта суд отмечает следующее.
В силу п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 53 настоящего федерального закона).
Из пункта 2.1 Устава МБОУ «Лицей № 1» следует, что учредителем лицея и собственником ее имущества является муниципальное образование – город Шадринск в лице Администрации города.
В своей деятельности Лицей подведомственен и подконтролен Отделу образования Администрации города Шадринска (п.2.4).
Согласно п.п.2.5,2.5.1 Устава функции и полномочия учредителя передаются Отделу образования Администрации г.Шадринска в части осуществления финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
В соответствии с Положением об Отделе образования Администрации города Шадринска, утвержденным решением Шадринской городской Думы от 26.12.2017 № 288, Отдел является органом Администрации города Шадринска. Осуществляет проведение на территории муниципального образования – город Шадринск государственной политики в сфере образования для получения качественного образования и воспитания, в полномочия которого входит, в том числе исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Отдела образования и подведомственных муниципальных организаций, а также главного администратора доходов бюджета и закрепленным за ним видам доходов; является уполномоченным органом по расходованию средств бюджета Курганской области в виде субвенций и субсидий, поступающих в бюджет города Шадринска на реализацию полномочий в сфере образования (пункты 1.2, 2.1, 3.39, 3.40 Положения).
Постановлением Администрации г.Шадринска от 13.12.2019 № 2277 утверждена муниципальная программа «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в городе Шадринске» на 2020-2023 годы. Ответственным исполнителем за повышение уровня антитеррористической защищенности учреждений, подведомственных отделу образования Администрации г.Шадринска, является Отдел образования, которому из бюджета города Шадринска предусмотрено выделение денежных средств на выполнение задач данной программы.
В соответствии с выпиской из решения Шадринской городской Думы от 22.12.2022 № 415 «О бюджете города Шадринска на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» Отделу образования Администрации г.Шадринска предусмотрено выделение 900000 рублей, в том числе на выполнение вышеуказанной муниципальной программы, создание условий для антитеррористической безопасности мест массового пребывания людей, усиление антитеррористической защищенности объектов муниципальных учреждений.
Исходя из изложенного Отдел образования Администрации г.Шадринска от имени муниципального образования г.Шадринск осуществляет функции и полномочия учреждения в отношении муниципальных образовательных учреждений города, находящихся в его ведении, и является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города Шадринска по отрасли "Образование".
Учитывая, что МБОУ «Лицей № 1» является бюджетным учреждением, сведений о наличии самостоятельных денежных средств на выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности его объектов не представлено, суд приходит к выводу, что на Отдел образования Администрации города Шадринска должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, и об отказе в иске в этой части требований, заявленных к Администрации г.Шадринска.
Поскольку выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта МБОУ «Лицей № 1» требует значительных финансовых и временных затрат, суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом графика выполнения работ находит возможным установить ответчику для исполнения настоящего решения срок до 30.04.2023, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения.
При этом ответчик не лишен права при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения в определенный срок, на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» обеспечить антитеррористическую защищенность объекта образования, расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул.Спартака, 18, а именно:
оборудовать объекты (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
обеспечить охрану объекта образования сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
основные входы в здание, входящие в состав объектов (территорий), оборудовать контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
на 1 этаже в помещении для охраны установить средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Обязать Отдел образования Администрации г.Шадринска обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБОУ «Лицей № 1» в срок до 30.04.2023.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2023 года.
Судья А.Г.Суханова