№2-6488/2016
Решение
именем Российской Федерации
10 ноября 2016 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Гелета А.А.,
при секретаре Трифоновой К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пукалова Ю. А. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России о признании незаконными действий по исключению из состава участников программы «Жилище» и восстановлении в составе участников,
У С Т А Н О В И Л:
Пукалов Ю.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону с указанным иском ссылаясь на следующие обстоятельства.
22.04.2016 года истец был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны РФ в связи с переселением из закрытого военного городка путем получения государственного жилищного сертификата с составом семьи супруга – фио5, дочь фио4
11.06.2016 года им было получено уведомление об исключении из состава участников вышеуказанной подпрограммы. Причиной отказа послужило установление данных о реализации его супругой фио 22.10.2013 года 3/4 доли жилого помещения площадью 72,5 кв.м по адресу: <...>. согласно уведомления, в соответствии с п. 16 и п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г.., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты Пукалову Ю.А. составляет 0 кв.м (54 кв.м (из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи) – 54,375 кв.м (площадь жилого помещения отчуждаемого фио.) = - 0,375 кв.м. Однако считает данный расчет необоснованным. В состав его семьи, помимо указанных лиц- супруги фио и дочери фио2 всегда входили фио1- сын супруги, фио3 – внук. Указанные лица также являются членами семьи его супруги фио Именно супруга отчуждала принадлежащую ей долю в праве собственности на жилое помещение. Данное жилое помещение было приобретено ею в порядке наследования и соответственно являлось ее личной собственностью. Поэтому при расчете общей площади жилого помещения, принимаемой для расчета размере социальной выплаты должны быть учтены все члены семьи, проживающие как с ним, так и с его супругой- фио Таким образом, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты должен составлять 35,625 кв.м (90 кв.м (из расчета 18 кв.м Х5 членов семьи)- 54,375 кв.м (площадь жилого помещения отчуждаемого фио) = 35,625 кв.м.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконными действия ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» по исключению его из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны РФ и восстановить его в вышеуказанном составе участников.
В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленные исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ по доверенности в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 08.05.2006) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 – 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы.
Подпунктом "б" пункта 5 Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Такое основание определено и приказом Министра обороны РФ от 08.11.2011 года № 2050 «Об утверждении Порядка формирования списков граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах РФ.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты: по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Учитывая вышеуказанные нормативные положения настоящих правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты Пукалову Ю.А. составляет 0 кв.м: 54 кв.м (из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи) – 54,375 (площадь жилого помещения отчуждаемого фио)= - 0,375 кв.м.
Согласно пункту 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
На основании пункта 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16(1) настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Пукалов Ю.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах в период с 1981 года по 1983 год, с 17.06.1993 года по 28.08.2008 года, уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 17 лет 1 месяц 22 дня. В период военной службы фио6, как военнослужащему, на состав семьи 4 человека предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. В соответствии с действующим на тот период времени законодательством указанная квартира включена в число служебных постановлением Главы администрации Аксайского района Ростовской облатси от 4.06.2001 года № 792.
Распоряжением Правительства от 01.06.2000 № 752-р п. Степной включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. По настоящее время п. Степной из указанного перечня закрытых военных городков не исключен.
11.01.2016 года фио6 обратился в адрес ФГКУ «Югрегионжилье» с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» как гражданина, подлежащего переселению из закрытого военного городка. В указанном заявлении в качестве членов его семьи указаны следующие лица: супруга – фио, сын супруги – фио1, дочь – фио2, внук – фио3.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, с учетом представленных документов, имеющихся в учетном деле, 22.04.2016 года Пукалов Ю.А. был признан участником подпрограммы с составом семьи два человека: супруга – фио, дочь фио4, как гражданин, подлежащий переселению из закрытого военного городка путем получения государственного жилищного сертификата.
31.05.2016 года Пукаловым Ю.А. в адрес ФГКУ «Югрегионжилье» предоставлены дополнительные документы для приобщения к материалам учетного дела на получение государственного жилищного сертификата, а именно: свидетельство о праве на наследство по завещанию от 10.06.2009 года, в соответствии с которым фио, супруга истца приняла наследство в виде ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 72,5 кв.м, расположенный по адресу: <...>. По сведениям полученным ответчиком из ЕГРП 18.05.2016 года установлено, что фио 08.07.2009, 05.04.2010 года было зарегистрировано право на 0,5 и 0,25 долей в праве на жилой дом,. Площадью 72,5 кв.м, расположенный по адресу: <...>. Впоследствии 22.10.2013 года фио произведены действия по отчуждению 3/4 долей жилого помещения общей площадью 72,5 кв.м, по адресу: <...> пользу третьих лиц.
Между тем, обращаясь с рапортом о выдаче государственного жилищного сертификата и указывая об обязанности выполнений условий Правил выпуска и реализации ГЖС, Пукалов Ю.А. не сообщил о факте отчуждения указанного жилого помещения.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, изначально на дату обращения с рапортом о включении истца и его членов семьи в качестве участников подпрограммы на получение ГЖС оснований для признания семьи фио7 нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в том числе по избранному месту жительства, не имелось.
Доводы истца о том, что при проведении расчета общей площади жилого помещения, принимаемой для расчета размера социальной выплаты, должны быть учтены фио1- сын супруги, фио3 – внук, как члены его семьи суд находит основанными на неверном толковании норм права, так как данные лица не могут являться членами семьи участника подпрограммы в настоящее они не являются.
Кроме того, решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.07.2016 года Пукалову Ю.А., фио1, фио3 в лице законного представителя отказано в признании членами семьи участника подпрограммы.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 61 ГПК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением (постановлением) по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых основания для признания не законным решения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об исключении Пукалова Ю.А. и членов его семьи из участников подпрограммы, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Пукалова Ю. А. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России о признании незаконными действий по исключению из состава участников программы «Жилище» и восстановлении в составе участников отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.11.2016 года.
Судья: